Жалеют ли россияне о полученном образовании?

Получение высшего образование – одна из важнейших жизненных целей молодого поколения жителей России. Оправдывается ли выбор профессии в будущем? Работают ли россияне по выбранной специальности в самом начале взрослой жизни?

Опрос прошел в сентябре 2009 года. В опросе участвовало более 2300 респондентов со всех регионов России.

По данным интернет-опроса, проведенным компанией HeadHunter, лишь чуть более половины опрошенных не жалеют о выборе специальности, полученной ими в ВУЗе. Жалеет о выборе специальности 31%. Остальные респонденты не смогли определиться при ответе на этот вопрос.

Тех, кто жалеет о выборе специальности, меньше среди респондентов с кандидатской и докторской степенью. Отчасти, это объясняется тем, что интерес к выбранной ими в молодости специальности был настолько велик, что они продолжают развиваться в выбранном направлении. Также среди них есть те, кто получал научную степень не по специальности, по которой получен диплом. Но и среди этой группы респондентов почти четверть (24%) сожалеют о выборе профессии.

Интересно, что результаты по респондентам, у кого два и более высших образования, незначительно отличаются от результатов опроса респондентов с одним высшим образованием. Доля тех, кто не доволен выбранной специальностью лишь на 2% больше, чем в целом по опрошенной выборке. Вероятно, первое высшее образование стало «ступенькой», которая помогла им определиться в выборе следующего шага в карьере. Полученное первое образование было полезным и, возможно, помогло в получении второго образования.

В целом тех, кто сожалеет о выборе ВУЗа меньше чем тех, кто жалеет о специальности. Таких всего 26%.

На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных. Неудивительно, что в своем карьерном развитии люди могут менять сферу и профессию. Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. Вероятно, это говорит, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей о том, по какой профессии должны работать их дети в будущем. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Конечно же, еще одной причиной того, что 34% выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности, является то, что их интересы изменились, и это побуждает их осваивать новую, более интересную профессию. Также не стоит забывать о внешних факторах – конъюнктуре спроса на тех или иных специалистов на рынке труда, различия в уровне оплате труда между различными профессиями. Помимо прочего, чтобы работать на определенных позициях, не обязательно иметь диплом по определенной специальности, а, например, получить образование в определенной сфере или просто высшее образование.

Среди кандидатов и докторов наук самая большая доля тех, кто работает до сих пор по выбранной специальности в ВУЗе, что говорит о «профессиональном постоянстве» респондентов с ученой степенью, и об устойчивом интересе к выбранной в юношестве специальности. Они больше ценят первое полученное образование.

Среди выпускников ВУЗов 2009 года больше всего сожалеющих о выборе специальности. Конечно, во время кризиса устроиться по многим, считавшимися недавно востребованными специальностям, стало сложнее. Кроме того, у молодых специалистов часто нет опыта по специальности и поэтому нет уверенности в том, что полученная специальность им подходит.

Интересно, что те, кто получили образование до 2000 года, а особенно до 1993 года (более 15-ти лет назад) меньше жалеют о выборе специальности. Возможно, стоит говорить о том, что образование, полученное до 1993 года, было более качественным и оказалось более ценным для респондентов.

Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое. Причины для этого разные. В России преподавание экономических дисциплин и менеджмента часто не на должном высоком уровне. Знания, полученные в процессе обучения, не отвечают потребностям работодателей. Возможной причиной того, что технические специалисты жалеют о полученном образовании, является сложность обучения по данной специальности, и высоких требований, предъявляемым к студентам. В процессе обучения студенты понимают, что это «не их» специальность.

Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR. Вероятно, причина в высоком спросе на этих специалистов до кризиса. Кроме того, многие из этих профессий можно отнести к «творческим» профессиям, позволяющим более полно реализовать свои таланты, что повышает удовлетворенность полученного образования.



Код для вставки в блог:


Другие опросы

;