Амбициозное целеполагание: как грамотно достигать даже запредельных целей

Увеличить оборот компании кратно в обозримый промежуток времени, построить крепкую команду специалистов, не допускающую критических ошибок, привести свой бизнес к успеху на фоне жёсткой турбулентности — всё, казалось бы, запредельное становится достижимым, если ставить цели правильно. Как сделать целеполагание структурным и на что опираться в построении пути к желаемому, чтобы результат не заставил себя ждать?
Дарья Коренькова
Дарья Коренькова
agile-коуч

В современном мире планирование и организация гибких процессов работы становятся всё более важными аспектами для сохранения успешности. Objectives and Key Results (OKR, цели и ключевые результаты) — это система постановки и достижения целей, которая становится всё более популярной среди компаний и команд, стремящихся к успеху. В этой статье обсудим, что такое OKR, как эта система работает и какие преимущества может принести бизнесу и командам.

Концепция OKR была предложена компанией Intel, получила популярность в Кремниевой долине, а затем и во всём мире. Компания Google начала использовать её ещё в 1999 году, а сейчас использование OKR стало лучшей практикой и на российском рынке. Интересно, что, согласно исследованию OKR в России и СНГ 2022 года, которое проводила компания Product Lab, наиболее распространённая индустрия для внедрения этой системы — розничная торговля. Далее — электронная коммерция, затем — консалтинг. ИТ — на 4-м месте и завершает топ-5 медиа.

Что такое OKR?

OKR — это инструмент, который помогает командам и организациям определить свои цели, а также ключевые результаты, которые должны быть достигнуты для достижения этих целей. Преимущества использования этой системы:

  • Повышение гибкости бизнеса за счёт более коротких циклов планирования.
  • Улучшение кросс-функциональных взаимодействий.
  • Облегчение процесса постановки целей.
  • Единое понимание целей компании сотрудниками.
  • Увеличение вовлечённости сотрудников.
  • Рост самостоятельности, ответственности и возможности самоорганизации.
  • Фокус на самых важных инициативах.
  • Амбициозность целей команд.

По сути, OKR — это ответ на 3 вопроса:

  1. Чего мы хотим достичь? — цель
  2. Как мы поймём, что достигли цели? — ключевые результаты
  3. Что мы должны для этого сделать? — инициативы

Критерии хорошей цели

Итак, какие же существуют критерии хорошей цели согласно методологии?

  • Должна вдохновлять и быть амбициозной, но достижимой.
  • Должна быть запоминающейся, не должна быть скучной.
  • Связана со стратегией компании.
  • Сформулирована просто и понятно.
  • Описывает качественные изменения.
  • Является результатом, а не процессом, метрикой или задачей.
  • Формулировка начинается с глагола.
  • Формулировка достаточно кратка, чтобы не нужно было делать вдох во время чтения или произнесения.

Удобный шаблон для постановки целей:

  1. Что сделать? (создать, реализовать, запустить...)
  2. Каким сделать? (лучшим, потрясающим, сильным...)
  3. Куда применить действие? (продукт, услуга, сегмент и т. д.)

Как понять, что цели достигнуты

После того как сформулировали цели, важно определить, как вы поймёте, что цель достигнута? Здесь придут на помощь ключевые результаты.

Например, вы ставите себе цель — стать лучшими на рынке по уровню удовлетворённости клиентов. Как вы поймёте, что стали лучшими?

В таком случае ключевые результаты могут быть следующими:

  • KR1: повысить NPS до 65;
  • KR2: достичь оценки приложения 4.7/5.0 или выше;
  • KR3: снизить количество жалоб в месяц с 12 до 3.

Определить инициативы

После определения ключевых результатов команда, участвующая в реализации, может сама определять инициативы, с помощью которых она планирует достигать этих целей. Если разбирать KR1 — повысить NPS можно различными способами и силами разных команд. Можно предложить скидки и акции, уменьшить время ответа в чате поддержки, выпустить новую, более удобную версию приложения.

Ключевых результатов должно быть несколько, и они должны уравновешивать друг друга. Если целью будет только снижение количества жалоб, то может появиться соблазн схитрить — например, вообще закрыть для пользователей возможность писать жалобы. Количество жалоб снизится? Определённо да. Но поможет ли это стать лучшими на рынке по взаимодействию с клиентами? Вряд ли.

Как выглядит цикл OKR

Начинается цикл с OKR-планирования на следующий промежуток времени.

За планированием следуют прогресс-собрания (OKR Check-In), в рамках которых встречаются команда и заинтересованные лица для отслеживания прогресса, обзора инициатив и препятствий для их реализации.

И, наконец, на финальном этапе осуществляется обзор OKR (OKR Review) для подведения итогов текущего цикла. Он включает в себя оценку успеха достижения OKR и ретроспективу по улучшению процесса работы над OKR в будущем.

Главные принципы

При постановке OKR очень важно концентрироваться на том, куда вы хотите прийти, на том, как OKR ориентированы на результат и как определяют критерии успеха для организации, команды и сотрудников, а не на действия. Иначе говоря, если сделаны все задачи, но ничего не улучшилось, — это нельзя назвать успехом.

OKR могут ставиться на разных уровнях — они могут быть общекорпоративными, командными и персональными, для каждого сотрудника. Например, стратегическими для компании, тактическими для команд и операционными для отдельного специалиста.

Организация может подстраивать частоту постановки OKR под собственные нужды. Например, компания может использовать полугодовой стратегический цикл, а команды внутри ставят OKR каждые 6 недель.

Если не знаете, с чего начать, лучше начинать с общей частоты для всех. Например, квартальные OKR.

В чём различие OKR и KPI?

Вероятно, после прочтения статьи у вас возник вопрос: в чём отличие OKR от всем привычных KPI. Поясню: OKR отлично подходит для тех областей, где мы хотим что-то поменять. KPI же — это метрики «здоровья» организации.

Разницу этих понятий легче всего будет объяснить на примере. Предположим, у вас есть цель — сбросить вес. Иначе говоря, что-то изменить в себе — это будет OKR. Когда ваш вес пришёл в норму и вам нужно поддерживать его в определённых рамках — это KPI. KPI — это то, что показывает вам, что всё в порядке и организация работает стабильно. Многие регулярно пересматривают KPI и постоянно повышают их. Насколько эффективен такой подход — каждый решает сам для себя, но если проводить границу между OKR и KPI, то более эффективным будет рассматривать эти понятия под предложенной выше призмой.

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

К другим статьям