Как готовить тендерную документацию для приобретения услуг, оказываемых на сайтах

Закупка услуг, оказываемых посредством сайтов, требует особого подхода. Если вы читаете эту статью, вероятнее всего, ваша компания рассматривает проведение процедуры закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Рассказываем, какие условия важно учесть при разработке тендерной документации, чтобы соблюсти требования законодательства, учесть специфику услуг и получить желаемый результат закупки.

Подготовка к закупке

Одним из ключевых этапов любой закупки является подготовка к ее проведению.

Важность подготовки невозможно недооценить. Ведь именно на этом этапе Заказчик определяет объект и цели закупки, бюджет, сроки, требования к характеристикам услуг, порядку их оказания.

Залог получения желаемого результата закупки, соответствующего целям Заказчика — это изучение рынка аналогичных услуг (в том числе цен на такие услуги), формирование проекта договора (контракта) и Технического задания с учетом потребности Заказчика и специфики услуг.

Почему это важно?

Услуги, которые оказываются на сайтах в сети «Интернет», имеют свои особенности в части государственного регулирования и предъявляемых к ним требований. Чтобы обеспечить защиту информации и данных Пользователей, размещенных на сайте, IT-компании разрабатывают ряд правил, которые действуют на сайтах в одинаковой степени для всех Пользователей сайта.

Заказчик, пользуясь услугами на сайте, соглашается на соблюдение таких правил. Это важно, так как правила работы с сайтом направлены на обеспечение его безопасности и защиту персональных данных всех его Пользователей.

Эти правила можно найти практически на любом сайте получения услуг.

Информация для специалистов по закупкам и юристов

При составлении проекта договора (контракта) и Технического задания необходимо учитывать порядок оказания интернет-услуги, характеристики этой услуги, порядок отчетности (формирования актов и иных отчетных документов), а также требования законодательства об информационной безопасности и защите персональных данных.

На этапе подготовки к закупке важно изучить рынок аналогичных услуг, правил их оказания и учесть эти особенности в документации.

В тендерной документации нередко оказывается, что положения, обязательные для ИТ-компаний в силу специфики услуг, не учитываются Заказчиками. В таком случае потенциальные Исполнители могут быть вынуждены отказываться от участия в закупке.

Отсутствие определенных условий в тендерной документации может поставить под угрозу безопасность сайта, пользователей и размещенной на сайте информации, а также привести к результату закупки, который не соответствует потребностям Заказчика.

Поэтому в договорах (контрактах) и Технических заданиях на оказание услуг подобного рода необходимо предусмотреть ряд обязательных положений, в том числе, о защите персональных данных, которые могут стать известны Заказчику при получении услуг.

Памятка об основных положениях, которые рекомендуется учитывать при оказании услуг посредством сайтов в сети «Интернет»

1. Характеристики услуги

Каждая услуга имеет технические, качественные, количественные и иные характеристики, которые определяют, какие именно услуги будут оказываться Заказчику и от которых зависит цена услуги.

К примеру, если это услуга по предоставлению доступа к базе данных резюме, то необходимо указать, в каком регионе необходимы резюме, какие специализации, на какой срок.

Если покупается услуга по предоставлению возможности публикации вакансии, то необходимо указать какой регион, тип публикации или ее характеристики, какое количество публикаций требуются Заказчику.

Если покупаются рекламные услуги, то указываются характеристики, которые позволят оказать услугу согласно потребности Заказчика и возможностям Исполнителя.

2. Место оказания услуг

В соответствии с ГК РФ и НК РФ в договорах (контрактах) указывается место оказания услуг.

Нередко Заказчики указывают, что услуги оказываются по месту нахождения Заказчика, вносят требования к внутриобъектовому режиму, организации работ на объекте Заказчика, накладывая дополнительные обязанности на Исполнителя по соблюдению пропускного режима, предоставлению дополнительных документов и иных требований.

Однако, услуги, предоставляемые посредством сайтов, оказываются дистанционно в сети интернет, без личного присутствия на объекте Заказчика.

3. Регистрация Заказчика на сайте

Без регистрации и авторизации Заказчика на сайте Исполнитель не сможет оказать услуги.

Как правило, Заказчику необходимо самостоятельно зарегистрироваться на сайте. При регистрации на сайте Заказчику предоставляется учетная запись (логин и пароль), которая известна только Заказчику и является конфиденциальной информацией. Заказчик вводит учетную запись на сайте и получает доступ к управлению услугами.

4. Соблюдение правил, размещенных на сайте

Порядок, условия и некоторые промежуточные этапы (сроки) могут быть указаны на сайте, например, в Условиях оказания услуг или ином аналогичном документе, размещенном на сайте.

Исполнитель разрабатывает такие условия, включая правила безопасности работы с сайтом, содержащие обязательные требования к Заказчику (как Пользователю) и его действиям при пользовании сайтом.

Такие правила одинаковы и должны соблюдаться всеми Пользователями сайта.

5. Условия о конфиденциальности и персональных данных соискателей

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон 152-ФЗ) Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона 152-ФЗ оператором выступают юридические лица, осуществляющие обработку персональных данных.

К примеру, база данных содержит резюме соискателей, а резюме — персональные данные, поэтому использование таких данных регламентируется соответствующими соглашениями. Нельзя использовать персональные данные иным образом без соответствующего согласия субъекта Персональных данных.

Компании, осуществляющие доступ к базам данных, разрабатывают специальные условия и правила для Соискателей и Заказчиков в целях соблюдения действующего законодательства о защите персональных данных.

6. Срок оказания услуг и срок действия договора (контракта)

Стоит отметить, что понятия «срок оказания услуг» и «срок действия (исполнения) договора» не являются идентичными.

Срок оказания услуг — это срок, в который Исполнитель должен полностью исполнить свое обязательство по оказанию услуг.

Начало срока оказания услуг начинает исчисляться с момента активации услуг (подключения услуг Заказчику) на сайте.

Поскольку срок оказания услуг является существенным условием договора возмездного оказания услуг, порядок активации (например, конкретная дата активации или период, в течение которого производится активация) всегда определяется в договоре (контракте).

Кроме того, в силу специфики, услуги могут быть:

  • разовыми (считаются оказанными в момент активации) и закрываются одним отчетным документом,
  • длящимися (оказываются на протяжении согласованного периода времени и могут предусматривать ежемесячную приемку и оплату).

Срок действия договора — понятие более широкое, оно включает в себя срок оказания услуг, их сдачу-приемку и оплату.

7. Единица измерения услуги

При определении единиц измерения следует руководствоваться Общероссийским классификатором единиц измерения, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 366 (Письмо Минфина России от 14.12.2007 № 03-01-15/16-453), согласно которому услуги не имеют единиц измерения.

При этом допустимо считать единицей измерения услуги 1 условную единицу.

8. Интеллектуальная собственность

Администратор сайта является правообладателем контента, который размещен на этом сайте и не может быть использован по частям или полностью без предварительного согласия правообладателя.

Базы данных, как правило, являются объектом интеллектуальной собственности.

Действующее законодательство предусматривает, что использование результата интеллектуальной деятельности допускается только с согласия правообладателя.

9. Право привлечения соисполнителей

При подготовке к закупке важно учесть, что при оказании услуг может потребоваться привлечение соисполнителей.

Например, когда Исполнитель услуг обладает правами на использование объектов интеллектуальной собственности и привлекает в качестве соисполнителя правообладателя.

Или при оказании рекламных услуг планируется проведение рекламной кампании Заказчика не только одном сайте, но и на сайтах партнеров Исполнителя.

Чек-лист условий для внесения в проект договора и (или) Техническое задание

  1. Наименование услуги. Количественные, качественные, технические и иные характеристики услуги
  2. Место оказания услуг: дистанционно на веб-сайте
  3. Регистрация Заказчика на сайте с последующим получением логина и пароля и авторизацией на сайте
  4. Согласие Заказчика с правилами работы на сайте, размещенными на таком сайте
  5. Положения о конфиденциальности логина и пароля, а также персональных данных, которые станут известны заказчику в процессе получения услуг
  6. Порядок активации услуги, срок ее оказания и срок действия договора
  7. Единица измерения услуг в зависимости от вида услуги и порядка определения ее стоимости
  8. Обладание Исполнителем исключительными правами либо правами на использование объекта интеллектуальной собственности
  9. Право привлечения соисполнителей

Полезная информация

С правилами оказания и характеристиками услуг ООО «Хэдхантер» вы можете ознакомиться по следующим ссылкам:

Условия использования сайтов, регулирующие безопасность работы на Сайте: https://hh.ru/terms

Условия оказания услуг (в том числе информация об их основных характеристиках): https://hh.ru/conditions

Если у вас останутся вопросы вы можете обратиться к базе знаний сайта или к менеджеру, осуществляющему клиентскую поддержку, в том числе с запросом коммерческого/технико-коммерческого предложения на интересующую услугу, имеющуюся на сайте hh.ru