Статьи

Качество образования

Что важнее: «корочка» или знания? Молодежный job-портал CAREER.RU провел онлайн-опрос среди российских студентов и молодых специалистов.
Качество образования

Опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU показал, что 64% респондентов в той или иной мере устраивает уровень современного образования, в то время как 31% видят его недостаточным. Примечательно, что юристы и гуманитарии чаще остальных довольны качеством обучения (по 21%).

Большинство студентов (64% бюджетников и 35% платников) не согласились бы на перевод высшего образования в России на коммерческую основу даже при улучшении его качества на порядок. Возможно, это связано с тем, что чуть ли не каждый третий абитуриент идет в вуз не за знаниями, а за «корочкой» (31%).

Что же дает студентам основание полагать, что качество обучения оставляет желать лучшего? По словам 64% опрошенных, их учат по устаревшим программам, 43% отмечают слабую материально-техническую базу вуза, что не позволяет проводить актуальные современным реалиям практические и лабораторные занятия, 40% указывают на некомпетентность, а 31% — на необъективность преподавателей.

51% из тех, кто уже начал работать, испытывают недостаток знаний по специальности, причем 37% уверены, что в этом виноваты они сами, а 49% признают свою вину отчасти. 52% опрошенных, недовольных своей вузовской подготовкой, столкнулись с проблемами при трудоустройстве (52%), а 44% — уже в процессе работы.

В том, что образование неудовлетворительное, большинство студентов винят руководство вузов (41%) или государство (36%).

Онлайн-опрос проведен порталом для молодых специалистов CAREER.RU 19–23 апреля 2012 года среди 709 российских студентов и молодых специалистов.

Вас устраивает качество образования, которое вам дают в вузе?

ОтветУчусь на бюджетной основе, %Учусь на коммерческой основе, %В среднем, %
Полностью устраивает141916
Скорее устраивает514548
Скорее не устраивает232223
Полностью не устраивает888
Затрудняюсь ответить465
Качество образования

Если бы качество обучения в вузах страны выросло на порядок, но образование полностью перешло на коммерческую основу (за счет средств учащегося), как бы вы к этому отнеслись?

ОтветУчусь на бюджетной основе, %Учусь на коммерческой основе, %В среднем, %
Положительно142519
Нейтрально123020
Отрицательно643551
Затрудняюсь ответить101010

Что для вас было самым важным при обучении в вузе?

Ответ%
В первую очередь мне был нужен диплом о высшем образовании31
В первую очередь мне были нужны знания63
Затрудняюсь ответить6

Как вы поняли, что качество образования неудовлетворительное?

Ответ%
Сама программа обучения не отвечает современным реалиям (учат тому, что уже давно устарело, программа не предусматривает изучение современных прогрессивных технологий и пр.)64
Слабая материально-техническая база вуза, которая не дает возможности знакомиться с современными технологиями43
Низкий уровень компетенций самих преподавателей40
Необъективность оценки преподавателей (оценка по симпатиям, по толщине кошелька и пр.)31
Другое12

Вы чувствуете недостаток знаний по специальности?

Вопрос для тех, кто имеет опыт работы

Ответ%
Да51
Нет22
Я работаю не по специальности27

Есть ли ваша вина в том, что вы испытываете недостаток знаний по специальности?

Вопрос для тех, кто имеет опыт работы

Ответ%
Да, я недостаточно занимался самостоятельно37
Да, лишь отчасти49
Нет, это не моя вина14

В чем вы испытываете недостаток знаний?

Вопрос для тех, кто имеет опыт работы

Ответ%
При трудоустройстве не обладал нужными знаниями по специальности, которые требовались работодателю52
В процессе работы понял, что не знаю многого по специальности, которой учили44
Другое14

Кто в первую очередь виноват в том, что образование в вузе неудовлетворительное?

Ответ%
Руководство вуза41
Государство36
Сами студенты8
Затрудняюсь ответить9
Другое6

Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы повысить качество образования?

Примеры ответов студентов и молодых специалистов

Варианты ответов
• Давать знания, которые пригодятся на работе по специальности, а не читать лекции по десять раз об одном и том же. А то проходишь практику на предприятии, и выясняется, что даже Excel не знаешь на должном уровне.
• Брать пример с западных образовательных программ, привлекать квалифицированных специалистов к обучению студентов, хотя бы в качестве лекторов.
• Аннулировать и направить на переэкзаменовку по ЕГЭ «стобалльников» с Северного Кавказа. Создать отдельную службу противодействия коррупции в сфере образования. Оптимизировать учебный процесс, создавать группы студентов по их объективным способностям.
• Увеличить заинтересованность студентов. Возобновить распределение на работу после окончания вуза (конечно, по соответствующим знаниям учащегося).
• Увеличить зарплаты педагогов и «угрозу увольнения», тогда возникнет конкуренция за место и желание трудиться.
• Больше практики, меньше теории.
• Сменить Фурсенко, вернуть советскую систему образования, убрать ЕГЭ, увеличить зарплату высококвалифицированным учителям и лекторам, улучшить условия труда для молодых специалистов, закончивших педагогические вузы, увеличить мотивацию преподавателей.
• Больше практики, меньше теории.
• Совершенствовать законодательную и исполнительную системы государства, чтобы минимизировать разницу между тем, как должно быть, и тем, как есть на самом деле.
• Вуз должен готовить специалиста в соответствии с требованиями заказчика, заказчик должен курировать подготовку специалиста, обучаемый (специалист) должен сам оплачивать свое обучение.
• Ликвидировать коррупцию.
• Необходима реформа преподавания. Есть люди, которые хорошо знают предмет, преподают, но не умеют преподнести его слушателю. Есть люди, которые красиво рассказывают, но не понимают, о чем говорят. Надо объединять два этих фактора.
• Сотрудничать с иностранными вузами, вкладывать больше денег в образование, перенимать новые технологии.
• Необходим постоянный контроль. Маркетинговая политика, т.е. расчет "выходного продукта" под потребность целевых групп. Изменение сознания работодателей: как только диплом перестанет быть необходимым документом, возрастет эффективность и наемных рабочих, и бизнеса в целом. Проще за год подготовить целевого сотрудника, чем переучивать / ждать / проверять и т.д.
• Пересмотреть программу обучения, давать только ту информацию, которая реально пригодится на практике. Больше времени уделять практическим занятиям. Увеличить заработные платы преподавателей, чтобы у них был стимул.
• Сократить количество вузов и выпускников. Наладить систему среднего специального образования и учить, а не штамповать дипломы.
• Студент должен знать, что образование ему в будущем пригодится, а не просто так получить диплом и потом не знать, куда с ним ткнуться!
• Вернуться к советской системе обучения и не заниматься глупым копированием западных программ без адекватной адаптации к нашим реалиям.
• Принцип наставничества! К каждому студенту прикрепить преподавателя или наставника старшего курса. Новый формат лекционных занятий! Отдать практическим занятиям 95% времени обучения. Включать обучение в стаж работы. Материальная компенсация студенту, который занимается наставничеством. Я давно над этим думал и знаю, что необходимо сделать!
• Думаю, стоит выпускать студентов со значительным багажом практических навыков и знаний, так как то, что мы сейчас получаем в вузе, на конкретном месте работы, как правило, никуда не годится. В отдельных университетах очень хороший уровень теоретической подготовки, но для работы по специальности менеджера-экономиста, например, не нужны знания о теориях стоимости. То есть в качестве базы для экономического образования они необходимы, но я никогда не понимала, как их применить, просто потому что практической составляющей они не имеют. А вот если бы на базовых знаниях строилась целая система из практических навыков, включая новые технологии, то такое образование было бы значительно полезнее, потому что тогда на работу можно было бы при наличии диплома попасть и без значительного опыта. Работодатели знали бы, что берут на вакансию специалиста, а не просто выпускника вуза. А то получается, что по списку предметов ты чуть ли не предприниматель, а на практике практических знаний так мало, что идешь работать официантом или кем-нибудь еще, кого и без опыта возьмут в некоторые места.
• Стимулировать преподавателей повышением уровня заработной платы и постоянно аттестовать их.
• Проводить менеджмент качества преподавания. Сделать достаточное количество бюджетных мест на все специальности в вузе. Провести скрытый аудит работы преподавателей.
Вакансии дня