Подчинение или соучастие: как доносы влияют на работу?

Мало быть хорошим работником — необходимо следить, чтобы все были такими же хорошими работниками! Но где проходит эта тонкая грань между желанием помочь компании и  обычным шпионажем за коллегами?.. Мы постараемся понять, как должны руководители и сотрудники относиться к доносам.  Задумайтесь об этом, прежде чем устраиваться на новую работу!

 

 

 

 

Доносы или «помощь руководству в сборе информации» — нередкая практика для солидных компаний. Это обеспечивает стабильность, работает на благо фирмы. Однако в проигрыше остаются люди, на которых этот донос был совершен.

 

Вы руководитель

 

1. Сотрудника оклеветали, что может случиться как из-за зависти коллег, так и из-за желания переложить ответственность на другого. В данном случае руководитель должен перепроверить все сведения, максимально деликатно узнать у окружения «провинившегося» сотрудника, действительно ли тот сплоховал, и принять разумное решение.

 

2. Информация о том, что сотрудник виноват, подтвердилась. За этим следуют штрафные санкции: от выговоров до увольнения, и кажется, будто проблема решена. Отнюдь, даже в этой ситуации необходимо быть начеку и выяснить мотивы доноса: возможно, человек не приглянулся коллективу, возможно, кто-то метит на его место и боится конкуренции. Руководитель должен решать споры, а не сеять раздор, а потому не стоит уговаривать подчиненных уведомлять вас за какое-то вознаграждение, ведь дело может дойти до фанатизма.

 

Советы руководителям

— Не нужно устраивать тотальных слежек, но прислушиваться к настроениям в коллективе полезно.

— Не надо назначать наград за «ценную информацию, равно как и поощрять доносы.

— Жалобы на сотрудников нельзя пускать на самотек и заниматься этим стоит лично.

 

Вы работник. Доносить или нет?

 

Вопрос сложный. Ведь в нем нравственность и честь граничат с выгодой. Каждый должен понять сам, готов он совершить такой поступок или нет.

 

С одной стороны, соглашаться на заманчивые предложения работодателя, если речь идет о доносах на коллег, значит испортить свою репутацию в коллективе, не говоря уже о собственных моральных ценностях.

 

Но как быть, когда вам ставят ультиматум: либо рассказываешь, либо отвечаешь за все сам? Выбор опять же остается за вами, лишь с той разницей, что в данной ситуации коллеги вас должны понять.

 

Доносительство может быть оправдано, если весь коллектив и компания страдает из-за одной персоны. Тогда стоит обсудить проблему  с этим человеком лично. Если разговор не удался, то обращение к руководству и доносительством назвать нельзя, ведь вы просто выполняете свою работу и хотите выполнять ее дальше без помех с чьей-либо стороны.

 

Сделаем выводы. Рассказывать полезную информацию руководству, возможно, не так уж и плохо, при условии, что ни ваша честь, ни ваши коллеги не пострадают. Но если это выходит за рамки «полезной информации», если приходится поступиться принципами, не повод ли это задуматься: «А все ли я правильно делаю?». От компании, где каждый следит друг за другом, нельзя ждать ни стабильности, ни здорового развития, ведь корпоративная культура и этика — это важные условия труда.

 

Формируйте компанию общими усилиями, и пусть жалобы, даже если они возникают, сеют не раздор, а согласие в коллективе.