Прямые работодатели против кадровых агентств

Исследование подготовлено на основе анализа 1 407 726 вакансий, размещенных на сайтах hh.ru, rabota.mail.ru и career.ru в 2008 – 2011 гг., и онлайн-опроса, проведенного в период с 21 по 28 ноября 2011 г. (количество опрошенных составило 10 195 человек)

Основные выводы:

1. Прямые работодатели размещают вакансии активнее, чем кадровые агентства. По итогам 3 квартала 2011 года количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 53% выше, чем в 1 квартале 2008 года. А вот вакансий, которые были размещены кадровыми агентствами, оказалось на 28% меньше по сравнению с аналогичным периодом.

2. Последние три года на рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами. На их долю в 3 квартале 2011 года пришлось 9%, тогда как в 1 квартале 2008 года — 18%.

3. Уровень предлагаемых зарплат в вакансиях, которые размещают кадровые агентства, во всех проф.сферах выше, чем в вакансиях, размещенных прямыми работодателями. Это является следствием того, что через агентства чаще ищут более опытных и, как следствие, более высокооплачиваемых специалистов.

4. Наибольшее различие в предлагаемых зарплатах отмечается в сфере «Банки/Инвестиции/Лизинг». В среднем зарплаты в вакансиях от кадровых агентств в этой области в 1,5 раза выше, чем зарплаты, которые встречаются в вакансиях от прямых работодателей.

5. Наименьшее различие в зарплатах наблюдается в сфере «Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты»: уровень предлагаемых кадровыми агентствами зарплат всего на 6% выше, чем заявляемый прямыми работодателями.

6. Самым популярным кадровым агентством по количеству вакансий является «Кадровый центр ЮНИТИ» (8% всех размещенных кадровыми агентствами вакансий).

7. Среди тех, кто когда-либо искал работу самостоятельно, 57% отметили, что откликаются на вакансии, которые размещает только прямой работодатель на специальных работных сайтах. На вакансии только от кадрового агентства откликаются всего 8% опрошенных.

8. Основными недостатками вакансий, которые размещают кадровые агентства, являются отсутствие информации о непосредственном работодателе (64%) и слишком длинная цепочка взаимодействия с кадровым агентством (49%).

9. Среди недостатков вакансий, которые размещают только прямые работодатели, 32% опрошенных отметили небольшое количество размещенных вакансий.

Динамика вакансий на рынке труда

Прямые работодатели размещают вакансии гораздо активнее, нежели кадровые агентства. Об этом говорит динамика роста: по итогам 3 квартала 2011 года количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 53% больше, чем в 1 квартале 2008 года. А вот вакансии, которые были размещены кадровыми агентствами, за тот же период показали отрицательную динамику – падение составило 28%.

Стоит отметить, что количество вакансий, размещенных кадровыми агентствами, на протяжении последних трех лет ниже, чем в 1 квартале 2008 года. В то же время спрос со стороны прямых работодателей превысил докризисный уровень более года назад, во 2 квартале 2010 года.

Наибольший «провал» количества вакансий, которые разместили прямые работодатели, был отмечен в 1 квартале 2009 года, когда спрос упал вдвое. Падение вакансий от кадровых агентств было более глубоким — на 72% во 2 квартале 2009 года.




Если сравнивать динамику вакансий для прямых работодателей в Москве и Санкт-Петербурге, то в целом она очень схожа.

До 1 квартала 2009 года количество вакансий в Санкт-Петербурге прирастало немного быстрее, чем в Москве. Начиная со 2 квартала 2009 года наблюдалась обратная ситуация.




В случае с вакансиями от кадровых агентств также отмечается схожая динамика по Москве и Санкт-Петербургу, но при этом в Северной столице динамика выше, и в отличие от Москвы она была положительной до 4 квартала 2008 года.





Структура вакансий на рынке труда

На долю вакансий, которые размещают кадровые агентства, в 3 квартале 2011 года приходилось всего 9%, а на долю вакансий от прямых работодателей – соответственно 91%. В 1 квартале 2008 года доля вакансий от кадровых агентств составляла 18%. Таким образом, последние три года на рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами, вакансиями, которые предлагают прямые работодатели.





Структура вакансий по сферам деятельности и у прямых работодателей, и у кадровых агентств схожая. На первом месте по количеству стоит сфера «Продажи» — на нее пришлось по 16% всех вакансий и у тех, и у других. На втором месте — «Информационные технологии/Телекоммуникации» (15% у прямых работодателей и 13% у кадровых агентств). На третьем месте в структуре вакансий среди прямых работодателей — «Административный персонал» (8%), а среди вакансий для кадровых агентств — «Бухгалтерия/Финансы предприятия» (9%).

Самые малочисленные сферы — «Некоммерческие организации», «Добыча сырья», «Домашний персонал», «Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты» и «Наука/Образование» — не более 1%.

Структура вакансий по сферам, Москва Прямой работодатель Кадровое агентство
Продажи 16% 16%
Информационные технологии/Телекоммуникации 15% 13%
Административный персонал 8% 8%
Маркетинг/Реклама/PR 8% 8%
Бухгалтерия/Финансы предприятия 7% 9%
Банки/Инвестиции/Лизинг 7% 6%
Строительство/Недвижимость 5% 5%
Транспорт/Логистика 4% 4%
Начало карьеры/Студенты 4% 3%
Производство 3% 5%
Управление персоналом/Тренинги 3% 4%
Юристы 2% 2%
Туризм/Гостиницы/Рестораны 2% 1%
Закупки 2% 2%
Страхование 2% 2%
Автомобильный бизнес 2% 1%
Консультирование 2% 2%
Медицина/Фармацевтика 2% 3%
Рабочий персонал 1% 1%
Искусство/Развлечения/Масс-медиа 1% 1%
Высший менеджмент 1% 3%
Безопасность 1% 0%
Инсталляция и сервис 1% 1%
Наука/Образование 1% 1%
Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты 1% 0%
Домашний персонал 0% 0%
Добыча сырья 0% 1%
Некоммерческие организации 0% 0%

Если рассматривать структуру вакансий в разрезе одной проф.области, то можно сказать, что кадровые агентства склонны размещать вакансии в таких сферах, как «Добыча сырья» (41% всех вакансий), «Высший менеджмент» (34%) и «Медицина/Фармацевтика» (25%).





В структуре размещенных вакансий по опыту работы кадровые агентства имеют больший вес среди вакансий с опытом более 6 лет — на них приходится почти четверть от общего количества. Прямые работодатели чаще склонны искать сотрудников с небольшим опытом работы.

Можно сделать вывод, что кадровые агентства ориентированы больше на поиск людей на руководящие должности с уже наработанной базой навыков и знаний. Но при этом во всех категориях по опыту работы все равно доминируют вакансии прямых работодателей.





В структуре вакансий по типу занятости практически во всех категориях большинство вакансий размещают прямые работодатели. Кадровые агентства наиболее активны в размещении вакансий с полной занятостью и проектной/временной работой (по 12% от общего количества вакансий в каждой группе), менее активны — в размещении вакансий с частичной занятостью и стажировками (не более 5%).





Различия в зарплате и ее прозрачность в профессиональных сферах

Уровень зарплат в вакансиях, которые размещают кадровые агентства, во всех проф.сферах выше, чем в вакансиях, размещенных прямыми работодателями.

Наибольшее различие отмечается в сфере «Банки/Инвестиции/Лизинг». В среднем зарплаты в вакансиях от кадровых агентств здесь в 1,5 раза выше, чем зарплаты, которые встречаются в вакансиях от прямых работодателей.

Зарплаты в сфере «Юристы» у кадровых агентств в 1,3 раза выше, чем у вакансий, которые размещают прямые работодатели.

Наименьшее различие — в сфере «Спортивные клубы/Фитнес/Салон красоты»: уровень предлагаемых кадровыми агентствами зарплат всего на 6% выше заявленного у прямых работодателей.





Самая прозрачная профсфера с точки зрения указанных зарплат в вакансиях кадровых агентств — «Туризм/Гостиницы/Рестораны» (в 78% всех вакансий указана заработная плата), а непрозрачная — «Добыча сырья» (лишь в каждой третьей вакансии указана предлагаемая зарплата).

«Рабочий персонал» — наиболее прозрачная сфера в вакансиях, которые размещают прямые работодатели (84%), а «Высший менеджмент» — непрозрачная (27%).

Прозрачность зарплат в Москве, % Прямой работодатель Кадровое агентство
Рабочий персонал 84% 77%
Туризм/Гостиницы/Рестораны 77% 78%
Продажи 76% 57%
Домашний персонал 75% 73%
Административный персонал 75% 67%
Банки/Инвестиции/Лизинг 7% 6%
Транспорт/Логистика 73% 54%
Страхование 72% 61%
Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты 72% 60%
Инсталляция и сервис 69% 53%
Начало карьеры/Студенты 68% 62%
Автомобильный бизнес 68% 43%
Строительство/Недвижимость 66% 59%
Безопасность 66% 59%
Бухгалтерия/Финансы предприятия 65% 50%
Медицина/Фармацевтика 60% 46%
Некоммерческие организации 59% 71%
Искусство/Развлечения/Масс-медиа 59% 61%
Маркетинг/Реклама/PR 59% 46%
Юристы 58% 56%
Наука/Образование 58% 54%
Производство 57% 48%
Закупки 56% 46%
ИТ/Телекоммуникации 55% 47%
Управление персоналом/Тренинги 53% 45%
Консультирование 48% 48%
Банки/Инвестиции/Лизинг 43% 39%
Добыча сырья 32% 35%
Высший менеджмент 27% 50%

Различия в зарплате и ее прозрачность на примере различных позиций

Если рассматривать уровень предлагаемых зарплат на примере популярных позиций, то на позицию «Бухгалтер» в вакансиях кадровых агентств предлагаемая зарплата на 67% выше, чем в вакансиях от прямых работодателей, на позицию «Маркетолог» — на 62% выше, на позицию «Менеджер по персоналу» — на 59%, на позицию «Менеджер по продажам» — на 40%, а вот на позицию «Программист С++» — всего на 14%.







В 82% всех вакансий «Менеджера по продажам», размещенных прямым работодателем, указана заработная плата.

Среди вакансий, которые разместили кадровые агентства, самой прозрачной оказалась позиция «Программист С++».

Самой непрозрачной оказалась позиция «Маркетолог».





Топ-20 кадровых агентств

На топ-20 кадровых агентств приходится 55% всех размещенных вакансий на сайте hh.ru за период с 1 января по 24 октября 2011 г. Лидером среди них стал «Кадровый центр ЮНИТИ» (8,1% всех вакансий, размещенных кадровыми агентствами), на втором месте кадровый холдинг АНКОР (7,1%), на третьем – Kelly Services (5,3%).





Прямые работодатели и кадровые агентства глазами соискателей

Согласно данным онлайн-опроса, проведенного компанией Headhunter в период с 21 по 28 ноября 2011 г., 97% опрошенных когда-либо искали работу самостоятельно.





Среди тех, кто когда-либо искал работу самостоятельно, 57% отметили, что откликаются на вакансии, которые размещает только прямой работодатель на специальных работных сайтах. На вакансии исключительно от кадровых агентств откликаются всего 8% опрошенных. Также популярным источником поиска работы оказались родственники, знакомые, друзья (46%) и непосредственно сайты компаний (45%).





Основными недостатками вакансий, которые размещают кадровые агентства, являются отсутствие информации о непосредственном работодателе (64%) и слишком длинная цепочка взаимодействия с кадровым агентством (49%). Также соискатели отмечают, что им не нравится зачастую ошибочная оценка кандидата кадровым агентством (47%) и нечеткое описание вакансии (44%).

Отсутствие недостатков вакансий от кадровых агентств отметили всего 3% опрошенных.





Среди недостатков вакансий, которые размещают только прямые работодатели, 32% опрошенных отметили небольшое количество размещенных вакансий. По мнению 24% респондентов, недостатков у таких вакансий нет.







Результаты предыдущих исследований







Facebook




Твой Мир

Представителей СМИ просьба обращаться к Ивану Тютюнджи, менеджеру по связям с общественностью компании HeadHunter:
Тел.: 8 (495) 974-64-27 (доб. 12722),
pr@hh.ru .

Представителей компаний по вопросам проведения платных исследований просьба обращаться в коммерческий отдел компании HeadHunter:
8 (495) 974-64-27,
sales@hh.ru .


Компания HeadHunter анализирует самую крупную базу резюме и вакансий в Рунете, обновляемую ежесекундно и проводит опросы пятимиллионной аудитории экономически активного населения России:




Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:






Твой Мир

;