«Если человек пришел, почувствовал себя в своей тарелке, значит, он наш»
Об «Овсянке»
• Год создания — 2017-й.
• Штат — 14 человек.
• Деятельность — Veg&Raw кафе и кондитерcкая.
• Город — Ярославль.
Бизнес-идея, рожденная из собственных убеждений
— Как пришла идея открыть именно веганское кафе?
— Идея открыть кафе пришла, когда мы сами перешли на здоровый образ жизни и правильное питание. Постепенно мы полностью устранили из своего рациона продукты животного происхождения, на 99%. У нас появилась внутренняя потребность питаться правильно и нести эту культуру в массы. Вторая цель — познакомить Ярославль с веганской кухней, потому что такого в Ярославле нет, мы единственные.
— Как вы пришли к вегетарианству?
— Есть два пути. Моя жена пришла по этическим соображениям. Ей было жалко живых существ, она не понимала, как это: мы гладим, например, корову, а потом едим. А второй путь — как у меня, он связан со здоровым образом жизни. С детства мама прививала мне правильное питание. В какой-то момент я обратился к литературе. У нас в кафе есть небольшая библиотека, где представлены в том числе и книги, перевернувшие мое представление о правильном питании.
Мы съездили на пару мероприятий в Москву. Я увидел, что вегетарианцы — не высохшие сублимированные подростки. Это могут быть здоровые и здравомыслящие люди, среди них есть профессиональные спортсмены. У нас даже был как-то «батл» по отжиманиям. Это перевернуло мое представление: я стал задумываться, читать литературу и постепенно (примерно за год) пришел к вегетарианству.
— Как начинался проект и что есть сейчас?
— Открылись мы три года назад в формате небольшой лавочки на центральном рынке. Начиналось всё очень сложно. Многое было на наших плечах — моих и жены, но мы были к этому готовы. Наверное, год-полтора, пока персонал был очень малочисленным (человека четыре), я даже помогал доставлять продукты. Поначалу считал какую-то рентабельность, а потом просто это бросил и думал: «Нет, пусть будет так, как есть, главное — мы видим цель: открыть свое пространство. И нужно постепенно идти к этой цели». Сжав зубы, шли к ней. И года через полтора-два мы открыли это кафе — раньше Ярославль просто был не готов к такому формату. Нас поддерживали — и спасибо им за это большое — наши постоянные гости, без них мы, конечно, не справились бы.
Нужно ли быть веганом для работы в веганском кафе
— В чем вы видите ваш секрет успеха? И как создать команду мечты в малом бизнесе?
— Если абстрагироваться от темы вегетарианства и веганства, у нас есть своя история. Всё нацелено на то, чтобы коллектив был в первую очередь дружелюбным. Мы должны быть носителями этой миссии — нести культуру и образ жизни в массы, передавать через себя.
Залогом успеха является дружелюбие, умение работать в команде и идти к одной цели. Наверное, это касается каждой компании, не только веганского кафе. Но я бы отметил, что иногда приходится закрывать глаза на особенности персонала. Я смотрю на человека и вижу самое главное: у него есть желание, стремление работать и все данные для этого. Поэтому даю ему возможность. Если человек сделал ошибку, главное — дать понять, что это была ошибка и что дальше такого не должно повторяться, что важно придерживаться наших стандартов. Все мы одна команда — давай плыть в одной лодке.
— А сколько человек сейчас работает у вас и в чем особенности поиска персонала?
— В компании сейчас 12 человек плюс мы с женой. Поиск осуществляется в первую очередь на hh.ru. Это первое место, куда мы обращаемся, если нам нужен сотрудник. Ну и, конечно, помогают наши соцсети.
Раньше мы делали упор на то, чтобы все наши сотрудники были вегетарианцами. Но потом пришли к тому, что это не обязательно. Если человек сюда пришел, примерил фартук и сразу почувствовал себя в своей тарелке, значит он наш. Он сам начинает потихоньку ассимилироваться, и это круто. Например, к нам как-то пришел повар, он был довольно-таки крупным. А сейчас он сбавил больше 20 килограммов. Он сам загорелся этой идеей, и это здорово.
— Что вам нравится в подборе персонала на hh.ru?
— Если сравнивать с другими площадками, то там часто нет узконаправленной специализации: продается всё подряд — и вещи, и машины, и тут же поиск вакансий и сотрудников. Нет специфики, удобной для нас как для работодателя. А на hh.ru она есть, «заточенность» сайта именно на поиск персонала — это абсолютно правильно.
В узкой нише помогают уникальность, камерность и практика
— Как небольшому кафе конкурировать с крупными сетевыми ресторанами? В чем ваша сила?
— Мы, наверное, единственные в своей нише в городе, но всё равно наша главная сила — в индивидуальном подходе к каждому гостю. Мы маленькие и должны уделять внимание каждому, кто к нам пришел. Гость чувствует камерность, уютную и даже домашнюю атмосферу, когда к официанту можно обратиться, не повышая голоса, чтобы он услышал. В больших сетях — конвейер, и сложно это обеспечить. Я считаю, в этом секрет успеха: нужно уделять внимание каждому посетителю, его требованиям и пожеланиям.
— Какие новые практики внедрили в бизнес за последнее время? Чем гордитесь?
— Мы не заточены на поиск персонала по определенным критериям, главное, чтобы человеку всё нравилось у нас. Я считаю это нашей главной разработкой. Что касается самой продукции, мы идем «по свежевыпавшему снегу», сами прокладывая себе путь там, где никто еще не ходил. В плане десертов и вообще всей кухни надо искать свою определенную нишу, а не смотреть на кого-то. Да, конечно, мы смотрим на Москву, ориентируемся на европейские кухни. Но пропускаем это через себя.
— А возможен ли карьерный рост сотрудников в малом бизнесе?
— Да, конечно, он есть. Не только в плане повышения зарплаты, но и в плане развития. Когда я встречаюсь с сотрудниками, я ставлю цели. Мы и здесь, в этом деле, возможно, не осядем на всю жизнь, будем развиваться дальше. Персонал видит это и также стремится саморазвиваться. Мы хотели бы ориентироваться не только на кафе и общественное питание, но и масштабировать производство нашей кондитерской продукции. Сейчас уже и через интернет продаем. В этом тоже заключается наше развитие, потому что сейчас всё «в онлайне».
— Дайте совет тем, кто только начинает свой бизнес.
— Не бояться делать, не бояться ошибаться. Делать, делать, делать, пока не сотрутся руки до мозолей. И при этом делать еще и выводы, конечно. Но главное, не бояться действовать и ошибаться. Только так.
— «Овсянка» — это…
— Это про здоровое питание, здоровый образ жизни. Про любовь к природе, окружающему миру и людям, взаимоуважение. Это осознанное отношение к миру и всем живым существам.