Что делать со сложным заказчиком

Все мы имеем дело с клиентами, внешними и внутренними, для которых выполняем рабочие задачи. И в результате рассчитываем на вознаграждение — или хотя бы на устное признание заслуг. Как же досадно бывает получить вместо этого критику, претензии со стороны заказчика или даже скандал! Вместе с бизнес-тренером Евгенией Тополовой мы разобрались, как реагировать на ситуацию и решать проблемы, сохраняя рабочие отношения с клиентом.
Что делать со сложным заказчиком

Рост продаж и развитие бизнеса во многом зависят от клиентов. Но не все они легко идут на контакт, соглашаются с предложенными решениями и высказывают критику аргументированно. Курс «Работа со сложными клиентами» на «Академии» HeadHunter посвящен тому, как регулировать конфликты, отвечать на возражения и бороться с манипуляциями. По нашей просьбе автор курса Евгения Тополова рассказала, что делать, если конфликт уже произошел.

Три принципа решения проблем

Когда вы выбираете, как действовать в той или иной конфликтной ситуации, важно учитывать три базовых принципа. Они работают в подавляющем большинстве случаев — конечно, за исключением клиентов с явными психологическими особенностями (так называемых пограничных личностей), а также людей с психическими патологиями.

Принцип №1: чем сильнее накал эмоций, тем меньше работает рациональное мышление.

Причина этого — в физиологии: в состоянии сильного стресса организм забирает большую часть ресурсов у коры головного мозга, а именно она отвечает за рациональные поступки человека.

Многие замечают эту закономерность на практике, но все равно пытаются логически обосновать свою правоту разъяренному клиенту, у которого эмоции взяли верх над рациональностью и который не воспринимает аргументы, даже самые справедливые. К счастью, у большинства людей это временное состояние, на которое можно влиять.

Вывод из этого следующий: сначала успокоить, потом объяснять.

Принцип №2: в отношениях, как и в физике, действует третий закон Ньютона — сила действия равна силе противодействия.

Чем больше вы давите на клиента, тем больше он сопротивляется. Верно и обратное: чем больше давит на вас клиент, тем сильнее будет расти ваше сопротивление.

Часто это подсознательная реакция нашего мозга, которую бывает трудно заметить и еще труднее изменить. Сопротивление не обязательно проявляется в явном виде — конфликтом, обидами и другими эмоциональными реакциями.

В зависимости от ситуации и личных особенностей участников конфликта сопротивление может перерасти в настоящую войну: тот, кто не может сопротивляться в открытую, начнет исподтишка вставлять палки в колеса. Именно скрытое сопротивление в перспективе может доставить больше неприятностей, поскольку его труднее определить и с ним труднее работать.

Вывод: если хотите уменьшить сопротивление, нужно убрать давление.

Принцип №3: большинству людей важно удовлетворить свои потребности, а не сделать хуже другому.

Откровенно говоря, большинству людей нет дела до ваших эмоций и самооценки. Если кто-то действует неприятным или неприемлемым для вас образом, скорее всего, это не назло и не направлено против вас лично. Чаще это неудачно выбранный способ получить что-то важное для себя.

Отсюда вывод: если вы можете предложить клиенту альтернативный способ достижения цели, который будет работать и будет приемлем для обеих сторон, — с большой вероятностью клиент согласится. Конечно, бывают исключения: если отношения сильно испорчены, желание личной мести может оказаться важнее здравого смысла. До такого накала страстей лучше ситуацию не доводить.

Искать выход из конфликта нужно с учетом этих трех принципов. Стоит разделить два разных варианта развития событий: вы действительно сделали что-то не так, как договаривались с клиентом, или же клиент предъявляет вам несправедливые (по вашему мнению) претензии. Поведение в каждой из этих ситуаций будет отличаться.

Клиент недоволен по вашей вине

Да, такое случается: не успели выполнить заказ в срок, не смогли удовлетворить требования клиента, допустили серьезные ошибки в документах и так далее.

Если успеваете предупредить клиента, что не выполните задачу, — сделайте это. У него будет время найти альтернативное решение без чувства, что его «подставили». Когда вы сообщаете о возможном сбое сами, у вас есть выбор: как сказать, что именно сказать, а главное — вы рассказываете это клиенту, находящемуся в спокойном состоянии (принцип №1). Предложите альтернативные способы решения проблемы, спросите у клиента, какой вариант ему подойдет: у клиента должен быть выбор хотя бы из двух вариантов.

Если же сообщить о сбое заранее у вас не получилось и клиент уже вышел на связь в гневе, приготовьтесь к первым делом его успокоить. Вспомните «технику безопасности»: что делать нельзя, чтобы не подлить масла в огонь.

  1. Обвинять клиента в том, что он что-то не так сказал или сделал: поставил нереальную задачу, нечетко указал свои требования и так далее. Даже если вы объективно правы, эти вопросы надо было поднимать раньше.
  2. Оправдываться тем, что у вас были другие задачи, поступившие от других заказчиков. Для клиента это значит, что вы не считаете его задачи важными, а его — приоритетным клиентом, а ведь даже небольшие компании хотят чувствовать, что важны для вас.
  3. Давать невыполнимые обещания, чтобы успокоить клиента. Да, возможно, это затушит конфликт, но только на первое время. Потом огонь эмоций разгорится с новой силой, и погасить его будет гораздо сложнее.
  4. Говорить клиенту: «Успокойтесь, пожалуйста». Большинство людей сталкивались с тем, что эта фраза усиливает негатив, но продолжают использовать ее по инерции.
  5. Демонстрировать подчеркнутое спокойствие, делать вид, что вас не затрагивают эмоции клиента и вы выше этого. Чаще всего клиенты принимают это не за выдержку и профессионализм, а за циничное равнодушие к их проблемам.
  6. Гасить агрессию встречной агрессией — «доказывать, кто в доме хозяин». Иногда это работает: когда клиент не на эмоциях, а пытается повлиять на вас с помощью инструментальной агрессии. Но чаще скандалящий клиент действительно находится в состоянии стресса, и давление может только усугубить ситуацию.

Клиент под влиянием сильных эмоций

Прежде всего, он должен почувствовать, что вы поняли серьезность проблемы, сочувствуете и пытаетесь помочь. Когда страсти улягутся, выясните подробности, узнайте приоритеты клиента — что для него критично важно, а чем он готов поступиться при необходимости, — и предлагайте варианты решения проблем.

Как действовать дальше, анализировать причины, работать с возражениями и урегулировать конфликт, вы узнаете из курса «Работа со сложными клиентами».

И пусть клиенты всегда будут дружелюбными и лояльными!

Читайте также: