ЮниКредит Банк: Интересно работать – интересно жить
АО ЮниКредит Банк входит в перечень системно значимых кредитных организаций, утвержденный Банком России. Благодаря качественной клиентской базе и профессионализму команды банк уверенно смотрит в будущее. Член правления ЮниКредит Банка Иван Матвеев советует молодым кандидатам начинать карьеру в крупной коммерческой компании – лидере рынка, чтобы понимать уровень требований, предъявляемых к той или иной профессии. Не стоит искать быстрый «эскалатор» наверх. Важно построить карьеру в правильном окружении, которое позволит специалисту отточить свои навыки и квалификацию. Именно таким местом является ЮниКредит Банк. Здесь востребованы ответственные, эрудированные и коммуникабельные кандидаты, демонстрирующие высокую склонность к обучению.
12 декабря 2016
Иван, почему вы выбрали ЮниКредит Банк в качестве места приложения своих знаний и умений?
Я не чувствую, что выбрал ЮниКредит Банк. Скорее, это он выбрал меня. Меня же привлек тот факт, что банк относится к частному сектору.
Что вы имеете в виду?
Не секрет, что при поиске работы нередко основное внимание уделяется материальным факторам. Именно поэтому многие молодые специалисты предпочитают трудоустраиваться в государственные структуры, рассчитывая на бóльшую стабильность и более высокую зарплату. Это так, но лишь отчасти. Я работаю в иностранном банке, конкурирующем с государственными, и могу сказать, что нередко такие кандидаты обрекают себя на отсутствие вызовов, необходимых для личного развития. В госсекторе зачастую не так много возможностей для совершенствования рыночных навыков. Поэтому для долгосрочного планирования карьеры я бы всем порекомендовал идти работать в коммерческую организацию. С точки зрения экономического развития страны это актуально.
Известно, что кризисные периоды в экономике существенно влияют на доверие населения к банковскому сектору, и банки выглядят не такими привлекательными работодателями. Какова политика ЮниКредит Банка по преодолению этого негативного явления?
Некоторые банки в российской банковской системе до сих пор являются убыточными после кризисов, произошедших несколько лет назад. За всю свою 27-летнюю историю ЮниКредит Банк никогда в такую ситуацию не попадал, потому что отношение к планированию и уровню риска здесь всегда было очень аккуратным и серьезным. И накопленная экспертиза, и сама организация процессов делают ЮниКредит Банк крайне устойчивым. Наша компания имеет все необходимые механизмы для преодоления кризисов. Не случайно мы входим в перечень 10 системно значимых финансовых организаций, утвержденный Центральным банком России. Наш банк имеет качественную клиентскую базу, высокопрофессиональную команду и уверенно смотрит в будущее. Масштабных сокращений у нас никогда не было – ни в 2009-м, ни в 2014-м, ни в 2015-м. Мы не несем в себе избыточного кредитного риска. Безусловно, нам помогает и компактность наших размеров. Бизнес такого типа крайне маневрен и очень живуч даже при неблагоприятной экономической ситуации. Более того, из года в год в банке сокращается текучесть кадров. В 2013 году текучка составляла 22 процента, а по итогам 2016-го – ожидаем всего 15,7 процентов.
За счет чего удалось так существенно сократить текучесть кадров?
Снижение текучести произошло благодаря целому комплексу мероприятий. Это и система планирования карьерного развития, и ужесточение требований, предъявляемых к сотрудникам на входе, и еще ряд нововведений. Не секрет, что ЮниКредит Банк известен как кузница кадров для всего банковского сектора страны. Многие топ-менеджеры крупнейших отечественных банков прошли через нашу школу и даже начинали свою карьеру в отделениях ЮниКредит Банка. Здесь хорошо умеют обучать ремеслу банковского дела, и рынок это ценит. Банк всегда получал высокую оценку клиентов благодаря профессионализму нашей команды. Но мы хотим, чтобы талантливые и перспективные сотрудники развивались и росли внутри компании. Поэтому у нас создана профессиональная система ежегодной оценки и развития персонала, что до сих пор является редкостью на российском корпоративном рынке. Это означает, что каждый сотрудник регулярно получает обратную связь от руководства по абсолютно прозрачной методологии. Есть возможность составить свою программу персонального развития, включая перемещения сотрудников между различными подразделениями банка. Это поддерживается и руководством, и Департаментом по работе с персоналом. Именно поэтому мы имеем все шансы выигрывать служебные рейтинги на профессиональных площадках. И мы гордимся тем, что на известном сайте «Банки.ру» ЮниКредит Банк регулярно возглавляет так называемый «Служебный рейтинг», где банки оцениваются самими сотрудниками по качеству корпоративной культуры, профессионализму команды и по управлению персоналом в том числе.
Какие социальные мифы и стереотипы о работе в банковском секторе вы хотели бы развенчать?
Работать в банке нескучно. Эта индустрия насквозь пронизывает все отрасли экономики. Работа с деньгами очень сильно дисциплинирует, предъявляет высокие требования к сотрудникам. Это работа для ответственных людей! И важный момент: сейчас наша отрасль переживает очень интересный период развития. Благодаря информационным технологиям мы можем организовать отношения с клиентом в абсолютно новом технологическом ключе. Стремительное развитие инноваций делает работу в банке динамичной и увлекательной. А когда интересно работать – интересно жить.
Нарисуйте профиль идеального кандидата для банковской розницы. Какие личные качества ценятся прежде всего?
В первую очередь, ответственность. Деньги давно входят в число ключевых потребностей человека после воды, воздуха и тепла. Поэтому банкиры занимают верхние строчки рейтинга наиболее ответственных профессий. Помимо этого, требуются эрудиция и качественное экономическое образование, а иногда не одно. Навык считать деньги – это не просто арифметика, а набор сложных компетенций. Например, сотрудники банка, работающие с клиентами, – это люди открытые, с высоким уровнем эмоционального интеллекта, позволяющим ориентироваться в очень разнообразных жизненных ситуациях, возникающих у клиента. Клиенты бывают разные и требовательные, и у кандидатов, которые ищут работу в банковской рознице, должно быть желание работать с ними, разбираться в людях и углубляться в их интересы, получать удовольствие и удовлетворение от обслуживания. Поверхностное отношение к клиенту чревато тем, что к тебе больше не вернутся, или ты не будешь услышан. Именно поэтому нужны коммуникабельные, отзывчивые люди, умеющие понимать потребности клиентов.
Принимаете участие в подборе персонала?
Я стараюсь встречаться со всеми кандидатами, которые устраиваются на работу в головной офис в подразделения розничного бизнеса, регулярно знакомлюсь и поддерживаю отношения с сотрудниками, которые работают с клиентами. Мы настраиваем все наши процессы таким образом, чтобы быть ближе к клиенту и оперативно реагировать, если его что-то не устраивает. Так что стараюсь общаться со всеми кандидатами напрямую, чтобы иметь представление о том, кто работает в клиентском направлении, отвечать на их вопросы и формировать правильные ожидания.
Встречался с мнением, что молодому работнику банка, не достигшему 30 лет, тяжело продать услугу привилегированному клиенту, так как сказывается отсутствие жизненного опыта и т.д. Тем не менее, готовы ли вы брать на работу молодежь без опыта?
В этом году коллеги из отдела персонала запустили проект по работе со стажерами. Из нескольких сотен претендентов они отобрали 18 человек. Эти ребята проходили стажировку в различных направлениях – от клиентских позиций до аналитических. Некоторых стажеров подключили к финансовому планированию в головном офисе. Банк – это такое место, где можно найти применение своим способностям в самых разных областях, особенно если человек демонстрирует высокую склонность к обучению, которую я считаю необходимым фактором для развития.
Можно ли построить свою историю успеха в ЮниКредит Банке?
В розничном бизнесе рост начинается с позиции «в полях» или в контактном центре. В любом случае речь идет о работе с клиентом. Дальнейший карьерный рост зависит во многом от ваших талантов и амбиций. На своем личном примере могу сказать, что, придя в банк начальником отдела, за 5 лет я дорос до позиции члена правления.
ЮниКредит – международная финансовая организация. А возможности поработать за границей предоставляются?
Да, возможности существуют, и они крайне органично вписываются в работу такой транснациональной корпорации, как группа UniCredit. Масштабы такой группы предполагают внутренние передвижения, и у нас существуют различные программы, предоставляющие возможность принять участие в международных проектах UniCreidt. Такие перемещения между банками группы не носят масштабный характер, но те коллеги, которые целенаправленно хотели работать в Вене или в Милане, такую возможность получили.
Существует миф, что в банках царит консервативная и бюрократичная корпоративная культура. Так ли обстоят дела в ЮниКредит Банке?
Это единственный банк, в котором я работал, и мне сложно сказать, как все устроено в других местах. Не скрою, определенная чопорность банкирам присуща, но ЮниКредит Банк сильно ориентирован на клиента. И не на словах, а на деле! В этом смысле мы транслируем очень открытую корпоративную культуру и стараемся доносить информацию до клиента в максимально комфортной атмосфере. Это наш определенный корпоративный стандарт.
Или европейский дух?..
Соглашусь. Недаром на пропусках, которые выдаются всем нашим сотрудникам, написаны наши ценности: справедливость, прозрачность, уважение, свобода, доверие и сотрудничество. Эти принципы присущи западным корпоративным моделям. У нас очень большое значение придается высокому уровню коммуникации, комфортному для всех сторон общения. Такой тип корпоративной культуры редко встречается в отечественных компаниях, где уважение к работникам со стороны руководства часто сведено к санитарному минимуму.
Насколько молодая команда работает в банковской рознице?
Средний возраст сотрудников розницы составляет 30 лет, а средний возраст сотрудников всего банка – 35. Сотрудники отделений, работающие с клиентами, в том числе привилегированными, находятся в возрастной группе 28-29 лет. Чуть выше средний возраст сотрудников, работающих с малым и средним бизнесом. Работа с такими клиентами требует большей финансовой грамотности и эрудиции, потому что приходится оценивать сущность бизнеса, которым занимаются такие компании. Возраст руководителей департаментов около 40 лет. Все эти цифры говорят о том, что команда ЮниКредит Банка молодая и динамичная, открытая к инновациям.
А как обстоят дела с обучением?
Наши сотрудники постоянно развивают в себе навык восприятия большого объема информации и регулярно проходят контрольное тестирование в разных интервалах – и еженедельно, и ежемесячно, и ежегодно. Результаты тестирования влияют, в том числе, и на мотивационные программы наших сотрудников. Не секрет, что в банках, относительно других отраслей экономики, хороший уровень заработных плат. И молодые люди, которые осваивают все необходимые инструменты управления качественным клиентским портфелем, зарабатывают очень приличные деньги.
Банк постоянно изменяет услуги, чтобы обеспечить клиентов самыми выгодными предложениями. Вчера были популярны депозиты по высоким ставкам, а сегодня мы продаем инвестиционные договоры страхования, позволяющие зарабатывать сопоставимые проценты. И этому всему надо обучать сотрудников.
Проводятся ли в ЮниКредит Банке корпоративные мероприятия, направленные на сплочение команды?
У нас есть разные корпоративные мероприятия – внутренние конкурсы, волонтерские акции, специальные Дни сотрудника и другие. Команда очень дружная и всегда придерживается принципа взаимовыручки. Если в отделении накопилась очередь или в системе банка произошел какой-нибудь технический сбой, коллеги приходят на помощь. Командное взаимодействие головного офиса с розничной сетью является залогом качественного обслуживания клиентов. Уровень командного духа я бы определил как крайне высокий. В розничном бизнесе по-другому нельзя. Именно поэтому даже в такое непростое время у нас получается увеличивать рыночную долю в определенных сегментах.
Победителей внутренних соревнований мы поощряем ценными подарками и поездками, например в Италию. Такие мероприятия довольно компактны, потому что мы очень внимательно следим за своими расходами, но при этом мне неизвестно, чтобы другие банки поощряли своих сотрудников так же регулярно, как это делаем мы.
Какой совет вы дали бы нашим читателям?
При выборе работодателя очень важно идти к лидерам рынка, для того чтобы видеть определенный уровень притязаний, сформированный на рынке в отношении той или иной профессии. Также посоветовал бы не бояться сложных вызовов и большого объема работы, потому что только кропотливый труд дает гарантированный результат. Юношам и девушкам, которые хотят стремительного и яркого развития, хотел бы сказать, что время пролетает незаметно. Поиск быстрого «эскалатора» наверх обрекает людей на отсутствие правильного окружения, которое позволит кандидатам «доточить» свои навыки и квалификацию. В этой связи работа в крупной компании ценна тем, что здесь можно получить обратную связь и объективную картину зоны своего развития, что обязательно поможет вам в построении карьеры. Как сказал Альберт Эйнштейн, «не старайтесь стать успешным человеком, а скорее пытайтесь стать ценным человеком».