Эффективная команда без крика и агрессии: руководство по созданию
«Принцип взаимного почтения»: что это?
Взаимное почтение — уважение сотрудниками друг друга и равноправие в любой ситуации вне зависимости от уровня таланта, позиции, успехов, выполнения тех или иных задач.
Такой принцип помогает выстраивать доверительные отношения, узнавать преимущества и недостатки друг друга и благодаря этому вовремя выявлять проблемы.
Руководителю, который хочет внедрить такой принцип в команде, важно объяснять его суть, придерживаться его самому и регулярно транслировать его на всех уровнях. При этом для продуктивности работы и для того, чтобы этот принцип действовал, руководителю необходимо:
Например, если сотрудник известен неумением укладываться в дедлайны, но при этом он генерирует очень эффективные креативные идеи, то руководителю важно это учитывать и, опираясь на его сильную сторону, подключать этого сотрудника к мозговым штурмам.
При такой работе все участники команды становятся равноправными, присутствует взаимное уважение, это оказывает заметный позитивный эффект на продуктивность команды.
Руководителю важно осознанно и уважительно относиться к себе — это основа принципа «Взаимное почтение». Также руководителю необходимо донести до сотрудников миссию и цели компании, тогда люди будут знать, зачем они уделяют работе такую большую долю своего времени.
Влияние на бизнес-процессы
Может показаться, что принцип «Взаимное почтение» — это просто красивая фраза, которая нереализуема в реальной жизни. Поэтому важно оценить его реальное влияние на бизнес-процессы:
Начиная с 2020 года в бизнесе в России и в мире очень быстро происходят изменения. Для сохранения эффективности бизнеса, достижения общих целей в таких условиях от руководителей и сотрудников требуется большая отдача. Команда, в которой применяется принцип «Взаимное почтение», — это единый организм, в котором каждый старается для общего дела. В такой команде просто не существует позиции «Это не моя зона ответственности», так как каждый болеет за общий результат.
Принцип «Взаимное почтение» формирует в команде честные и открытые отношения, помогает в построении системы прозрачной отчётности о результатах работы и их оценивании. Часто, особенно в кризисные времена, умение сказать правду становится критичным: если есть сомнительные моменты, риски, то все коллеги должны об этом знать. При работе такого принципа любой сотрудник вежливо, культурно и адекватно может задать вопрос любому из коллег. Руководители также должны быть готовы ответить на вопросы сотрудников. Благодаря такому подходу сокращается риск ситуаций, при которых недобросовестные сотрудники могут нанести ущерб компании. Это сразу выявляется, чувствуется и предотвращается.
Работодатели часто спорят о том, кого лучше нанимать: крутых нелояльных экспертов или неопытных, но лояльных и верных молодых стажёров. Если по продукту компании экспертизы на рынке немного, то лучше придерживаться второй концепции. Молодой сотрудник, который растёт в корпоративной культуре, построенной по принципу «Взаимное почтение», будет рад работать, развиваться внутри компании и со временем станет крутым и эффективным специалистом, на которого можно положиться.
При работе по принципу «Взаимное почтение» уважение должно присутствовать не только внутри команды, но и по отношению к клиентам, подрядчикам, ко всей внешней среде. Это улучшает репутацию бизнеса, открывает для него новые возможности по привлечению партнёров.
С чего начать
Начинать внедрение принципа «Взаимное почтение» необходимо с головы: руководители и лидеры должны быть примером отношений в коллективе.
Также при хантинге и найме необходимо оценить уровень токсичности потенциального сотрудника. При большом объёме работы всегда много стресса, поэтому в коллективе не должно быть унижений, неуместной критики. Только тогда будут появляться креативные идеи.
У команды HR должен быть KPI, связанный с атмосферой в коллективе. В рабочих процессах важно абстрагироваться от экономической или политической повестки. При этом необходимо выстроить систему так, чтобы сотрудники поддерживали и вдохновляли друг друга: должны присутствовать поздравления с днями рождения, внутренние сессии, тренинги.
Важна постоянная работа с негативом: конфликтные вопросы необходимо решать с сотрудниками сразу. Для этого можно регулярно проводить общие встречи, на которых руководители будут отвечать на вопросы. Также полезной практикой будет сбор анонимных вопросов и развёрнутые ответы на них во время офлайн-встреч. Предложите сотрудникам думать вместе с вами и частично принимать управленческие решения.
↩ К другим статьям