«В одном чёрном-чёрном списке работодателей», или Как не попасть в плохую компанию
Один из самых популярных поисковых запросов от соискателей — это «чёрный список работодателей». Каждый кандидат желает знать, где сидит недобросовестная компания и как она называется. Но чем шире становится интернет-пространство, тем сложнее вычислять «чёрных» работодателей. Они меняют названия, юридические лица, адреса. Вместо того чтобы мониторить списки, предлагаем научиться распознавать недобросовестные компании в два счёта.
⏱ 12 минут полезного чтения и 13 увлекательных игр
Некоторые ответственные работодатели используют короткий путь к сердцам соискателей — через спецпроекты. Это игровые активности, которые помогают ближе познакомиться с компанией, а иногда даже выиграть призы. О них мы рассказываем в конце этой статьи. Но предупреждаем — это затягивает, проходите по ссылкам только в свободное от работы время!
Начнём же с более распространённой ситуации, когда играть с работодателем приходится в «чёрный ящик» — никогда не угадаешь, что внутри.
Что в описании тебе моём
Самый простой и действенный способ узнать больше о работодателе — внимательно прочесть текст вакансии и описание компании. Как минимум, вы сможете понять, чем она занимается, кого ищет, какие требования предъявляет к кандидатам и что готова предложить взамен. Если уже на этом шаге возникают вопросы и вам недостаточно информации — это хороший повод, чтобы копнуть поглубже и собрать сведения из социальных сетей, СМИ, платформ с отзывами.

Описание вакансии должно быть адекватным. Стоит задуматься, если компания за три рубля предъявляет 120 требований к кандидату или, наоборот, предлагает сотни тысяч за простую работу. Не бьётся. Я бы смотрела на гармоничность всех составляющих: что требует работодатель, как он описывает обязанности, что говорит о себе. Если где-то густо, а где-то пусто — попробуйте найти больше информации в открытых источниках.
Не останавливайтесь на одной вакансии, посмотрите, кого ещё ищет компания, в каких регионах. Отдельное внимание уделите текстам. Возможно, вы заметите перепечатку одних и тех же предложений в разных вакансиях или очень расплывчатые формулировки. Правда, частые упоминания «дружного коллектива, динамичной компании и развитых процессов» большим грехом не считаются. Это версия соискательских «коммуникабельности, стрессоустойчивости и активности», но уже в вакансиях.
Другое дело, если работодатель обещает невероятную работу без лишних хлопот за более чем достойное вознаграждение — это скорее настораживает, чем вдохновляет. Когда речь заходит о работе, важна конкретика. Даже если компания не имеет отношения к «чёрным спискам», но до конца не понимает, чем будет заниматься сотрудник, есть вероятность столкнуться с размытым функционалом и переработками. Возможно, вам это не нужно.
Вакансий много не бывает?
Помимо качества вакансий, важно ещё их количество. Наверняка вы замечали, когда одно и то же предложение о работе в определённой компании годами висит на сайте. Либо вакансия ненадолго исчезает, а потом появляется вновь. О чём это говорит? О быстрой смене кадров или, что гораздо реже, о постоянном развитии компании — чем больше бизнес, тем больше необходимо людей, чтобы его обслуживать. Многое зависит и от отрасли работодателя.

Понятно, что в компаниях, занимающихся логистикой или торговлей, всегда открыто большое количество вакансий. Люди приходят и уходят. Это нормальный процесс для линейных специалистов. Например, водителей, мерчендайзеров, продавцов, кладовщиков и так далее. Но есть вакансии, которые не должны обновляться регулярно. Вряд ли можно считать хорошим знаком, если компания каждые два месяца ищет нового бухгалтера.
Чтобы понять, что реально происходит в компании, полезно обратиться к отзывам. В них можно найти не только негатив и эмоциональные высказывания в адрес работодателей, но и ценную информацию из первых уст от бывших и нынешних сотрудников. Главное — выбирать платформы, которые проверяют отзывы, как, например, Dream Job.
Отделить «обёртку» от «начинки»
Дальше стоит заглянуть на сайт компании. Уже тот факт, что портал с информацией о работодателе существует, для многих является гарантией добросовестности. Но это не всегда так. Если видите перед собой одностраничный сайт-визитку, проверьте как минимум самую простую информацию: сверьте адреса, телефоны, почту с теми данными, что есть в открытых справочниках.
Разумеется, доверять компаниям федерального уровня, которые и так у всех на слуху, гораздо проще. Однако не стоит списывать со счетов небольшие региональные организации, пусть их имена вам и незнакомы. Есть компании, которые не умеют себя презентовать кандидатам, но при этом в них есть всё для счастья соискателя — хороший коллектив, стабильная зарплата, социальные гарантии. Выяснить это можно только на собеседовании. При этом перед всеми соискателями рано или поздно встаёт вопрос — звонить в компанию после отклика или нет, идти в офис с горящими глазами или ждать ответа от рекрутера.

Я считаю, что эффективны любые движения по направлению к цели. Если хочется дойти до офиса компании, посмотреть на сотрудников, отдать резюме в руки рекрутеру — дерзайте! Бывает так, что соискатель давно не искал работу, не умеет составлять резюме, но при этом он является первоклассным специалистом. Если в компании есть потребность в людях, он может договориться с рекрутером на месте. Таким образом мы избегаем ложного впечатления о кандидате.
Если компания, как и вакансия, на первый взгляд соответствуют вашим представлениям о прекрасном, и компания идёт навстречу и приглашает на интервью — соглашайтесь. Несмотря на весь комфорт онлайн-собеседований, живая встреча в офисе всегда предпочтительнее. Так вы сможете сверить красивое описание из вакансии с реальностью.
С чистого листа
Во-первых, оцените, как организовано собеседование. Если рекрутер заранее согласовал с вами дату, время, место и отправил всю необходимую дополнительную информацию — это одна история. И совсем другая, если вам приходится постоянно напоминать HR-специалисту, чтобы он ответил на ваши вопросы и дал хоть какой-то ориентир по предстоящей встрече.
Обратите внимание на регламент встречи — соблюдаются ли изначальные договорённости и тайминг, даёт ли вам собеседник высказаться или обрывает на полуслове, как выстроена сама структура беседы. Бывает так, что рекрутер раз за разом задаёт важные для него вопросы и забывает уточнить, интересует ли что-то вас. Тогда интервью превращается в допрос.
Ещё один тревожный звоночек — если вы задаёте прямой вопрос о компании, а собеседник начинает юлить. Идеальное собеседование — это когда и у соискателя, и у работодателя в финале есть ощущение «я выиграл». Тот самый принцип win-win в действии. Но даже если в процессе интервью что-то пошло не так, вы всегда можете перехватить инициативу — в этом нет ничего страшного. Задавайте уточняющие вопросы, живо интересуйтесь компанией.

Всё в ваших руках. Рекрутер может быть уставшим, забывчивым, или, возможно, он тоже недавно пришёл в компанию. Если вы не обозначите свои потребности, то, во-первых, работодатель может решить, что вам это неинтересно. Во-вторых, вы сами почувствуете неудовлетворённость. Для меня процесс первичного собеседования очень схож со знакомствами в жизни. Методом наблюдений мы изучаем, как человек проявляет себя. Говорит он нам правду или нет. Если мы очень хотим понравиться, то мы забываем о себе или придумываем оправдания. Например: «Они опоздали на моё собеседование на 30 минут и не извинились, наверняка это единичный случай». Мы можем наделить компанию своими представлениями о ней, если хотим туда попасть. Идите на собеседование, чтобы начать всё с чистого листа.
Ясно, что форс-мажоры случаются у всех, но если компания без объяснений отменяет интервью за 10 минут до его начала, скорее всего, для неё это норма. То же самое касается и стрессового интервью, когда проверяют не кандидата, а его эмоциональную устойчивость. Ставить ли на компании в таком случае «чёрную метку»? Каждый решает для себя сам. Но важно избавиться от иллюзий, что после трудоустройства вы столкнётесь с какой-то другой реальностью. Как правило, собеседование — яркий показатель корпоративной культуры компании. Даже если вы прочли все отзывы сотрудников (и они идеальны), вам нравятся продукты и услуги организации, но на интервью вас удивило странное поведение рекрутера, будущего руководителя или команды — это повод дважды подумать и, возможно, попросить о ещё одной встрече.
В помощь вам — два универсальных вопроса, которые Ирина Коршунова, операционный директор по управлению персоналом, рекомендует задавать на собеседовании в любой непонятной ситуации:
Проверенные работодатели
Есть ещё один способ узнать наверняка, что с работодателем всё в порядке, — заглянуть в Рейтинг работодателей России от hh.ru. Он проводится ежегодно, и в него попадают только те компании, которые не побоялись собрать честные мнения о себе у сотрудников, соискателей и предоставить внутренние данные о работе с персоналом. И, что важно, все они получили высокие баллы.
Сейчас как раз идёт активное голосование среди кандидатов. Вы можете выразить свою симпатию конкретной компании или посмотреть, кто с большой вероятностью станет финалистом Рейтинга 2022 года.
Чем больше соискателей поделятся своим мнением и опытом общения с компаниями из Рейтинга, тем честнее и достовернее будут результаты. Это классная миссия — составить «белый список» работодателей, на который будут опираться миллионы людей.

Мы участвуем в Рейтинге, чтобы нас оценивали наши внутренние и внешние клиенты — это сотрудники и соискатели. Мне кажется, это полезно всем сторонам рынка труда. Соискатели голосуют за работодателей, которые им нравятся, а компании получают признание, некую обратную связь. А как иначе понять, что ты делаешь всё правильно, что это важно и всё не зря? Тогда весь рынок будет равняться на лучших работодателей!
Кстати, у многих участников Рейтинга есть спецпроекты для соискателей. Это игровые активности, которые помогают быстро познакомиться с компанией и интересно провести время. Вы можете просмотреть 10 вакансий и потратить 20 минут или за 2 минуты узнать больше о команде, миссии, ценностях конкретного работодателя. Кое-кто даже разыгрывает призы. Но главное, кажется, в другом — все эти компании привлекают ваше внимание, потому что понимают, как трудно собрать команду мечты. Точно так же, как и найти работу мечты. Так что пока всё выглядит, как идеальный мэтч!
✅ Пройдите все или выберите те активности, что ближе вам по духу:
Если готовы к большему — ловите спецпроекты прошлого года. Здесь тоже много креативного и интересного!
Не забудьте до 31 октября проголосовать за те компании, которые вам по душе. А ещё будет здорово, если вы поделитесь полезной информацией из этой статьи с друзьями и знакомыми. Всем нам нужны ориентиры, правда?

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫