Юрист: как построить карьеру в высококонкурентной области
У юристов несколько путей развития: консалтинг, «инхаус» или государственные учреждения правосудия. В каждой из этих областей юрист может строить экспертную или управленческую ка-рьеру. Это разные типы карьер, соответственно, требуются и разные инструменты для их реализа-ции. При этом в каждом типе карьеры и в каждой области в первую очередь нужно быть профес-сионалом с развитыми навыками эффективной коммуникации.
Обратите внимание на soft skills
Давайте посмотрим на рынок труда. По данным hh.ru, на одну вакансию для юристов в феврале претендовало в среднем 8,4 резюме. В Москве цифра еще выше — 9 резюме на вакансию.
Уровень конкуренции очень высокий: из такого количества соискателей нужно как-то выделяться. Анализ вакансий показывает, что все больше работодателей заявляют в требованиях к кандидатам наличие soft skills.
Раньше считалось, что юрист в компании — это кто-то вроде разработчика, интроверта, который в ответ на вопросы цитирует Гражданский кодекс или говорит непонятными терминами. Либо все-гда отвечает: «Нельзя, так как есть риски». Сейчас все по-другому: от юристов ждут понимания бизнеса: не рассказов об ограничениях, а предложений, как решать проблему; понятной коммуни-кации, логичной и продуманной аргументации. От развития этих навыков зависит карьера как внутри организации, так и ее построение в целом.
У сотрудников хотят видеть следующие навыки:
- хорошие аналитические способности;
- умение работать в условиях многозадачности;
- умение выстраивать рабочие отношения с другими подразделениями;
- хороший уровень русского языка;
- системность;
- хорошие навыки переговоров, презентационные и коммуникативные навыки.
По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро «КИАП» («Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»), юристу для успешной карьеры нужны следующие «гибкие навыки»:
- умение быстро ориентироваться в огромном потоке информации; выделять главное и не тратить время впустую на несущественные аспекты. Умение управлять своим временем;
- достаточная стрессоустойчивость, чтобы не впадать в ступор при получении объёмного и не всегда структурированного задания;
- навык эффективной аналитической работы, умение быстро найти информацию, перенести «неконтролируемый поток сознания» в структурированный, ясный и понятный, изложенный понятным языком документ;
- грамотная письменная и устная речь. Наличие свободного уровня владения английским языком, если его практическое применение востребовано на ежедневной основе;
- презентационные навыки, чтобы форма преподнесения материала не девальвировала над содержанием как в правовых документах, так и в презентациях на публичных выступлениях.
Развивайте личный бренд
Помимо профессиональных компетенций и навыков soft skills, с самого начала карьеры нужно развивать свой бренд эксперта. Ваша экспертиза должна быть понятна как профессиональному сообществу, так и потенциальным работодателям и клиентам.
Задайте себе вопросы: на чем вы специализируетесь; по каким вопросам, задачам и проблемам стоит обращаться именно к вам; каковы принципы вашей работы; чем отличаетесь от других юристов?
Определитесь и развивайте свою специализацию
Как верно сформулировал Сергей Савельев из юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры», «в юриспруденции нельзя быть терапевтом». Специалисты, которые берутся за любые дела и задачи, вызывают мало доверия, так как нельзя все делать одинаково хорошо. Важна глубина экспертизы, наличие успешных кейсов, публикаций и комментариев по определенной специализации.
Общайтесь в профессиональном сообществе
Сейчас много профессиональных групп в социальных сетях, блогов и форумов. Вы можете публиковать как свои материалы, так и комментировать мнения коллег. Профессиональное, структурированное суждение с примерами, кейсами или практикой всегда привлекает лидеров мнений профессиональной среды.
Создайте блог
В блоге удобно размещать в хронологическом порядке свои статьи, комментарии резонансных дел по вашей специализации, законопроекты и так далее.
Размещайте свои статьи и комментарии в СМИ
Для этого у вас должна быть понятная для рынка специализация, чтобы журналисты знали, по каким запросам следует обращаться к вам. Подготовьте информацию для журналистов: название специализации, на каких задачах специализируетесь, опыт работы, образование, ссылки на публикации, блог или посты в соцсетях на профессиональную тему.
Выступайте на конференциях, проводите мастер-классы, участвуйте в круглых столах и дискуссиях.
Выбирайте «свою» работу
Один из самых популярных вопросов: где лучше работать и где строить карьеру — в инхаусе или консалтинге? Где карьерный рост идет быстрее?
Андрей Корельский считает, что надо пробовать то и другое, особенно в молодом возрасте — после окончания университета или на стажировках на старших курсах: «Это как инь и янь — одно не может без другого: консалтеры не могут без инхаусов, как и инхаусы не могут без консалтеров, когда их экспертиза является необходимой. И в том и в другом направлении может быть столь же интересно, как и скучно. Все зависит от динамики, внутренней субкультуры и энергии людей, которые будут с вами взаимодействовать. Ищите то место, где будете не просто механически совершать какие-то действия, а любить и наслаждаться процессом и результатами своего в первую очередь интеллектуального труда».
Я согласна с этим мнением. Карьерный рост и рост дохода может быть в обоих вариантах. Главное — осознанно строить карьеру, развивать компетенции, участвовать в сложных и интересных проектах, становиться известным профессионалом в своей специализации.