Инженерно-технические кадры: 5 навыков, которых не хватает работодателю во вчерашних студентах

В советские времена отечественные вузы славились высококлассной подготовкой технических специалистов. Как обстоят дела сейчас и каких ключевых навыков и знаний не хватает выпускникам технических специальностей, рассказывает Ольга Преображенская, ведущий специалист по работе с персоналом ООО «Мицубиси Электрик (РУС)».

Инженерно-технические кадры: 5 навыков, которых не хватает работодателю во вчерашних студентах
Ольга Преображенская, ведущий специалист по работе с персоналом ООО «Мицубиси Электрик (РУС)»

1. Бизнес-мышление

Непонимание рыночных реалий — большая проблема для технических специалистов с фундаментальной подготовкой. Кандидаты на ту или иную должность обладают знаниями в своей области, но очень часто не могут рассчитать, к примеру, рентабельность запуска продукта. Необходимо уметь оперировать такими понятиями, как жизненный цикл изделия или срок окупаемости проекта.

К сожалению, порой талантливые студенты и выпускники не знают, как монетизировать свои изобретения и инновации — начиная от компьютерных программ и заканчивая дипломными проектами в области автоматизации производства. Поэтому молодым специалистам нужно развивать не только инженерные компетенции, но и базовые практические навыки управления и бизнес-мышления. Они пригодятся во время работы в крупных компаниях, в том числе международных. Во многих технических вузах сейчас развиваются школы инженерного бизнеса, цель которых как раз содействие формированию предпринимательской среды, создание экспертного сообщества по инженерному предпринимательству. Крупные компании также стараются внести свой вклад в воспитание востребованных профессионалов. Например, наша компания совместно с ведущими техническими вузами проводит конкурс прикладных решений для автоматизации производства «Кубок Mitsubishi Electric», который как раз направлен на разработку, коммерциализацию и презентацию подготовленных в рамках задания проектов.

2. Коммуникативные навыки

При найме специалистов в области продаж, которые имеют инженерное образование, одной из проблем являются низкие коммуникативные навыки кандидатов и отсутствие опыта публичных выступлений. Молодые специалисты успешно проходят профессиональное тестирование, показывают прекрасные знания технических особенностей оборудования, но, к сожалению, обладают низкими навыками самопрезентации.

Коммуникативные навыки важны не только на этапе собеседования, но и в работе. Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению коллег — ценнейшие навыки для любого сотрудника.

Чтобы оценить коммуникативные навыки кандидата, нередко используются различные тестирования, в частности многофакторные личностные опросники, которые в том числе дают представление о привычном стиле общения и потенциале к работе в команде.

Впрочем, эти навыки можно совершенствовать уже в процессе работы. В «Мицубиси Электрик» сотрудники посещают за счет компании тренинги, развивающие лидерские качества, навыки ведения переговоров, проведения презентаций и пользования программами Excel и Photoshop, навыки эффективных продаж. При выборе вида и темы обучения компания ориентируется на то, каких навыков недостает конкретному сотруднику. Но это касается уже принятых в штат людей, а при трудоустройстве более высокий уровень коммуникативных навыков у кандидата может стать его решающим преимуществом по сравнению с конкурентами.

3. Иностранные языки

Мы часто сталкиваемся с низким уровнем знания английского языка. Более того, реальный уровень зачастую ниже заявленного в резюме. Это значительно уменьшает шансы вчерашнего выпускника в поисках работы по профилю, поскольку именно на английском выпускается вся документация к последним техническим новинкам. Не говоря уже о том, что квалифицированный специалист должен интересоваться инновациями международных компаний, а такая информация нередко имеется только на английском языке. Необходимость переводить ее очень тормозит процесс освоения нового оборудования и увеличивает вероятность появления ошибок.

Многие компании сейчас готовы пойти навстречу своим сотрудникам, если для более эффективной работы им необходимо подтянуть уровень английского. Во многих крупных организациях проходят корпоративные занятия в зависимости от уровня владения языком. Но лучше всего, конечно, еще во время учебы озаботиться получением соответствующих знаний, записаться на курсы и — в идеале — получить международный сертификат (TOEFL или IELTS), подтверждающий уровень владения английским. Если у кандидата есть дополнительные сертификаты, дипломы и т. д., это приветствуется, но мы всегда стараемся проверить реальные знания.

4. Ориентация на digital

В условиях стремительного технологического прогресса знания, приобретенные инженером в процессе учебы в университете, устаревают — как и оборудование, на котором он учился. Поэтому, чтобы оставаться на гребне волны, специалистам необходимо отслеживать тенденции в области цифровых технологий и быть знакомыми с такими понятиями, как «интернет вещей», «интернет всего», «промышленный интернет», smart grid и т. д. Важно обладать знаниями технических характеристик нового оборудования, областей его применения, понимать конкурентные преимущества того или иного устройства.

Крупные компании не понаслышке знают об отсутствии у российских студентов умений и навыков в этой сфере, поэтому стараются работать со своими будущими кадрами уже со студенческой скамьи, предоставляя свое современное оборудование техническим вузам и целевым кафедрам. ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» также развивает это направление. На данный момент более 20 вузов России и СНГ имеют лаборатории и учебные центры, укомплектованные нашим оборудованием.

5. Опыт работы

Большинство компаний при подборе кандидата ориентируется скорее на его опыт, нежели вуз. Конечно, от вчерашних выпускников никто не ждет уровня многолетней экспертизы. При этом во многих организациях часто открываются позиции начального уровня, на которых требуется минимальный опыт работы, — иногда бывает достаточно только нескольких месяцев, полученных во время прохождения летней практики.

Поэтому я бы советовала начинать получать опыт работы по профилю еще во время учебы в вузе. Это может быть практика, подработка на каникулах, удачно завершенный проект в рамках учебного курса. Кроме того, при подборе на стартовые вакансии не последнюю роль играют горящие глаза молодого специалиста, его желание получить новые навыки и знания, а также soft skills — аккуратность, работоспособность, исполнительность, внимательность.