Нам нужно поговорить! Выбираем инструмент для сбора обратной связи
Спросите это немедленно
Опыт пандемии показал — для эффективной поддержки людей нужно немного.
Первое — время от времени спрашивать сотрудников: «Как дела?», «Что мы можем сделать для вас прямо сейчас?», — а потом действительно делать.
Второе — давать друг другу корректную и своевременную обратную связь относительно рабочих процессов.
Популярность такого рода опросов не снижается и сегодня — это видно по результатам анкетирования HR-специалистов, проведённого в рамках Рейтинга работодателей России. Опросы сотрудников в качестве одного из главных инструментов коммуникации в компании используют 87% представителей бизнеса разных отраслей и масштабов.
Помимо специализированных систем онлайн-опросов типа kakdela или SurveyMonkey, есть и другие инструменты, которыми HR-специалисты активно пользуются, чтобы найти контакт с сотрудниками:
- опросы в мессенджерах — некоторые даже заводят для этого отдельные каналы, где встречаются и шуточные опросы, а-ля «Выберете ваш цвет настроения сегодня», и серьёзные, касающиеся вопросов бренда работодателя, обучения и других направлений в работе HR;
- онлайн-таблицы и документы — сюда сотрудники чаще всего просто вносят информацию по просьбе HR-специалистов — данные нужны для решения конкретных задач, например, заказа мерча на праздники;
- опросники — самые простые формы для сбора данных, тестирования и голосований;
- собственные системы — встроенные решения на корпоративном портале, в приложении для сотрудников или любой другой продукт внутренней разработки компании для сбора обратной связи;
- комплексные системы управления обратной связью — платформы для сбора и анализа отзывов сотрудников, а также дальнейшей работы с ними;
- личная встреча или, как говорят в ИТ-компаниях, one-to-one, на котором не только обсуждаются рабочие задачи, но и зачастую поднимаются острые вопросы.
В зависимости от разных задач каждый из этих инструментов по сбору обратной связи может быть как суперэффективным, так и не очень. Остановимся на основных параметрах и форматах, чтобы не жалеть о и бесцельно потраченном времени, и тем более об HR-бюджете.
Точно в цель
Первый шаг — определить цель сбора обратной связи. Фокусируемся на главном и решаем на берегу, что нам нужно. Скажем, собрать отзывы всех сотрудников или только новичков? Далее — ответы необходимы для управления эффективностью в команде или доработки HR-продукта? Знание цели сужает выбор.
Если ваша задача — узнать, что витает в корпоративном воздухе, какие системные проблемы существуют в компании, смело запускайте массовый онлайн-опрос. Это хороший способ получить информацию об общих тенденциях. Но такое исследование вряд ли поможет найти разгадку, почему лучшие сотрудники хотят покинуть компанию или чего люди боятся сильнее всего. Для детальных и развёрнутых ответов существуют фокус-группы и интервью — качественные исследования.
Если компания хочет понять, как меняются настроение и душевное состояние сотрудников и, как следствие, на каком уровне находится продуктивность команд, стоит использовать пульс-опрос. Его главные плюсы — скорость и простота. Например, шаблон опроса «Пульс компании» на платформе kakdela состоит из 9 вопросов, но этого достаточно, чтобы узнать «болевые» точки в работе сотрудников — объём задач, размер зарплаты, общая атмосфера и эмоциональное состояние, видение собственного будущего в периметре компании и другие. При этом заполнить его можно всего за 3–5 минут.
Другая HR-задача — собрать корректирующую обратную связь. Например, руководитель хочет привить участникам команды если не любовь, то привычку оценивать работу друг друга. Но одно дело — делиться ощущениями «что сделано хорошо» и «что можно было бы сделать лучше» в формате общей встречи или тет-а-тет, учитывая этические моменты и командную динамику, и совсем другое — заполнять опросы или вообще отчёты.
Отдельного упоминания в этом контексте заслуживает метод «360 градусов». Ряд компаний ставят перед директорами по персоналу задачу увязать управление эффективностью с отзывами сотрудников. На первый взгляд никаких противоречий нет — люди знают, кто как работает, а следовательно, могут поставить более-менее объективную оценку. Задача HR-специалиста в таком случае сводится к тому, чтобы поощрить тех, кто работает хорошо, и «взять на карандаш» аутсайдеров.
Метод «360 градусов» также отлично решает другие HR-задачи. С помощью сбора обратной связи в таком формате можно разобраться, кто обладает настоящим авторитетом и влиянием в отдельной команде или в компании в целом. Он точно пригодится, если нужно выбрать сотрудника года, назначить нового лидера направления или уладить незатухающий корпоративный конфликт — структура отношений в команде в помощь.
Определяемся с параметрами
Если цели ясны, перейдём к конкретным характеристикам инструментов. Начните с приоритизации — выберите самые критичные для вас параметры. Мы предлагаем обратить внимание на пять основных.
К счастью, ежегодные опросы из серии «101 вопрос сотруднику» и годовые обзоры эффективности канули в прошлое, потому что ситуация в компаниях, на рынке и в мире меняется сверхбыстро. Нужны инструменты, позволяющие регулярно давать друг другу обратную связь сразу после конкретных событий — командной встречи, корпоративного мероприятия, завершённого совместного проекта. Такой подход позволяет быстро принимать решения и, если нужно, менять ситуацию, не ожидая, когда ветер перемен опять унесёт всех в болото операционки.
При выборе онлайн-платформы для сбора обратной связи можно опираться на такой важный параметр, как понятная и качественная методология. Например, на платформе kakdela есть 14 шаблонов на все случаи корпоративной жизни — от оценки адаптации до экзит-интервью. Каждый из них выверен и утверждён в Службе исследований hh.ru, за плечами которой тысячи опросов соискателей и работодателей.
«Для меня было важно, чтобы методология была близка и понятна мне, имела под собой концептуальную и научную обоснованность. Например, методология Гэллапа. Далее я искала возможность задавать кастомные, точечные вопросы, связанные с конкретной ситуацией. Следующий критерий — я искала платформу, где можно отправлять обратную связь не только снизу вверх или сверху вниз, но и друг другу. Когда мы говорим коллегам добрые слова — это своего рода „пряники“. Такая обратная связь тоже позволяет расти, она показывает, где получилось, что нужно делать так же. Ну и, конечно, я фанат аналитики, поэтому мне нужно было видеть динамику, разные показатели, eNPS, сравнение с бенчмарком. Это всё можно настроить руками в Excel и искать данные самостоятельно, но если платформа позволяет — это удобно и хорошо».
Важно подумать об удобстве всех, кто будет пользоваться инструментом сбора обратной связи.
- Сотрудники должны иметь возможность проходить опросы, заполнять формы или анкеты в любое время и с любого устройства, а также отвечать анонимно.
- Менеджеру опросов не обойтись без функции предварительного тестирования опроса, а также возможности оперативно вносить любые изменения в уже запущенное исследование. Кстати, в kakdela это одна из самых популярных опций — сначала менеджер создаёт анкету, а потом при желании он может отправить тестовую ссылку на прохождение опроса всему HR-отделу или руководителю. Это помогает «сверить координаты» или взглянуть на всё под другим углом.
- Топ-менеджменту и руководителям важно работать с результатами уже в виде наглядных и понятных дашбордов.
«На kakdela в удобном формате можно посмотреть, как отвечают конкретные люди. Это очень ценно, когда у вас, например, запущен неанонимный опрос и нужно срочно увидеть ответы нужных сотрудников. Кроме того, у нас есть такая фича, как фильтрация вопросов и ответов. Например, я могу отфильтровать ответы на вопрос „Как у вас дела?“ и просмотреть только тех респондентов, кто отметил „Плохо“. С этим можно работать дальше».
Даже если инструмент прост в использовании, заранее подумайте об обучении пользователей. Вот
Возможно, вопрос стоимости в нынешних условиях массового урезания бюджетов стоило вынести на первое место. Однако именно в этой области HR-решений хватает и бесплатных инструментов.
«Мы регулярно проводим пульс-опросы, а также собираем обратную связь, что называется, по случаю. Если это касается всех сотрудников, например, мы перешли на OKR и нужно узнать, насколько новый метод работает, тогда запускаем кастомный опрос в единой системе. А если ситуация затрагивает одного человека, скажем, лида, к которому я подобрала в команду нового сотрудника, тут кастомный опрос не поможет, человека нужно опросить лично. Я всегда максимально экономилю деньги компании, поэтому для небольших опросов использую бесплатные инструменты. Такие опросники есть по всем нашим HR-процессам: онбординга, офбординга, рекрутмента. Моя цель в таком случае — быстро менять процессы, улучшать путь сотрудника и клиентский опыт лидов».
Вовсе не обязательно тратить тысячи рублей в месяц, чтобы время от времени проводить пульс-опросы, запускать ситуационные исследования и те, что позволяют оценивать качество HR-процессов, продуктов, услуг. Для этого вполне можно обойтись бесплатными инструментами. Хотя доверять лучше тем решениям, в которых есть уверенность — данные точно «не утекут» в сеть. В kakdela за это отвечает hh.ru.
Учитывая, что в опросах, анкетах, документах и других форматах обратной связи сотрудники делятся закрытыми данными, максимум внимания следует уделять информационной безопасности. Проверьте благонадёжность провайдера, узнайте, кто и каким образом несёт ответственность за сбор, хранение и обработку персональных данных. Адекватные меры безопасности — то, что сегодня спасает HR-специалистов от лавины форс-мажоров.
Резюмируем
Чтобы собирать обратную связь в компании было проще, вместе с HR-экспертом Татьяной Тангишевой и командой платформы kakdela мы составили финальный лист рекомендаций по выбору инструментов.
✓ В одном предложении сформулируйте цель сбора обратной связи в компании, продолжив фразу «Чтобы что...». Кстати, продолжать её можно бесконечно.
✓ До запуска всех опросов, фокус-групп и интервью решите, что будете делать с полученной обратной связью. Собрать мнения сотрудников и убрать ответы «в стол» — самая плохая стратегия. Вы должны быть уверены в своих силах и в возможности перемен. Пусть результаты станут главным аргументом в разговоре с руководителем подразделения или топ-менеджером компании. Или другой вариант — сфокусируйтесь на том, на что вы способны повлиять сами, и шаг за шагом продвигайтесь вперёд.
✓ Не пытайтесь охватить всё и сразу. Начните с MVP (с англ. — Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт) — чего-то конкретного, простого, что вы можете делать самостоятельно и регулярно. Например, проведите опрос после рекрутмента или онбординга — обычно это самые болевые точки в любой компании.
✓ Прикиньте, какие источники могут повысить охватность опроса: посты в корпоративных социальных сетях, в рабочих каналах, чатах и группах, новость на портале, рассылка по электронной почте и прочее — чтобы собрать как можно больше ответов.
✓ После проведения опроса или любой другой формы обратной связи не спешите давать оценку полученным результатам как «хорошо» или «плохо». Сравнивайте показатели в динамике и учитывайте ситуацию на рынке, как это делает Татьяна: «По параметрам вовлечённости и удовлетворённости я конкурирую с рынком как компания, как бренд работодателя. Если на рынке средний eNPS 30, а у меня — 15, это значит, что „всё горит“, надо срочно что-то менять. А если по рынку средний eNPS 30, а у меня — 60, я могу гордиться и наблюдать. То же самое касается отдельных показателей: текучесть, удовлетворённость уровнем вознаграждения, отношения с менеджментом — это то критичное, что может составлять моё конкурентное преимущество, а может составлять конкретное преимущество других компаний на рынке. Также я регулярно сверяюсь с теми показателями, что были у нас вчера, позавчера, в прошлом году. Особенно пристально наблюдаю за пиками и падениями».
✓ Если результаты опросов показали не самую лучшую картину — без паники. Чтобы изменить ситуацию, одних усилий HR-менеджера и даже целого HR-подразделения недостаточно. Нужно разработать экшн-планы вместе с людьми, которые максимально заинтересованы в росте эффективности команд и компании — речь о руководителях. Дальше — реализовать намеченное и снова оценить результат. И так по кругу.
✓ Цифры гордости точно время от времени будут мелькать в результатах опросов, их необходимо активно пиарить как внутри компании, так и за её пределами. Это ваше конкурентное преимущество работодателя, которым можно и нужно гордиться и делиться.
✓ Не забывайте время от времени без всяких поводов искренне интересоваться у коллег: «Как дела? Как могу поддержать?» Как показывает статистика kakdela, вовремя заданные вопросы могут спасать не только людей, но и компании!
↩ К другим статьям