Работать в библиотеке модно — почему? Что привлекает молодых сотрудников в библиотеках?
Библиотеки меняются
Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки. Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории — работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети. Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.
Почему они приходят работать в библиотеки?
Важно учесть, что в библиотеке сегодня требуются не только библиотекари и библиографы, но и пиарщики, дизайнеры, организаторы мероприятий, фандрайзеры, редакторы, веб-разработчики, менеджеры проектов и т.д. Кто-то — на полные ставки и на постоянную работу, кто-то — на отдельные проекты.
При этом и молодые библиотекари востребованы, тем более сейчас сама специфика этой должности предполагает меньше работы на выдаче книг и больше работы с электронными ресурсами, с различной информацией, с аудио- и видеоконтентом. Библиотекари выступают в качестве советчиков, тьюторов, организаторов дискуссионных клубов, взаимодействуют с партнерами и другими организациями. Например, к нам в РГБМ на должность библиотекаря часто приходят молодые филологи, историки, социологи, культурологи.
Молодому человеку, заканчивающему обучение в вузе и только начинающему свою карьеру, интересно и полезно поработать в таком учреждении культуры, как библиотека. Тем более сами библиотеки сегодня — это развивающиеся структуры, которые находятся в процессе концептуальных изменений, адаптации к условиям современности. А в таких условиях обычно больше перспектив для развития новых направлений и реализации нестандартных проектов. Другими словами, у молодого человека практически любой специальности в библиотеке, если она стоит на пути преобразований, есть множество возможностей для самореализации.
Библиотекам также выгодно привлекать молодых специалистов, которые привносят свежий взгляд, новые идеи, часто более активны и заинтересованы в саморазвитии (наш опыт показал, что таких довольно много) и, что уж скрывать, готовы работать за небольшие зарплаты государственного бюджетного учреждения. Тем более еще одним приоритетным направлением работы библиотек сегодня является взаимодействие с молодежью в возрасте от 15 до 30 лет, с той самой молодежью, которую невероятно сложно привлечь в библиотеки и которую привлекать важно, так как, по мнению директора РГБМ И.Б. Михновой, «если сегодня они сами не придут в библиотеки, то завтра они не приведут своих детей». А молодежь хочет общаться со своими сверстниками. Это не значит, что в библиотеке должны работать только молодые сотрудники, но они, безусловно, должны составлять часть штата. Передовые библиотеки это прекрасно понимают. И стараются привлекать потенциальных молодых сотрудников, предоставлять им выгодные условия.
Например, как признавались некоторые наши сотрудники, когда они шли работать в библиотеку, им в том числе было важно официальное трудоустройство и белое оформление, а также возможность посещать интересные лекции, мастер-классы в стенах РГБМ.
В библиотеке работать модно
И в последнее время это действительно так. Молодому человеку не стыдно сказать, что он работает в библиотеке, потому что библиотеки сегодня находятся в тренде. И на государственном, и на региональном уровне регулярно обсуждается будущее библиотек. Средства массовой информации с удовольствием обращаются к теме модернизации библиотек. Активно распространяется информация об удачных примерах этой модернизации. Совместно с библиотеками организуются локальные и общероссийские проекты по продвижению чтения. В библиотеках модно проводить лекции, фестивали, акции и другие мероприятия. В сознании во всяком случае читающей и образованной молодежи все это откладывается, и им действительно интересно посмотреть, что же сейчас представляет собой современная библиотека, или даже больше — поучаствовать в создании такого пространства.
Конечно, если говорить откровенно, не все библиотеки готовы к переменам и с воодушевлением воспринимают инициативу. Иногда мы слышим от молодых коллег, что их руководство не слышит, не понимает и не хочет воспринимать их всерьез. В таких случаях мы советуем искать подходящие доводы, устраивать презентации, обосновывать полезность своих действий для эффективной работы учреждения, показывать успешные примеры. Но не всегда все это работает. Это грустно. Но в то же время мы видим, как ситуация меняется, и уже довольно сложно даже самым большим консерваторам отрицать современные тенденции и стандарты.
Один день из жизни библиотекаря
Хочу поделиться нашим примером. Несколько лет назад мы открывали в библиотеке новый отдел — «Музыкальный подвал», в котором располагается фонд винила, актуальные нотные издания, книги по музыкальной тематике, современные и редкие проигрыватели, а также работает звукоизоляционная репетиционная с музыкальными инструментами и студия звукозаписи. Вместе с тем это эргономичное, уютное, красиво оформленное пространство. Понятно, что для его эффективного функционирования нам нужны были молодые сотрудники с нестандартными навыками: у них должно было быть музыкальное образование (хотя бы музыкальная школа), они должны были увлекаться музыкой, разбираться как в классике, так и в современных жанрах, уметь организовывать мероприятия на музыкальную тематику, а также нам нужен был звукорежиссер. Но как нашим потенциальным кандидатам показать, что у нас весело и перспективно?
И мы в рамках кампании по продвижению нового отдела сняли промовидео «Один день из жизни библиотекаря», в котором рассказали, как проходит один рабочий день сотрудника «Музыкального подвала». При этом в видео были продемонстрированы различные ресурсы и технологии библиотеки и возможности для самореализации сотрудников. Все персонажи в видео были реальными сотрудниками библиотеки. Главный герой — молодой человек Влад — работает в «Музыкальном подвале» и играет на гитаре. По сюжету утром он приходит в библиотеку, берет себе кофе в библиотечном кафе, распечатывает медиатор на 3D-принтере в медиалаборатории РГБМ, во время рабочего дня показывает посетителям, как работают ретропроигрыватели, слушает вместе с симпатичной девушкой музыку, а в конце рабочего дня записывается вместе с друзьями-коллегами в студии звукозаписи.
Видео широко распространялось по социальным сетям и набрало более 21 тысяч просмотров. Потом мы выложили вакансии «Музыкального подвала», и нам пришло более 500 резюме. Мы довольно быстро нашли и сотрудников-библиотекарей и звукорежиссера. Всем еще нет и 30 лет.
Лабиринты профессий
В своей работе в первую очередь мы опираемся на потребности и запросы нашей основной аудитории (это молодые люди в возрасте 16-35 лет). Каждый год мы проводим исследования, чтобы выяснить, что их интересует, какие темы волнуют. И, конечно же, много общаемся с нашими молодыми сотрудниками. И каждый раз проблемы профориентации, выбора профессии, самообразования занимают первые строчки в их ответах.
В этом году мы решили разобраться в этих вопросах вместе, организовав в РГБМ открытую площадку для дискуссий — проект
В рамках проекта эксперты из разных областей расскажут: как найти себя в жизни, как выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться. Поэтому он будет полезен и только находящимся в поиске будущей профессии, и тем, кто желает знать о перспективных направлениях и необходимых навыках, и тем, кто уже работает, но хочет поменять профессию или профиль, а также всем профессионально занимающимся темами профориентации и карьеры. Это старшеклассники, абитуриенты и их родители, студенты и недавние выпускники, сотрудники крупных и мелких организаций, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и другие.
Таким образом, организовывая этот проект, мы стремимся, чтобы библиотека воспринималась молодыми людьми не только как модное и перспективное место работы, но и как проводник в поиске своего дела жизни и призвания.