Куда движется рынок труда Москвы?

Подводим итоги II квартала 2013 года и рассматриваем, что изменилось на рынке труда Москвы.

Основные тенденции II квартала 2013 года на рынке труда Москвы:

  • за год (II квартал 2013 г. по сравнению со II кварталом 2012 г.) количество опубликованных вакансий увеличилось на 21%;
  • по сравнению с I кварталом 2013 г. спрос в Москве вырос на 8%;
  • в среднем на одну вакансию откликались 25 раз;
  • основной спрос пришелся на сферу «Продажи» - 18% от общего количества вакансий;
  • меньше всего вакансий было размещено в сфере «Некоммерческие организации» - 0,2% от общего спроса;
  • наибольший прирост вакансий за год наблюдался в сфере «Некоммерческие организации» - 54%;
  • больше всего вакансий на рынке - для специалистов с опытом от 1 года до 3 лет – 52%;
  • 90% всех вакансий размещают прямые работодатели;
  • в основном размещенные вакансии подразумевали полную занятость (96%) и полный рабочий день (83%);
  • самые дефицитные проф. области – «Страхование», «Рабочий персонал», «Инсталляция и сервис» и «Продажи» (одно резюме на одну вакансию);
  • наибольшая конкуренция при трудоустройстве – в сфере «Высший менеджмент» (9 человек на одно вакантное место).

Динамика вакансий

Во II квартале 2013 года количество размещенных вакансий на рынке труда Москвы увеличилось на 8% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом относительно I квартала 2008 года количество вакансий увеличилось в 2,2 раза.


За последний год (II квартал 2013 г. ко II кварталу 2012 г.) прирост вакансий на рынке труда в Москве составил 21%.

Динамика откликов

Во II квартале 2013 года на одну вакансию в среднем соискатели откликались 25 раз, что на 20% меньше, чем в предыдущем квартале.




Структура спроса по проф. сферам

За год структура спроса по проф. сферам изменилась незначительно. Увеличилась доля вакансий в проф.сфере «Продажи» - на 1,1 п.п., а также сократилась доля вакансий в проф.сферах «Информационные технологии/Телекоммуникации» - на 0,8 п.п. и «Банки/инвестиции/лизинг» - на 0,7%.
Наибольшее количество вакансий во II квартале 2013 г. наблюдалось в сферах «Продажи» (17,9% от общего спроса) и «Информационные технологии/Телекоммуникации» (10,7%).


Тройку лидеров замыкает сфера «Административный персонал» (9,1%), на четвертом месте – сфера «Бухгалтерия/финансы предприятия» - 6,9% от общего числа вакансий. Замыкает топ основных проф. сфер, пользующихся наибольшим спросом на московском рынке труда, сферы «Банки/Инвестиции/Лизинг» - по 6,6%.
В целом на топ-5 проф. областей в марте 2013 г. пришлось 51,2% совокупного спроса на рынке труда (годом ранее 51,5%).
Меньше всего вакансий было размещено в сфере «Некоммерческие организации» (0,2% от общего спроса), «Домашний персонал» (0,3%), «Добыча сырья» (0,4%).

Динамика вакансий по проф. сферам
За год количество вакансий увеличилось по всем проф. сферам, кроме сфер «Страхование» (-14%).
Во II квартале 2013 г. по сравнению со II кварталом 2012 г. наибольший прирост количества вакансий наблюдался в следующих проф. сферах:

  • «Некоммерческие организации» (+54%);
  • «Домашний персонал» (+51%);
  • «Продажи» (+45%).



По сравнению с I кварталом 2013 г. во II квартале 2013 г. наибольший прирост количества опубликованных вакансий наблюдался в следующих проф. сферах:
  • «Рабочий персонал» (+21%);
  • «Туризм/Гостиницы/Рестораны» (+21%);
  • «Начало карьеры/Студенты» и «Инсталляция и сервис» (по +17% каждая).
Не изменилось количество вакансий в сферах «Добыча сырья» и «Юристы».
Снижение отмечено в сферах «Домашний персонал» (-3%) и «Наука/Образование» (-8%).


Структура спроса по опыту работы
Во II квартале 2013 г. распределение вакансий по опыту работы по сравнению с предыдущими кварталами практически не изменилось. В целом структура спроса по опыту работы остается стабильной на протяжении последних трех лет и изменяется лишь незначительно, в частности, растет доля вакансий для специалистов без опыта работы (для сравнения, во II квартале 2010 г. доля вакансий для таких специалистов составляла 14%, во II квартале 2011 г. – 16%, во II квартале 2012 г. – 21%).



Структура спроса «Прямые работодатели/кадровые агентства»
Во II квартале 2013 г. (как и в I квартале 2013 г.) на долю вакансий, которые разместили прямые работодатели, пришлось 90%. Данная тенденция сохраняется уже год.
В целом же, после резкого снижения количества вакансий от кадровых агентств в 2009 г. (21% в с I квартале 2008 г до 11% во II квартале 2009 г.) их доля из квартала в квартал меняется незначительно.



Структура спроса по типу занятости
Основной спрос в II квартале 2013 г. (также и годом ранее) пришелся на вакансии, в которых требовалась полная занятость – 96%. Около 2,5% вакансий подразумевали частичную занятость. На временную работу пришлось менее 1% спроса. А стажировки и волонтерство в совокупности составили порядка 0,5% от общего количества вакансий.



Структура спроса по графику работы
Что касается графика работы, то основной спрос на рынке труда Москвы во II квартале 2013 г. пришелся на вакансии, в которых требовался полный рабочий день - 83%, что на 4 п.п. меньше, чем во II квартале 2012 г.. 11,4% вакансий подразумевали сменный график. На долю вакансий с гибким графиком пришлось 4%. Удаленная работа встречалась всего в 0,6% вакансий.



hh.индекс — дефицитность специалистов
В июне 2013 г. в «зеленую зону» индекса попала 21 проф. сфера из 28. (В эту зону попадают проф. области, где на одну вакансию претендуют не более трех кандидатов, что характерно для стабильной ситуации на рынке труда) .
Наименьшая конкуренция среди соискателей при поиске работы в июне 2013 г. была отмечена в сферах «Инсталляция и сервис», «Страхование», «Рабочий персонал», «Продажи» и «Консультирование» (на одну вакансию приходилось порядка одного резюме). Позиции этих проф. сфер являются дефицитными для работодателей вследствие ограниченного выбора среди кандидатов.
По-прежнему остается напряженной ситуация в сфере «Некоммерческие организации» и «Высший менеджмент»: на одну позицию в июне текущего года претендовало 9 кандидатов соответственно.



Результаты предыдущих исследований











Представителей СМИ просьба обращаться к Ивану Тютюнджи, менеджеру по связям с общественностью компании HeadHunter:
Тел.: 8 (495) 974-64-27 (доб. 12722),
pr@hh.ru .

Представителей компаний по вопросам проведения платных исследований просьба обращаться в коммерческий отдел компании HeadHunter:
8 (495) 974-64-27,
sales@hh.ru .


Компания HeadHunter анализирует самую крупную базу резюме и вакансий в Рунете, обновляемую ежесекундно и проводит опросы пятимиллионной аудитории экономически активного населения России:




Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:







;