Статьи

Премия HR-бренд: какие проекты вышли в финал в номинации «Регион»

15 сентября будут объявлены победители Премии HR-бренд 2019 года. Мы собирались подвести итоги в марте, но в эти планы вмешалась пандемия коронавируса. Скоро мы наконец узнаем, кто станет обладателями заветных статуэток. Продолжаем рассказывать про яркие HR-кейсы, которые вышли в финал: в этой статье представляем некоторые проекты в номинации «Регион».

Премия «HR-бренд» вручается с 2006 года, и за эти годы она стала одним из самых престижных российских конкурсов в области управления персоналом. Благодаря конкурсу лучшие HR-проекты получают признание и известность, а профессионалы — возможность обмена опытом и знакомства с лучшими HR-практиками и интересными идеями.

Участвовать в конкурсе может любая компания, которая выполнила интересную, сложную HR-задачу — в любой области управления персоналом, будь то привлечение и наём, мотивация и вовлечение, обучение и развитие, формирование бренда работодателя.

В этом году для участия в Премии было заявлено 112 проектов. Конкурс проводится в два этапа: на первом этапе экспертный совет определил 54 лучших HR-проекта, на втором этапе жюри конкурса выбрало из номинантов победителей Премии. В основных номинациях по три призовых места: золото, серебро и бронза. Основных номинаций шесть: «Мир», «Федерация», «Столица», «Северная столица», «Регион» и «Малый бизнес».

Жюри будет выставлять оценки по трем критериям:

  1. Актуальность замысла.
  2. Современность методов реализации.
  3. Эффективность.

Проекты финалистов Премии заслуживают внимания всего HR-сообщества страны и представителей бизнеса: эти кейсы могут служить источником идей для решения похожих задач в других компаниях.

В этой статье расскажем о некоторых проектах финалистов в номинации «Регион» — это HR-кейсы, которые были реализованы в одном или нескольких регионах России, исключая Москву и Санкт-Петербург. Всего за призовые места в этой номинации будут бороться 7 проектов. Мы расскажем про три из них. Все они посвящены решению актуальной для многих работодателей проблеме — сложностей с привлечением молодежи.

Компания: IEK GROUP

Проект: IEK GROUP Future Challenge, или «Вызов будущего»

Современные тинейджеры мечтают о модных профессиях — айтишников, дизайнеров, диджитал-маркетологов и так далее. Это замечательно, но потребность в притоке на традиционные и более «земные» рабочие места никуда не исчезла. Кто будет работать, например, электромонтажниками через 10–15 лет, когда нынешние специалисты начнут уходить на пенсию?

Такую задачу решала в своем проекте компания IEK GROUP — один из ведущих российских производителей готовых решений и их компонентов для электротехники, систем телекоммуникаций, промышленной автоматизации и светотехники.

Предпосылки для запуска проекта

  • Компания, конечно, давно сотрудничает с образовательными учреждениям, которые готовят электромонтажников. Но беда в том, что уровень владения профессией у выпускников чаще всего недотягивает до того, который требуется.
  • IEK GROUP создала собственную систему обучения еще в 2007 году, и за эти годы специалисты компании наработали большой пул практик и методик обучения, создали 10 собственных образовательных программ. Но всё это не решало проблемы отсутствия у молодежи интереса к профессии электромонтажника. У этой профессии еще с прошлого века сформировался незаслуженно плохой имидж: будучи на самом деле сложной и интересной, она долгое время считалась уделом двоечников.
  • Нужно было придумать нечто масштабное, чтобы преодолеть предвзятое отношение к профессии и заинтересовать ею способных молодых ребят. А кроме того — запустить большой проект по обучению электромонтажному делу, чтобы повысить качество образования в этой сфере.

Решение

В IEK GROUP решили прививать интерес к профессии еще со школьных лет. Для этого разработали программу в трех форматах:

  1. Мастер-классы по электромонтажу в школах и колледжах;
  2. Профессиональные пробы на выставках и чемпионатах профессиональных навыков;
  3. Профотряды в детских лагерях отдыха, в том числе в знаменитом «Орлёнке».

Участники проекта знакомятся с электрооборудованием и обучаются азам сбора электросхем. Когда это подается не как обязательная учеба с оценками, а как увлекательное игровое занятие, восприятие совершенно иное — в результате электромонтажом увлекаются не только мальчики, но и девочки.

IEK GROUP давно сотрудничала с отраслевыми чемпионатами WorldSkills Russia, организуя чемпионаты по электромонтажу, и в 2019 году расширила свое участие сразу на трех уровнях: национальном, мировом (для школьников и студентов технических колледжей), а также на чемпионате для рабочих — WorldSkills HighTech.

Для формирования у обучающихся положительного представления о профессии, интереса к ней очень важно, кто выступает в роли наставника. В идеале он должен говорить с учащимися на одном языке, быть близким им. Поэтому стать наставниками в мастер-классах наряду с профессиональными инженерами и электриками пригласили молодых ребят — участников и победителей чемпионатов рабочих профессий WorldSkills Russia, студентов колледжей и школьников (юниоров).

Результаты

  • В общей сложности в проекте поучаствовали 5700 подростков из Краснодарского края, Татарстана, Свердловской области. Из них 200 человек — участники «Профильных техноотрядов», 500 — мастер-классов, 5000 — профессиональных проб.
  • Проект получил большой информационный охват — почти 60 000 человек.
  • Благодаря программе компания заложила отличный фундамент для развития своего бренда работодателя в ближайшие 5–10 лет.

Компания: ПРОМАГРО

Проект: «Чистое сердце»

Производственные подразделения агропромышленного комплекса ПРОМАГРО находятся в Белгородской области, где довольно высокая плотность других производственных предприятий и, соответственно, высокая конкуренция за рабочий персонал. В связи с расширением производства компания постоянно нуждается в новых сотрудниках. Преимущественно — в молодых.

Предпосылки и задачи:

Компания расширяет производство: если изначально на заводе работало 400 человек, то в 2019 году встала задача увеличить персонал до 600 человек. Требовались как рядовые сотрудники (обвальщики, упаковщики, весовщики, слесари КИПиА), так и высококвалифицированные специалисты (например, ветеринарные врачи, программисты), руководители.

При этом требования к такому качеству сотрудников, как «способность к обучению», за последние годы выросли. Это касалось в том числе рабочего персонала. Связано это с тем, что компания внедряла новое современное оборудование, автоматизировала производство. Практика показала, что сотрудникам старшего возраста, к сожалению, освоение нового оборудование дается тяжелее. Однако доля молодых сотрудников в возрасте до 35 лет составляла лишь 36% от общей численности персонала компании. Это очень мало.

Еще один важный нюанс: на производстве цеховая организация труда, и сотрудники одних подразделений редко общаются по рабочим вопросам с коллегами из других подразделений. Получалось так, что молодой человек, придя на завод, мог в своем цеху оказаться в окружении коллег старшего возраста и почти не иметь возможностей для общения с ровесниками, даже если молодые коллеги работали в соседнем цеху. Это сказывалось на текучести персонала.

Важно было увеличить долю молодежи хотя бы до 50% и обеспечить такие условия работы, которые способствовали бы желанию молодых сотрудников оставаться в компании долго.

Однако производство не та сфера, о работе в которой сейчас мечтает молодежь. Как быть?

Решение

  • Идею о том, что работа на производстве тоже может быть интересной, важно развивать еще с подросткового возраста. Поэтому проект решили ориентировать не только на аудиторию студентов и выпускников вузов и ссузов, но и на школьников. В основе привлечения — объединяющая идея экологической ответственности. Молодому поколению очень близка эта тема. Нужно было показать молодым ребятам, что современное производство — экологически ответственный бизнес. Это повышает привлекательность работодателей в глазах целевой аудитории.
  • Помимо установления постоянного сотрудничества с вузами и ссузами, HR- и PR-специалисты ПРОМАГРО придумали большой проект из серии мероприятий для студентов, школьников и молодых специалистов, которые уже трудились в компании.
  • Мероприятия для студентов и школьников включали в себя профориентационные форумы, интеллектуальные квизы на темы экологии и инноваций в агротехнологиях, конкурсы, студенческий фестиваль, экологические субботники.
  • А мероприятия для молодых сотрудников, кроме экологической направленности, служили цели познакомить друг с другом коллег из разных подразделений, дать толчок к общению. Этим целям хорошо отвечал волонтерский проект по раздельному сбору мусора, высадке саженцев акации на сельских территориях присутствия компании, очистка от мусора русла реки и общественных рекреационных зон. Предварительно с сотрудниками обсудили наиболее удобное время для проведения подобных мероприятий — как правило, это были пятницы, частично в рабочее время, частично после него.

Результаты

  • В мероприятиях проекта «Чистое сердце» приняли участие около 3000 школьников и студентов. Это дало им знание о компании ПРОМАГРО как о возможном работодателе.
  • По итогам 2019 года в компанию пришло около 200 сотрудников, 80% из них — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Благодаря этому общее количество молодых сотрудников в компании увеличилось с 36% до 50%.
  • Текучесть персонала в период испытательного срока также удалось снизить больше ожидаемого: если в 2018 году она составила 18%, то за 2019 год — всего 4%.

Компания: Центр финансовых технологий

Проект: «Школа Информационных и Финансовых Технологий» (ШИФТ)

Центр финансовых технологий (ГК ЦФТ) — российский финтех-провайдер. Компания входит в топ-5 крупнейших разработчиков программного обеспечения на российском рынке. Компания непрерывно развивает и совершенствует линейку своих продуктов и сервисов, поэтому всегда заинтересована в привлечении талантов, в частности, молодых специалистов, которые будут работать в команде.

Предпосылки и задачи

В условиях сверхскоростного развития цифровой экономики компании необходимо занимать проактивную позицию в подготовке внешнего кадрового резерва и развернуть стабильную инфраструктуру, обеспечивающую системную работу с рынком труда.

Еще одна задача — подготовить и запустить на регулярной основе программу партнерства с опорными вузами для профессионального ориентирования молодых специалистов в ИТ-сфере через экспертную поддержку со стороны компании.

Решение

ШИФТ — совместный проект ЦФТ и ведущих вузов СФО. Он направлен на профессиональное ориентирование молодых специалистов в ИТ-сфере. Программа реализуется в двух форматах:

  1. интенсивы. Двухнедельная программа, в процессе которой студенты (при поддержке экспертов компании) создают ИТ-продукты, пробуют свои силы в различных ИТ-профессиях, получают опыт работы в команде;
  2. учебно-исследовательская лаборатория. Стипендиальная программа, в которой принимают участие лучшие выпускники интенсивов проекта ШИФТ (более 50 человек). В рамках программы студенты совместно с сотрудниками компании занимаются разработкой близких к бизнесу ЦФТ прототипов ИТ-продуктов.

Результаты

  • С момента старта в проекте ШИФТ приняло участие более 1100 участников из ведущих вузов Сибирского федерального округа. В результате 12% участников изменили свое решение и выбрали другую профессию в ИТ, и 88% подтвердили свой выбор профессии в ИТ.
  • Более 200 участников интенсивов подали заявки в школу внешнего резерва ЦФТ в 2018–2019 годах. Количество участников от года к году выросло на 30%. По международному индексу лояльности NPS (Net Promoter Score) 70% участников рекомендуют участие в ШИФТ своим друзьям и знакомым.

Хотите узнать про остальные проекты и кто станет победителем? Присоединяйтесь к трансляции торжественной церемонии награждения победителей Премии HR-бренд — 2019. В этом году она пройдет онлайн.

До встречи!

Вакансии дня