Пойми меня: как организовать подбор, если критерии найма — тонкая материя? Кейс «Энерготэка» и HRspace
⏱ 10 минут полезного чтения
У каждого работодателя свой стиль подбора персонала. Одни строго каноничны и в первую очередь оценивают послужной список и уникальные умения кандидата, другие действуют скорее интуитивно, руководствуясь не общепринятыми критериями найма, а больше доверяя личному видению и внутреннему голосу. В небольших компаниях такой подбор «на своих частотах» встречается довольно часто — топ-менеджмент и линейные руководители в них гораздо ближе к внутренним процессам и к «народу», поэтому точно знают, какой человек отлично впишется в коллектив, и описывают это по-своему.
Кажется, по таким параметрам проще самостоятельно найти сотрудника, чем подробно разъяснить все требования специалисту подбора. Но, к счастью, сонастройка с внешними исполнителями вполне реальна. Если направить антенну в нужную сторону — то есть подобрать правильного HR-специалиста, в правильном месте.
Сотрудничество с первого взгляда
«Энерготэк» — ведущий российский разработчик и производитель специализированных полимерных систем для прокладки и защиты кабельных линий. С 2014 года компания создаёт уникальные полимерные кабельзащитные системы на базе собственных инноваций и технологических решений. Среди её клиентов — крупные сырьевые, девелоперские, транспортные и другие компании. Раздумывая, как сделать работу персонала на линиях электропередачи более безопасной, а сами линии — надёжнее, в компании пришли к рационализаторскому решению и стали выпускать вместо полиэтиленовых труб полимерные, запатентовав новое решение. Ноу-хау послужило рынку, сократив затраты на эксплуатацию таких систем и продлив их жизнь, но невольно создало нюанс в кадровом подборе для самой компании. Поскольку разработка относительно новая и авторская, тех, кто знает, как работать с продуктом, фактически нет. Именно поэтому в «Энерготэк» готовы набирать перспективных, воодушевленных работой и растить профессионалов самостоятельно.
Сейчас у компании два офиса — основной в Санкт-Петербурге и ещё один в Москве. В штате в общей сложности работают 45 человек: в техническом отделе, в продажах, финансах, пиаре, инженерии, административной сфере и обучающем направлении. Но вот своего HR-отдела или даже хотя бы просто сотрудника из этой области в организации нет. Его функцию выполняет коммерческий директор Михаил Комальдинов. Раньше в поисках новых сотрудников он обычно прибегал к помощи кадровых агентств, запускал поиск через знакомых знакомых и просил рекомендации у коллег. Но выяснилось, что это отнимает много рабочих часов и сил, отвлекает от прямых задач управленца, а результат оставляет желать лучшего.
Когда в бизнесе проседает такой базовый ресурс, как время, компания рискует главным — прибылью и эффективностью. Михаил понимал, что поиск новых людей нужно кому-то передоверить, чтобы можно было сосредотачиваться на текущей работе и стратегических целях и задачах.
Поправка: не просто люди, а профессионалы, способные правильно понять запрос и отработать его. И они нашлись — в HRspace. Как уже рассказал сам Михаил, в 2019 году «Энерготэк» решил опробовать сервис и остаётся с ним по сей день.
В постоянных и серьёзных отношениях
Как и большинство заказчиков сервиса, Михаил и его компания придерживаются постоянства в выборе фрилансеров и сотрудничают примерно с одной и той же по составу командой рекрутеров. И это логично: зачем менять тех, с кем вы уже на одной волне!
Тем более что у этого заказчика есть свой пунктик поиска, о котором мы уже говорили: «подключаясь» к сервису, Михаил рассчитывал найти эйчаров, способных считывать «личный код» соискателей, разгадывать их ценности и выяснять, совпадают ли они с ценностями работодателя. Иными словами, он ожидал, что рекрутер не только сможет оценить перспективность потенциального сотрудника «Энерготэка», но ему удастся выявить внутреннюю мотивацию кандидата.
Один из постоянных помощников компании в рекрутменте — фрилансер сервиса Виталий Кобзун, — который входит в десятку лучших исполнителей площадки, — доказал, что такие ожидания — никакая не магия вне Хогвартса, то есть вести отбор, опираясь на психологические паттерны, проявляемые кандидатом, можно. Но вообще у Виталия много инструментов и подходов, которые он сочетает в работе, чтобы как можно быстрее и качественнее закрывать вакансии для компании Михаила и других клиентов.
По мнению Михаила, хорошо разбираться в людях и уметь выделить суть Виктору и его коллегам по площадке помогает большой, нет, огромный опыт общения с разными людьми. А ещё у него есть уверенность, что фрилансеры точно не подведут, так как «свободный художник кормит себя сам» и в его интересах работать так, чтобы к нему захотели вернуться.
Справедливо отметить, что Виктор Кобзун — не единственный, кто умеет быть в прямом, понятном, а главное — конструктивном контакте с такими клиентами, как Михаил. Есть и другие рекрутеры, которые помогают компании, — об их работе компания старается оставлять обратную связь. И не только для того, чтобы поставить оценку за труд, но и чтобы помочь следующим заказчикам на этапе выбора исполнителя узнать больше о конкретном рекрутере. Так, «Энерготэк» сотрудничал со Светланой Шабановой и рассказал о ней следующее:
И об Олесе Савчишкиной:
Оба рекрутера также входят в топ-10 и закрыли не один десяток вакансий.
Кстати, однотипными заявки от энергокомпании не назовёшь. По просьбе этого заказчика за последние три года сервис искал самых разных специалистов:
- менеджеров по продажам и работе с клиентами;
- интернет-маркетолога;
- специалиста отдела технического контроля;
- инженера-проектировщика;
- контент-маркетолога;
- специалиста планового экономического отдела;
- офис-менеджера.
Вот как выглядят промежуточные итоги взаимодействия HRspace и «Энерготэка»:
К слову, гонорар рекрутеру площадки любая компания-клиент назначает сама. Как правило, он стартует от суммы среднемесячного оклада по вакансии. Гарантийный период, иначе, испытательный срок, — тоже остаётся на усмотрение заказчика. Вознаграждение за работу фрилансеру возможно начислить сразу после выхода успешного кандидата на работу или только после того, как он какое-то время поработает и покажет себя хорошо. Можно разбить выплату на две части.
Компании Михаила такая гибкая схема оплаты, да и вообще ценовая политика сервиса подходят. Он рад, что экономить удаётся и финансово, и время зря больше не тратить. В цепочке подбора коммерческий директор до сих пор остаётся ключевым звеном, помогая департаментам компании искать себе лучших людей. Но при этом лишь обеспечивает первую «стыковку» между сервисом и линейными руководителями, чтобы дальше они могли в комфортном режиме коммуницировать самостоятельно.
А с чего начать заказчикам-новичками на HRspace?
Предположим, у вас в компании, как и в «Энерготэке», нет своего эйчара и вы уже решили опробовать HRspace, но вам не с кем посоветоваться, назначая исполнителя заявки на сервисе. Нужен чек-лист, с которым можно сверяться в таком случае. На что лучше всего опираться, впервые заходя на площадку и выбирая подмогу для найма?
Это важно, так как специалист должен легко ориентироваться в той сфере, где ему предстоит искать человека.
Михаил Комальдинов, коммерческий директор «Энерготэка»:
«Я всегда изучаю профиль рекрутера, отзывы, вакансии, с которыми он работал и закрыл. Если он специализируется в поиске специалистов, например, в области HoReCa, а мне нужен человек в отдел продаж — я его не буду рассматривать. И ещё: если рекрутер хорошо себя презентовал, правильно делает акцент и понимает требования с нашей стороны — ставлю галочку, что подходит».
На примере своего сотрудничества с «Энерготэком» Виктор подтверждает, что такая тактика выбора продуктивна: «Компания входит в мою целевую аудиторию, я работаю с теми бизнесами, где нет штатного HR, поэтому ещё мы так хорошо нашли общий язык».
В идеале он должен быть «раскрытой энциклопедией» о конкретной нише, в которой чаще всего подбирает персонал. А если он хорошо понимает работу компании заказчика изнутри, это ещё плюс балл.
Виталий Кобзун, рекрутер HRspace:
«Чем больше работаешь с любой компанией, тем больше узнаёшь о ней, о руководителях в ней и подразделениях. В принципе, становишься представителем этой компании на аутсорсе. Всегда изучаю информацию о заказчиках, стараюсь понять нюансы работы. Я так много всего сейчас знаю про „Энерготэк“, что контекстная реклама в браузерах теперь постоянно предлагает мне трубы, изоляцию, и так далее». (Смеётся.)
Там собраны те, кто за год закрыл заявок больше, чем коллеги. Но это не значит, что вне этого шорт-листа выбирать не из чего. Скорее наоборот, выбор так велик, что рекрутер может найтись даже под самую нестандартную задачу. С заявками от сервиса сегодня готовы работать более 6000 профи.
Даже если у вас нет корпоративного HR-опыта и вы не знаете, с какой стороны подойти к поиску, вы, определённо, понимаете, что хотите получить в итоге, и можете сформулировать задачу фрилансерам.
Михаил Комальдинов, коммерческий директор «Энерготэка»:
«Сервис точно нужен руководителям и тем компаниям, в которых нет HR-отдела или сотрудника для этих целей. Но, заходя на ресурс, важно понимать задачи, уметь ставить и корректировать запрос и фильтровать информацию. Тогда будет результат».
Партнёром в подборе сервис, точнее его рекрутеры, могут стать не только для частных организаций с небольшим коллективом. Если речь о крупном бизнесе, который заинтересован в массовом поиске, — ставим галочку. Когда компании любого масштаба требуются те, кто способен выискивать исключительные кадры для узкоспециализированных направлений, — тоже. А возможно, это работодатель, который не понимает, как привлечь ИТ-специалистов, — и в этом случае на HRspace можно найти того, кто примет вызов.
Как видите, аутсорсинг с проверенными людьми — инструмент универсальный и получить от него свой максимум сможет любая компания. Осталось только определиться с ТЗ и начать.
↩ К другим статьям