Практически каждое интервью начинается с вопроса работодателя «Расскажите о себе».
Что чаще всего слышит работодатель?
«Сейчас я работаю в компании „Яркая косметика“, занимаюсь закупками уже 3 года. У нас нет никакого роста, поэтому я решила поискать работу. До этого я работала в продажах, но это было давно, в продажи возвращаться не хочу».
Или вот такую вот лонг-стори всей жизни:
«В 1994 году я окончил Академию народного хозяйства, потом меня сразу позвали на практику на наше городское предприятие, где я трудился 2 года в должности бухгалтера-экономиста, потом...». И в этот момент рекрутер с ужасом понимает, что до 2023 года ещё очень долго слушать, и прервёт кандидата, перейдя к своим вопросам. Тем самым кандидат лишит себя возможности выгодно преподнести свою экспертность.
Ещё хуже выглядят встречные вопросы: «Так, ну у меня большой опыт, а что вам интересно услышать?», «Про последнее место рассказывать?», «Ну у меня основное в резюме написано, могу рассказать про проекты».
Если рекрутер или нанимающий менеджер попросил рассказать о себе, то, скорее всего, презентационные навыки — одна из компетенций, которые являются фокусными при оценке потенциального кандидата, поэтому к каждому собеседованию необходимо готовить свою презентацию. Она должна быть максимально выстроена под логику тех ожиданий, которые работодатель изложил в требованиях в тексте вакансии.
Я рекомендую строить самопрезентацию на трёх смысловых блоках:
Блок 1 — позиционирование (некое саммари вашего опыта).
Например, так: «Я Алина Петрова, у меня 6-летний опыт в маркетинге, как на стороне агентства, так и инхаус. Ключевую экспертизу я получила в агентстве „Такое агентство“ и в отделе спецпроектов компании „Очень крупная компания“. Специализируюсь на (перечисляем 2−3 свои ключевые функции)».
Блок 2 — ответ на ожидания от кандидатов.
В этом блоке, который советую начать со слов «Мои основные компетенции», «Среди моих проектов» или «Мои сильные стороны», нужно ответить на тезисы, которые работодатель сформулировал в тексте вакансии. Например, если в тексте вакансии написано «опыт самостоятельной организации мероприятий на 500+ человек», уместно будет этот блок посвятить 2−3 таким кейсам, где вы выступали организатором таких мероприятий. Даже если это было не на текущем месте работы, а на предыдущем или вообще в студенческие годы. Помните, что ответить своим тезисом нужно как минимум на половину списка требований к кандидатам.
Блок 3 — мотивация.
Завершить самопрезентацию логично обоснованием, почему вас заинтересовала позиция — что вы можете дать компании и что мотивирует вас получить эту работу. Например, «Сейчас я не в активном поиске работы, но ваша позиция привлекла меня возможностью масштабировать свой опыт и применить имеющиеся навыки уже в работе с федеральными заказчиками, при этом мой богатый региональный нетворкинг может обеспечить быстрый запуск региональных проектов, о которых вы упомянули в вакансии».
Работодатель, чтобы оценить ту или иную компетенцию, задаёт несколько проверочных вопросов по ней в разных частях собеседования. Важно, чтобы ответы были последовательны и не противоречили друг другу.
Например, мотивация. При рассказе о себе кандидат говорит, что его всё устраивает на текущем месте работы, кроме того, что он больше не чувствует новых вызовов, ему не дают новые задачи и т. д.
Чуть позже работодатель спрашивает: «По каким критериям вы сейчас будете выбирать новую работу?» или «Что сейчас для вас важно на новом месте работы?»
В ответ кандидат перечисляет что угодно (зарплата, удалёнка, коллектив, ДМС), кроме тех самых возможностей решать новые задачи, которых, по его словам, ему так не хватает на текущем месте. Более логичным выглядело бы придерживаться изначальной стратегии и начать отвечать на вопрос с тезиса: «В первую очередь я буду оценивать функционал, насколько он мне интересен, привлекателен, будут ли развивающие задачи, а далее буду рассматривать прочие „гигиенические факторы“ — удалённость от дома, график и т. п.».
При подобных противоречиях работодатель, скорее всего, начнёт «копать глубже» в истинные причины поиска работы. Возможно, дело всё-таки не в задачах.
При переговорах о заработной плате кандидаты допускают множество ошибок:
Прежде чем начинать переговоры о заработной плате, я рекомендую:
Шаг 1
Сформулировать для себя трёхступенчатую лестницу ожиданий: «идеальный уровень», «комфортный минимум», «среднее между ними».
Шаг 2
Изучить рынок — это можно сделать как вручную, посмотрев резюме и вакансии на hh.ru, так и через специальные сервисы, например https://zp.hh.ru/, или открытые отчёты крупных аналитических компаний о зарплатах.
Шаг 3
Сопоставив свои ожидания с рынком, примите решение, какую цифру называть первой — идеальную или среднюю. Если ваш «идеальный уровень» выше рынка, я бы строила разговор таким образом: «Я готова начать с „средняя цифра“, при этом в идеале после достижения целей и перевыполнения KPI мне бы хотелось в перспективе выйти на доход „идеальная цифра“. Насколько это реально в рамках вашего предложения?»
Безусловно, тема финансов и оплаты труда очень тонкая, зачастую здесь не будет одинаковых цифр для всех собеседований, а также очень многое зависит от контекста поиска — меняете ли вы сферу или профессию, идёте на повышение, хантят вас или у вас острая ситуация и нужна «хоть какая-то работа». Поэтому такие вопросы можно проработать на личной консультации либо методом проб и ошибок, анализируя, как работодатели реагируют на те или иные озвученные суммы.
Практически всегда рекрутер или нанимающий менеджер в конце интервью предлагает кандидату задать вопросы. И это не просто жест вежливости«. По тому, какие вопросы задаёт кандидат, многое можно узнать о его мотивации и ценностях. Поэтому, даже если вам суперподробно всё рассказали на интервью, нужно задать грамотные вопросы.
Вот лишь несколько примеров вопросов, ответы на которые не только будут полезны для вас, но и выгодно представят вас перед собеседующим:
Я рассказала о четырёх довольно распространённых ошибках, которые встречались в моей активной практике рекрутмента, но, конечно же, их гораздо больше. Я рекомендую рефлексировать после каждого собеседования — ответьте себе на вопросы: что у меня сегодня хорошо получилось? Какие вопросы работодателя мне показались сложными или поставили в тупик? Не стесняйтесь в доброжелательной форме запросить обратную связь у рекрутера: подскажите, на что мне обратить внимание в будущих интервью?
Либо приходите к нам — на нашем маркетплейсе карьерных услуг вы сможете подготовиться как к интервью с HR-специалистом, так и к техническому собеседованию с нанимающим менеджером.
Поделюсь своим личным лайфхаком: чтобы чувствовать себя увереннее на собеседованиях, помните, что не только вас оценивают, вы тоже выбираете. Рынок труда — обоюдный выбор, поэтому, если что-то не получилось, возможно, это просто не ваш работодатель — и найдётся тот, кто на 100% будет соответствовать вашим ожиданиям.
↩ К другим статьям