Онлайн против офлайна: для кого работает «Ярмарка вакансий»

В офисе HeadHunter уже три года живет медведь с балалайкой. Сам он картонный, но помогает искать настоящих людей — живых, интересных и современных. У «Ярмарки вакансий онлайн» с талисманом-медведем именно такая цель: дать соискателям и работодателям быстро найти общий язык. Мы поговорили с Анной Назаровой, руководителем проекта, о необычном формате «Ярмарки...», работодателях с чувством юмора и эмоциях, которые переходят из онлайна в офлайн.
Онлайн против офлайна: для кого работает «Ярмарка вакансий»

Ярмарки вакансий существуют давно и кажутся устаревшими. Почему вы решили воскресить этот формат и перенести его в интернет?

Основной плюс любой ярмарки — возможность коммуникации. Мы хотели перенести в интернет простоту общения и человеческий фактор, который на работных сайтах просто теряется. У нас остались и прямые отсылки к традиционным ярмаркам: у работодателей свои стенды-странички, можно ходить по виртуальным этажам, ориентироваться по схеме «помещения».

Вы долго создавали эту технологию? Какой была первая «Ярмарка...»?

Самая первая «Ярмарка...» была создана на внешней платформе — мы взяли за основу технологию, которая успешно работала за рубежом. В Европе и Америке такие онлайн-ярмарки давно пользуются популярностью (ACS Virtual Career Fair, VFAIR и др.). В России наш проект был первым. По «Ярмарке...» в 2012 году можно было ходить, управлять 3D-пространством, была анимация и живые видеоконференции. Мы тогда запускали проект одновременно почти на всю Россию, и получилось не слишком удачно: условия платформы и интернет-соединения в регионах многим не позволили полноценно в ней участвовать.
Тогда мы поняли, что самое главное на ярмарке — не возможность «поиграться», а общение, интересное представление себя и вакансий, которые нужно срочно закрыть. На ярмарке можно задать вопрос и получить ответ здесь и сейчас, а не ждать его месяцами. Поэтому мы отказались от сложных технологий и анимации, оставили возможность общаться в письменных чатах, а недавно добавили общение через Skype.

Кто обычно приходит на онлайн-ярмарку?

Более половины нашей аудитории — молодые люди до 35 лет, потому что мы привлекаем много соискателей из социальных сетей. Каждую «Ярмарку...» приходится готовить заново, потому что нам важно привести людей, которые в этот момент ищут работу. Мы не можем использовать старую базу, одну и ту же аудиторию из года в год. Кроме того, «Ярмарка...» проходит в разных городах, и это всегда своя специфика. Мы общаемся с нашими региональными маркетологами, узнаем, как ведут себя люди в том или ином городе, как их нужно привлекать. У нас небольшая, но мобильная команда, поэтому мы легко перестраиваемся.

Есть компании, которые участвуют регулярно? Или представители определенных сфер?

Конечно. Это и ритейл, и финансы, и даже некоторые IT-компании.

Они всегда находят сотрудников?

У эффективности «Ярмарки...» есть секрет: ты должен быть готов к общению. Мы заметили, что к нам постоянно возвращаются компании, которые используют все возможности платформы: отвечают на вопросы, сразу же зовут интересных кандидатов в чат на собеседование и лично с ними разговаривают. Некоторые работодатели даже заманивают людей через свои каналы и соцсети, делают креативные посты и конкурсы. Они обращают на себя внимание, и эффект у них всегда выше. Те, кто размещает вакансии и не реагирует на активность соискателей, не могут понять, для чего нужна «Ярмарка...». Когда посетители видят на стенде, что компания не отвечает на вопросы, интерес к ней постепенно угасает.

Онлайн против офлайна: для кого работает «Ярмарка вакансий»
«Ярмарка вакансий онлайн» в цифрах

Как вы собираете людей на «Ярмарку...»?

Мы ориентируемся на потребности работодателей и любим решать нестандартные задачи. Например, один из наших участников — компания Quintiles, сложный фармацевтический бизнес. Им интересны студенты и выпускники медицинских вузов. Это закрытое сообщество, но мы нашли выход на студентов-медиков и привлекаем их к участию в «Ярмарке...». Самим фармацевтическим компаниям сложно привлечь такое количество выпускников. И как раз Quintiles — пример того, как здорово можно общаться: они давали объявления в своих группах, все два дня были активны, оставили нам обратную связь и вернулись на следующую «Ярмарку...». Это очень интересный кейс. Еще один постоянный участник — «Эльдорадо». Они участвуют уже второй год почти по всем городам и отслеживают активность соискателей.
В этот раз у одной компании есть задача релокации. «Ярмарка...» в этом случае — полезный инструмент, потому что проходит одновременно в нескольких городах. Мы сейчас планируем маркетинговые активности в зависимости от задач клиента: думаем, откуда взять именно тех соискателей, которые будут готовы к переезду в определенный регион.

Сколько посетителей приходит за два дня?

Один стенд в Москве посещают около 12 тысяч пользователей. По сравнению с офлайновой ярмаркой проходимость у нас выше. При этом люди не только задают вопросы, но и оставляют резюме и даже проходят собеседование. Удаленное общение для многих удобнее и интереснее, чем общение вживую.

Вы говорите про общение. Это значит, что рекрутерам приходится два дня сидеть у компьютеров?

Да, это основной этап работы. Работодатель получает уведомления буквально обо всем, что происходит на его стенде: к нему зашел соискатель, задал вопрос, отправил резюме. Можно перейти по ссылке и ответить в удобном режиме, посмотреть резюме и сразу позвать кандидата в чат на собеседование. Вместе с рекрутером в разговоре может участвовать неограниченное количество коллег, они могут разделить между собой зоны ответственности. То есть это несложно, не нужно никуда ехать и командировать сотрудников: наша «Ярмарка...» обходится гораздо дешевле своих офлайновых прототипов.

А эмоциональная отдача от «Ярмарки...» есть? Все-таки это событие, которое проходит только в сети.

Конечно! Мы всегда готовим «Ярмарку...» как настоящее мероприятие. Да, у нас нет активных физических перемещений, не нужно никуда ехать, арендовать помещения. Но это каждый раз волнение, это живые люди, которые решают свои задачи и делятся своими эмоциями. Мы не видим участников, но читаем их отзывы, следим за общением на вебинарах. Отдельная история — поведение работодателей на стенде. Кто-то общается, кто-то не общается, и тогда мы просим их быть активнее. А есть те, кто общается ну просто очень здорово. Мы любим моменты, когда и у соискателя чувство юмора есть, и работодатель не промах. Помню, даже была жалоба: «Меня троллит работодатель». На «Ярмарке» важен человеческий фактор, несмотря на то, что это технологии, высоконагруженная платформа. И эти эмоции дают нам стимул двигаться дальше.

;