Кто нужен в команде на разных стадиях: управление изменениями в организациях
Согласно Института общественного мнения, в 2022 году три четверти российских компаний столкнулись с негативными изменениями. Любой кризис — это вынужденная трансформация для бизнеса с целью избежать убытков или потери рынка. Как меняться быстро и эффективно перестраивать команду, избегая сопротивления?
⏱ 7 минут полезного чтения
На помощь приходит управление изменениями — системный подход к трансформации бизнеса, включающий методики и рекомендации, которые позволяют внедрять новые рабочие процессы, создавать или реконструировать подразделения и технологические цепочки. Специалисты по управлению изменениями, как правило, интегрированы в проектные офисы организаций и помогают менеджменту проводить трансформации бесшовно.
Уровни зрелости организации
В практике управления изменениями организации оцениваются по пяти уровням зрелости. Эту работу необходимо провести для определения текущей ситуации, выявления рисков и возможной траектории дальнейшей трансформации.
На первом уровне процесс управления изменениями отсутствует или применяется нерегулярно. Проекты плохо приживаются в компании или вовсе терпят неудачу.
На втором уровне зрелости в проектах применяются отдельные элементы управления изменениями. Это могут быть автоматизированные решения для отслеживания стадий внедрения проекта или, напротив, разработанные, но не на 100% работающие регламенты процессов.
На третьем уровне во многих проектах используется полноценный подход к управлению изменениями. Как правило, это очень формализованный подход, который позволяет сформировать систематизированное видение результатов, но не включает коммуникации с сотрудниками.
На четвёртом уровне единые корпоративные стандарты управления изменениями широко применяются в реализации всех преобразований, внедрены ИТ-решения и развёрнута система мотивации персонала.
На пятом уровне компетентность в управлении изменениями присутствует на всех уровнях компании и является частью её корпоративной культуры. Происходит непрерывный процесс улучшений. Компанию отличают готовность и быстрая реакция на изменения.
Оценка уровня зрелости компаний позволяет фасилитировать процесс внедрения изменений. В частности, выстроить коммуникации и отношения в команде. Это важно для внедрения перемен в корпоративную культуру.
Игнорирование человеческого фактора приводит к иллюзии быстрых изменений, но уводит от желаемого результата. Так происходит в 70% планируемых трансформаций. К этому выводу пришёл признанный авторитет в области лидерства и изменений Джон Коттер, наблюдая несколько лет за развитием компаний.
Формирование команды
Большинство российских компаний находится на первом уровне зрелости управления изменениями: руководство не занимается спонсорством (активным и постоянным сопровождением проекта), работой со стейкхолдерами, коммуникационной поддержкой и продвижением изменений для сотрудников. Такие компании крайне болезненно воспринимают любые изменения.
Чтобы повышать уровень зрелости в управлении изменениями, важно объединить команду сотрудников. Они станут проводниками изменений в компании и вовлекут весь коллектив.
В команду должны войти:
- топ-менеджеры;
- сотрудники компании, которых касаются изменения;
- лидеры мнений;
- технические специалисты;
- специалисты, отвечающие за работу со стейкхолдерами;
- PR-специалисты.
Действия команды
Как должна действовать команда, чтобы повысить уровень зрелости управления изменениями в компании? Какие качества нужны сотрудникам из проектной команды?
Необходимо определить спонсора проекта и понять, на каком уровне зрелости вы находитесь сейчас (в этом поможет описание уровней выше). Далее — наметить шаги по достижению целевого состояния и тщательно работать с сопротивлением, выстраивая способность организации меняться.
Топ-менеджеры, у которых есть доступ к ресурсам и информации
Административный ресурс, как это ни банально звучит, играет большую роль в работе с сопротивлением. Главное, чтобы он был не «кнутом», а движущей силой, которая направляет изменения в едином русле и ведёт в этом направлении сотрудников.
Основная задача — планировать проекты так, чтобы сотрудники:
- не чувствовали угроз своему социальному статусу;
- имели чёткое представление о результатах и находились в одном информационном поле;
- могли действовать самостоятельно в атмосфере доверия;
- ощущали справедливость принятых решений.
Если ваша компания на втором уровне зрелости, то организуйте регулярные базовые коммуникации и обучение в поддержку реализуемых инициатив. И, чтобы перейти на третий уровень, отслеживайте изменения ключевых показателей эффективности, приоритизируйте инициативы. То есть станьте спонсором проекта. Объедините все методологии по управлению проектами и изменениями, организуйте обучение по управлению изменениями для проектных менеджеров.
Для перехода на четвёртый уровень вам необходимо организовать получение постоянной обратной связи — насколько люди понимают цели изменений. Также нужно наладить получение обратной связи от заинтересованных лиц для корректировки и управления эффективностью, разработать стандарты для быстрого и последовательного внедрения изменений.
Для перехода на пятый уровень стандартизируйте процесс отчётности перед советом директоров, выстроите проектное управление по Agile. В этом случае бизнес-подразделения будут чувствовать себя комфортно при постоянных изменениях, а вы — эффективно управлять процессом изменений.
Качества топ-менеджера в проектной команде: эмпатия, понимание проблем и тревог людей, способность без предубеждения выслушивать и оценивать достоинства всех предложений.
Сотрудники компании, которые будут использовать нововведение в работе со всеми его позитивными и негативными факторами
В каждой компании есть люди с высоким потенциалом развития (так называемые HiPo): участники кадрового резерва, обладающие компетенциями в своей профессии и смежных областях. Как правило, это руководители среднего звена. Они помогут реализовать проект изменений. И для них он станет очередной ступенькой карьерного развития. Это идеальный пример того, как личный интерес мотивирует на участие в общем деле. Уровень внутренней мотивации консультантов очень важен. В частности, они могут развивать «банк идей», непосредственно общаясь с сотрудниками. Участники проектной команды мотивируют людей вносить инициативы, которые улучшат бизнес-процессы и повысят производительность.
Качества: гибкость, восприимчивость ко всему новому, даже к идеям, которые кажутся безумными на первый взгляд, — они могут «выстрелить». Готовность бороться с инертностью, самоуспокоенностью работников.
Лидеры мнений и авторитетные сотрудники подразделений, к чьему мнению прислушиваются коллеги
Они помогут вам отследить малейшие изменения настроений в коллективах и сами будут вести коммуникацию с коллегами. Из их уст сотрудники воспримут информацию с большим доверием и принятием. Мы же тоже с вами быстрее купим тот продукт, который порекомендует друг, а не тот, что увидели в рекламе. Этот же принцип действует с лидерами мнений в подразделениях.
Лидеры мнений должны уметь правильно получать и доносить информацию до коллег, вовлечённых в процесс трансформации, прогнозировать риски и проводить предупреждающие мероприятия.
Качества: умение располагать к себе людей, вызывать доверие, уметь общаться с разными людьми на их языке. Способность создавать и поддерживать командный дух.
Технические специалисты, обладающие узкими компетенциями
Они отвечают за изменения по внедрению технологий и ИТ-систем, обработку инцидентов и поддержку систем в рабочем состоянии. Также их задачи — обучить пользователей и разработать систему показателей для идентификации «узких мест».
Качества: стремление добиваться лучших результатов во всём, беспокойство по поводу мелочей.
Специалисты, отвечающие за работу с заинтересованными лицами (клиентами, партнёрами, акционерами, госструктурами и т. д.)
Они будут анализировать, как изменения скажутся на параметрах работы заинтересованных лиц — в отрицательном и положительном смысле. Исходя из этого предпримут шаги, которые помогут исключить или минимизировать потенциальные проблемы от изменений.
Качества: рассудительность и хорошие аналитические способности.
Специалисты по коммуникациям
Они окажут коммуникационную поддержку проекту изменений. В период встряски люди негативно воспринимают новшества. Коллективу нужны разъяснительные мероприятия, развитие коммуникаций вокруг кадровых изменений и перестраивания бизнеса в целом. Помимо эффективных внутренних коммуникаций, PR-специалисты сформируют имидж компании как надёжного партнёра — это необходимо для работы с клиентами и поставщиками.
Качества: креативность в поиске новых смыслов и способов их донесения до сотрудников и целевой аудитории, умение рассказывать просто о сложном.
В крупной компании численность проектной команды может варьировать от 20 до 150 сотрудников. На небольшом предприятии — 3–5 человек.
Для успешной реализации изменений важна слаженная работа участников команды. Необходимо провести их обучение по процессам управления изменениями, рассказать о планируемых активностях в проекте. Помимо этого, нужно устроить командообразующие мероприятия, определить правила взаимодействия.
Члены команды должны обладать достаточным объёмом компетенций, полномочий и ресурсов, а также чётко понимать свои роли и зоны ответственности. Тогда они станут полноценными агентами изменений, чтобы на следующих этапах транслировать людям важность, ценность и перспективу трансформаций и вовлекать в них весь коллектив. Это поможет интегрировать изменения в корпоративную культуру компании. Такое возможно в случае, если не менее 75% сотрудников искренне убеждены в необходимости трансформаций.
Таким образом, весь успех реализации изменений держится на команде, куда входят топ-менеджеры компании, сотрудники — агенты изменений и лидеры мнений. От слаженности их работы, единого вектора поведения, здоровых рабочих взаимоотношений зависит успех любых трансформаций, в том числе связанных с кризисами. Управление изменениями выравнивает процессы, которые касаются человеческого фактора, гарантирует закрепление и развитие лучших бизнес-решений в компании.
↩ К другим статьям