Как найти работу студенту дневного отделения?

Студенчество — одна из самых уязвимых категорий соискателей. Трудности понятны: отсутствие профессионального опыта, перерывы, связанные с учебными сессиями. И если «вечерников» в контексте рынка труда можно условно приравнять к соискателям, имеющим неполное высшее образование, то «дневникам» приходится выбирать между неполным рабочим днем и работой со свободным графиком.
Как найти работу студенту дневного отделения?

Многие компании готовы взяться за «выращивание» из вас ценного профессионала. Главное — трезво оценить свои способности и убедить работодателя в своей адекватности, а уж он по возможности пойдет вам навстречу.

Не исключено, что придется согласиться на удаленную работу, которая хуже оплачивается, не приносит стабильного дохода, но зато позволяет решить проблему обучения и профессионального роста. Помните, что ваша работа сейчас — долгосрочный вклад в «светлое будущее». Вы должны получить от работодателя не только материальные блага, включая комфортные условия труда, но прежде всего опыт, который в дальнейшем станет гораздо более ценным приобретением, чем сиюминутные заработки. К концу обучения в вашем активе должно накопиться такое количество практических навыков, чтобы «полноценное» трудоустройство — вполне вероятно, в той же компании, но на более высокой должности — уже не стало для вас проблемой.

Не «зацикливайтесь» на специальности, тонкости которой вы изучаете на лекциях и семинарах. Спросите себя: «Что я могу дать работодателю?» Основой для начала карьеры могут стать любые ваши интересы и увлечения. Например, Игорь О., будучи студентом 2-го курса экономического вуза, самостоятельно освоил ряд программ, необходимых для верстки, Photoshop и пришел в редакцию одной из газет, сказав, что он «ничего не умеет, но очень хочет попробовать и научиться». Игорю удалось договориться об удобном графике: он приходил после обеда и работал допоздна; на старших же курсах, когда занятия проходили во второй половине дня, он трудился с раннего утра. Сначала ему поручали небольшие задания по верстке и редактированию текстов (очень пригодилось хорошее знание русского языка), впоследствии он стал полноправным сотрудником. А через несколько лет, когда Игорь уже окончил вуз, его как опытного специалиста переманила другая компания, предложив зарплату на порядок выше.

Ищите перспективные должности и компании. Постарайтесь узнать, в каких организациях благосклонно относятся к внутренним переходам, и на каких позициях возможен рост в интересующем вас направлении. В свое время в компании E-xecutive такой ресурсной должностью было, к примеру, место модератора: не требуя никаких специальных навыков (кроме общих умений работать на компьютере и общаться с клиентами по телефону), оно давало возможность со временем стать редактором сайта или уйти в отдел продаж. Иногда полезно напрямую задать соответствующий вопрос представителю компании. Главное – не слишком торопиться, чтобы не создалось впечатление, что вы хотите только «взять», но ничего не готовы «отдать». Адекватный работодатель всегда с пониманием отнесется к тому, что вы не собираетесь всю жизнь проработать на ресепшн. А не адекватные вам просто не нужны.

Помимо прямого обращения к работодателю, есть еще ряд направлений поиска, каждый из которых можно «заточить» под вашу ситуацию.

Как искать работу?

1. Сайты, посвященные поиску работы.
Career.ru — самый удобный сайт для поиска работы, ведь именно здесь собраны все вакансии для студентов и молодых специалистов.

2. Ярмарки вакансий, дни карьеры.
Многие российские и иностранные компании устраивают стажировки для студентов последних курсов. Зачастую представители компаний сами приходят в вузы и организуют набор на эти мероприятия («ярмарки вакансий», «дни карьеры»), о проведении которых можно узнать на сайтах и досках объявлений вузов.
Так, Андрей, получавший образование в Финансовой академии, после 4-го курса всерьез задумался о своей будущей профессии и решил сходить на ежегодный день карьеры в академии и других ведущих вузах. Он старательно заполнял анкеты на всех стендах (а их было немало), прошел собеседования в нескольких компаниях. В итоге, его пригласили на трехмесячную стажировку в аудиторскую фирму, а к моменту окончания академии Андрей получил три предложения о работе в ведущих компаниях и остановил свой выбор на должности ассистента аудитора в сфере банковского аудита крупной иностранной фирмы.

3. Рекрутинговые агентства.
Существует целый ряд агентств, специализирующихся на работе с молодежью и студентами, обычно их можно найти при помощи поисковых систем, используя слова «graduate recruitment», «работа для студентов», «mass recruitment».

4. Конкурсы, научные работы, бизнес-задачи, конструкторские разработки.
Очень часто в вузах, а также международных и российских компаниях, муниципальных структурах проводятся конкурсы для студентов. Это определенно шанс для талантливых молодых людей сделать первый шаг в реализации себя, к тому же шаги, как правило, неплохо финансируются. К примеру, один российский школьник, не имея специальных знаний в области проектирования дорог и логистики, предложил качественное решение проблемы автомобильных дорог и развязок, способствующее уменьшению количества пробок в Москве.

5. Личные связи.
Элементарный опрос родных, друзей и знакомых может стать самым эффективным инструментом поиска работы, ведь вместе с вакансией у вас появится рекомендатель, который повысит шансы вашего трудоустройства.
В одной крупной торговой компании планируют летом взять в службу персонала студентку после 3-го курса. Пока девушка пытается выстроить свой график таким образом, чтобы можно было работать не в ущерб учебе и учиться не в ущерб работе. Будущая начальница прислушалась к рекомендациям своей коллеги – мамы студентки. А в одном из подразделений фирмы в непосредственном подчинении своего дипломного руководителя уже работает одна студентка выпускного курса дневного отделения. Такая взаимная ответственность дает определенные гарантии и работодателю, и молодому специалисту.

Какую работу искать?

Стажировка.
Подпишитесь в личном кабинете на рассылку «Стажировки недели» и получайте каждый вторник свежие и актуальные стажировки.

Временная работа.
Потребность во временном персонале возникает в компаниях по разным причинам: уход сотрудника в очередной отпуск, заболевание, временные проекты, сезонные работы, отсутствие достаточного объема работы на полную ставку. Временный персонал ищут, например, компании, занимающиеся реализацией сезонных товаров – прохладительных напитков и мороженого. Студенты, решившие попробовать себя на временной работе, могут претендовать на следующие позиции: секретарь, личный помощник, переводчик, офис-менеджер, курьер; оператор базы данных, ИТ-специалисты; помощник бухгалтера, младший бухгалтер, финансовый клерк; ассистент отдела маркетинга, рекламы, пиара, логистики. После участия во временных проектах вам могут предложить работу с гибким графиком в течение учебного года.

Удаленная работа, фриланс.
Суть работы фрилансера заключается в выполнении определенного объема работы за гонорар в оговоренные сроки, но часто без привязки к какому-либо графику или месту. Если в сфере ваших интересов есть профессия, допускающая такой вариант взаимоотношений с нанимателем (дизайнер, журналист, художник, программист), то вольные хлеба – отличный вариант: вы сами регулируете нагрузку, распределяете время, обрастаете профессиональными связями. Вам как студенту важнее всего будет преодолеть «первоначальное сопротивление среды» – поиски «халтуры» могут быть так же сложны, как и поиск «нормальной» работы. Наиболее эффективным в вашем случае будет общение в профессиональных сообществах, блогах, форумах и обращение напрямую к работодателю. Те, кто ищут человека для выполнения срочного задания, часто не так принципиальны относительно вашей подкованности, и у вас есть шансы даже при полном отсутствии опыта.

Как не надо искать работу?

Следует иметь в виду, что часто работодатели настороженно относятся к студентам, которые готовы трудиться в течение целого рабочего дня, а с учебой обещают «как-нибудь разобраться». Оценивайте свои возможности реально и честно заявляйте о них нанимателям.

— Я бы с опаской отнеслась к заявлениям, что студент «как-то разберется» с учебой. И дело даже не в том, что мы не верим обещаниям учащихся. Зачастую человек берет на себя слишком большую нагрузку, а потом начинаются многочисленные проблемы и на работе, и в вузе. Студент устает морально, что приводит к негативным последствиям. Поэтому с большим доверием я отношусь к тем, кто откровенно говорит, что 2 дней в неделю для учебы будет достаточно.
Елена Крутова, специалист по подбору персонала, компания Luxsoft
— Предпочтение мы отдаем студентам, четко осознающим возможность совмещать работу с учебой, которые договариваются самостоятельно в деканатах о возможных пропусках занятий и понимают степень ответственности перед работодателем. Но все мы понимаем, что учеба в этом возрасте приоритетнее, и можем пойти навстречу успешным сотрудникам в каких-то вопросах — отпустить на экзамен, например. Студент, который говорит, что «как-то разберется», не вызовет доверия и, скорее всего, не пройдет отборочный тур. Если он несерьезно относится к учебе, то вряд ли будет ответственным работником, а для нас это потеря времени и средств.
Ольга Шилова, начальник управления подбора персонала, «Русский банк развития»
— Никакой классовой ненависти к студентам дневной формы обучения у меня нет. Но мы соблюдаем каждую букву и запятую в ТК РФ, а его рамки почти не позволяют установить разумные законные договоренности по взаимовыгодному сотрудничеству работодателя и студента дневного отделения. Поэтому у работодателя высок риск оказаться беспомощным заложником практически в любой момент. Кроме того, студенты-дневники обладают некоей сезонной цикличностью самосознания. Они способны безмятежно плевать на учебу в течение семестра, увлекаясь работой, а дважды в год, в разгар сессии, впадать почти в полную несознанку, забрасывать работу напрочь и кидаться спасать учебу. Все это в совокупности делает студента-дневника сотрудником № 1 в группе риска. Нередко он уверяет даже, что готов работать полный день, а с учебой «как-то разберется». Но такие уверения говорят об одном: человек не умеет грамотно распределять силы и расставлять приоритеты. Ведь в ситуации, когда его в вузе припрет, он точно так же начнет «как-то разбираться» с работой. И вообще, если студент намерен так относиться к занятиям, то зачем он мне нужен на работе? Другое дело, когда сотрудник сознательно параллельно с работой занимается повышением своего образовательного уровня, он достоин уважения. Есть и еще один нюанс. Частенько студенты, приходя на работу, не отдают себе отчета в том, что, не обладая опытом, они еще не являются полноценными специалистами, на них надо тратить время и силы, учить на месте. Зато амбиций у них — выше крыши.
Елена Рудавина, директор по персоналу, издательство «Просвещение»

По материалам Энциклопедии карьеры

;