Быть социально ответственным бизнесом по-прежнему модно

Несмотря на геополитическую обстановку, принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) остаются главными векторами развития современного российского бизнеса. Забота о сотрудниках и экологии, участие в благотворительных акциях и поддержка фондов — приоритеты отечественных компаний, которые активно ведут социальную политику. Поговорим, почему важно оставаться социально ответственным предприятием в регионе присутствия.

Автор: Константин Мозоль, представитель транснационального холдинга «БлэкХос», член совета директоров ООО «Дмитровский металлургический комбинат»

Сегодня базовые подходы КСО активно внедряются в стратегии динамичного развития бизнеса — эффективной работы сразу в трёх направлениях: экологическом, социальном и корпоративном (ESG — Environmental, Social, Governance).

Социально ответственным бизнесом может считаться компания, относящаяся к одной из четырёх категорий:

  • занимающаяся трудоустройством социально уязвимых граждан;
  • производящая продукты или услуги для них;
  • организация, в которой работают люди с ограниченными физическими или ментальными возможностями;
  • компания, которая оказывает благотворительную помощь или проводит деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, оказывает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, занимается культурно-просветительской деятельностью.

Чтобы получить статус социально ответственного бизнеса, необходимо подготовить перечень документов, который отличается для каждой категории социально ответственных предприятий, отправить его на проверку и по её результатам подать заявление и комплект документов на включение в перечень социальных предприятий. Например, в Москве это можно сделать в центрах услуг для бизнеса, на сайте Московского инновационного кластера, заполнив форму онлайн. Статус социально ответственного бизнеса даёт не только удовлетворение и возможность помочь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, но и позволяет получить ряд преференций от государства при соблюдении всех условий. Например, кредитные каникулы, продление организациям и индивидуальным предпринимателям сроков уплаты налога на 6 месяцев, гранты для подготовки кадров, субсидии бизнесу на трудоустройство молодых специалистов, льготное кредитование.

Корпоративная политика

Корпоративная политика подразумевает не только наличие внутренних стандартов и традиций в компании, но и материальную и нематериальную мотивацию для персонала. К первой, помимо зарплаты, относятся премии и вознаграждения в денежном эквиваленте, ко второй — создание комфортных условий и атмосферы в коллективе. Например, корпоративы для сотрудников и их детей, дополнительное медицинское страхование, полный социальный пакет по Трудовому кодексу РФ — к сожалению, по результатам недавнего исследования hh.ru, более 32% соискателей ответили, что у них не было опций соцпакета от работодателя на прошлом месте трудоустройства. Несмотря на то что для работодателя всё перечисленное — это тоже материальные расходы, бизнес в итоге получает большую прибыль: помимо лояльности сотрудников, их высокую производительность, стремление к результату и развитию, эффективную работу. При этом бизнес обеспечивает себе таким образом статус надёжного и рекомендуемого работодателя.

Также в рамках корпоративной политики сотрудникам можно предоставлять различные бонусы: путёвки в санатории для членов коллектива и их родных, оформление детей в летние лагеря, регулярные тимбилдинги для сплочения команды. В идеале в компании должен быть отдельный специалист, который занимается корпоративными мероприятиями, так как сплочённая атмосфера — залог успешной работы предприятия. Таким образом, комплексный подход к мотивации коллектива — залог повышения эффективности труда и снижения количества случаев простоя оборудования, процента бракованной продукции.

Корпоративное обучение считают одним из мотивационных инструментов около 72% соискателей, и это выгодно работодателям. Так они растят специалистов под свои потребности и конкретные обязанности, что позволяет сократить время на подбор персонала и быть уверенным в компетенциях сотрудника. Кроме того, в сложившейся обстановке очень значимым для персонала фактором является забота работодателей о психологическом состоянии сотрудников. Например, бесплатно дают доступ к платформам психологической помощи или оплачивают консультации специалистов при необходимости. Также хорошим шагом со стороны руководства станет своевременное сообщение персоналу обо всех изменениях, корректировках, происходящих или планируемых в компании, в бизнес-процессах. Это снижает уровень тревожности, стресса и сплетен в коллективе, что повышает его работоспособность, а соответственно, и эффективность.

Экология

Сейчас вопрос экологии и минимизации последствий от деятельности промышленных предприятий в России стоит достаточно остро, поэтому приоритетом в деятельности многих промышленных и энергетических компаний является поставка оборудования для возобновляемой энергетики — солнечных батарей и готовых изделий. Большим преимуществом такого оборудования является возможность обеспечения электроэнергией за счёт солнца, ветра и подземного тепла тех объектов, где её подвод считается затруднительным.

Однако в целом лидерами российской ESG-трансформации можно назвать только энергетическую, металлургическую и горнодобывающую отрасли, которые отличаются высокими экологическими и социальными рисками, поэтому давно и эффективно управляют ими. Это обеспечило им на сегодняшний день более высокий уровень ESG-зрелости. С другой стороны, только в трети российских компаний в принципе существует подразделение или ответственный за экологические вопросы сотрудник. Каждая десятая организация пока только ставит целью охрану окружающей среды. Ещё меньше компаний страхуют свои экологические риски. Это негативно отражается не только на репутации бизнеса, но и на климате в целом, а также делает товары, выпускаемые экологически безответственными предприятиями, неконкурентоспособными на мировых рынках.

В заключение следует добавить, что обострение геополитики частично изменило приоритеты российского бизнеса, но не исключило из них ESG-подход. Надеюсь, такую стратегию выберут все прогрессивные представители промышленной отрасли России и будут позиционировать себя как социально ответственных игроков региональной и общероссийской экономики.

К другим статьям
;