«Самое сложное — нанять себя как генерального директора»
Про Miracle:
• Год создания — 2019-й.
• Штат — около 20 сотрудников.
• Сфера деятельности — кондитерское производство для HoReCa, поставщик онлайн-ретейлера «Яндекс.Лавка».
• Город — Санкт-Петербург.
«Это не те деньги, за которые хочется сражаться собственникам»
— Кондитерский бизнес — звучит красиво. Насколько легко было начать свое дело?
— Прежде чем открыть кондитерское производство, я отправилась с исследовательской миссией по потенциальным клиентам — к продавцам, управляющим ресторанами и кафе, владельцам кофеен — и интересовалась у них, а чего же, собственно, им не хватает. Меня сразу привлек сегмент продаж B2B, потому что там я увидела проблему — в общепите уделяется недостаточное внимание и количество ресурсов для кондитерского производства. Всё объясняется просто: «кондитерка» — это 5–7% от всей выручки ресторана, и это не те деньги, за которые хочется сражаться собственникам. Одно дело — лепить вкусные хинкали и выпекать хачапури, и совсем другое — тратить силы, производственные площади на то, что обычно идет в конце меню и не пользуется большой популярностью.
Первые полгода я совмещала стартап с работой по найму, и только со временем пришло осознание: те клиенты, которых мы привлекли в самом начале, до сих пор с нами, они довольны сервисом и продуктом, значит, это работает и может приносить нормальный доход.
— А когда появилась идея открыть кофейню?
— В какой-то момент мы осознали, что наши десерты подают в каждой пятой кофейне города — это, конечно, воодушевило! В январе, феврале и марте у нас был замечательный рост, но потом случилось то, чего никто, наверное, не мог предсказать, — пандемия. Мы поняли, что больше не можем работать ни с кофейнями, ни с ресторанами. Единственным вариантом было выйти на новую аудиторию — нашего прямого потребителя, то есть частных клиентов. Так, собственно, мы сначала «отстроили» доставку, а потом, когда поняли, что нам нужен еще и красивый пункт самовывоза, родилась идея открыть кофейню, название которой вдохновлено Францией и нашим коронным десертом — эклерами.
«В стартап ты нанимаешь людей за идею»
— Что было самым сложным за эти полтора года?
— Наверное, самое сложное — это нанять самого себя как генерального директора. Когда начинаешь свое дело, думаешь: «Я буду делать вот это и это». Потом, спустя полгода, оказывается — ничего подобного, ты вообще не должен этим заниматься, это работа твоих наемных сотрудников. Как генеральный директор, я была включена абсолютно не в те задачи. Изначально в команде была я, которая делала практически всё, кроме непосредственно десертов, — занималась продажами, маркетингом, какими-то клиентскими вопросами и возражениями, контактным центром, и производственная команда, отвечающая за десерты, потому что у меня до сих пор даже банановый хлеб не всегда получается, хотя там всего четыре ингредиента. Я села и прописала свои должностные обязанности — что конкретно я делаю в своей компании. После этого работа как-то пошла, и мне стало ясно, кого нанимать. Ты можешь мыслить как типичный начинающий предприниматель: «Я знаю, как это сделать, и сделаю сам!» А кто в итоге делает главное? А никто. Потому что директор постоянно в «операционке». Наверное, после таких озарений и начала формироваться наша команда.
— Хорошо, а с людьми были проблемы?
— Кондитер, с которым мы начинали этот проект, в день продаж сказал: «Извини, я ухожу, что-то, кажется, здесь сложно. Буду работать в ресторане, там всё есть!» Для меня это была катастрофа — как может кондитер уйти одним днем?! Чем больше я работала, тем больше сталкивалась с подобным, и это не нонсенс — это специфика отрасли. Ты будешь тратить время на собеседования, стажировки, на то, чтобы человека адаптировать, а он может всё равно от тебя уйти, предупредив за неделю или максимум за две.
Или ты подберешь человека, который придет и демотивирует команду за несколько дней, — такое у нас тоже было.
Еще один случай из практики: мы наняли технолога, который, что называется, дорого стоил (по размеру зарплаты), но мы не совпали с человеком по ценностям. Тогда еще не было серьезного опыта проведения собеседований, и я не смогла увидеть того, что очевидно уже на первой встрече сейчас. Объясню: мы ратуем за натуральные ингредиенты, чуть ли не фермерские продукты, чтобы создавать качественные десерты. Человек пришел с большим опытом в производстве, безусловно, очень компетентный, специалист номер один в своей сфере, но он принес в компанию какие-то чуждые элементы — консерванты и другие вещи, которые расходились с моим пониманием ведения бизнеса.
— Поделитесь лайфхаками, где искать людей для стартапа, на что обращать внимание.
— Раньше нанимали людей через знакомых, писали в какие-то специализированные чаты, но чем больше я сталкивалась со сложностями в подборе, тем больше нарастала необходимость в нормальных кандидатах и понятной воронке. Я начала изучать эту тему, разбираться в тонкостях написания вакансий: что должен делать человек, какие у него обязанности, сколько времени должно уходить на работу.
Переход из стартапа в состояние нормального работодателя — это самое трудное, потому что в стартап ты нанимаешь людей за идею. И они за эту идею готовы перерабатывать, доделывать, не в свою смену выходить и вообще всячески вовлекаться.
Но в какой-то момент компания выходит из состояния стартапа — и ей просто нужны хорошие линейные производители, хорошие люди. И это та грань, которую конкретно в моем проекте было сложно перейти.
«Чтобы распечатать резюме, нужно иметь определенную мотивацию»
— Есть ли специфика найма в отрасли?
— Сейчас мы активно нанимаем людей: проводим как можно больше собеседований, организуем стажировки. Чем больше практики у стажеров, тем вероятнее, что одного из десяти ты все-таки выберешь и он окажется тем самым, кто тебе нужен. С кондитерами история какая: чаще всего они изначально приходят в ресторан работать официантами, потом интересуются кухней, начинают развиваться в каком-то направлении, и вот он вроде как кондитер, а на деле оказывается — освоил в кондитерском искусстве только азы. Как только ты просишь его отклониться от его представления, как надо делать, он уже не понимает. Даешь задание испечь бисквит — вроде все читают одну и ту же технологическую карту десерта, но результат у всех разный. И сразу становится понятно, что человек вообще может: умеет ли он включать промышленный миксер, найдет ли кнопку, или это бывший домашний кондитер, который всегда управлялся с маленьким миксером — всё это нюансы.
— Если говорить о конкретных профессиях, то кого сложнее или, напротив, проще найти?
— Административный персонал или подрядчиков на аутсорсинг собеседую и утверждаю я, на мне замыкается вся коммуникация. А когда дело касается кондитеров или их помощников, я в это дело даже не вникаю, только спрашиваю про опыт.
На самом деле инструментов не так много, хотя, казалось бы, огромное количество людей задействовано в общепите. Мы пользуемся сайтами по поиску сотрудников, например hh.ru, специальными чатами во «ВКонтакте», каналами в Telegram.
В среднем для того, чтобы закрыть одну вакансию помощника кондитера, нам необходимо 20–30 кандидатов. Из них только треть дойдет до стажировки, от этого числа еще троим понравится стажироваться, и один из них задержится с нами на длительное время.
Когда мне нужен человек, который будет отвечать за серьезное направление в работе — я всегда открываю вакансию на hh.ru. Для меня это своего рода гарантия, что у человека априори будут базовые знания, навыки работы с компьютерными программами и презентовать себя он сумеет. У меня даже есть специальное задание, которое я даю кандидатам с hh.ru, — я прошу прийти с распечатанным резюме. Не поверите, но треть соискателей «отваливается» уже на этом этапе. Чтобы распечатать резюме, нужно иметь определенную мотивацию, особенно если у тебя дома нет принтера. Разумеется, кандидаты приходят и без резюме на руках, я провожу обычное собеседование, но первые выводы уже делаю.
«Когда приходят отзывы, мы читаем их всей компанией»
— Что объединяет людей в компании?
— У нас есть две базовые ценности. Первое — натуральный продукт. Когда люди приходят к нам с других производств, они видят, что наш сметанник — только из сметаны, сахара, муки и еще пары натуральных ингредиентов, и это, конечно, очень сильно отличается от того, к чему большинство привыкло. Но мы и не претендуем на статус большого серийного производителя.
Второе — мы работаем на нашего клиента. Когда приходят отзывы, мы читаем их, можно сказать, всей компанией, потому что командность очень сильна в нашем деле. Чтобы клиенту в пять утра поступил его заказ — над этой задачей работают все, и никто не выйдет из цеха, пока коробочка к коробочке не соберется. И не потому, что я дверь закрою, просто у каждого есть ответственность за наше общее дело.
Это, наверное, два таких момента: то, что мы делаем, и то, как мы это делаем.
«Мой главный совет: не сдаваться слишком быстро»
— В финале нашей беседы хотелось бы услышать несколько советов для тех, кто хочет начать свой бизнес.
— С одной стороны, нужно поддерживать хорошие отношения со всеми сотрудниками, с другой — всё равно должна сохраняться субординация, границы, какие-то формальные вещи.
Чтобы управлять бизнесом, надо учиться. Моя ошибка как предпринимателя, была в том, что я думала: — сейчас открою своё дело, потому что я всё знаю. Хотя, на самом деле, нужно было в этот же день пойти на курсы для руководителей, почитать книги, посмотреть вебинары, чтобы понять — а я кто вообще в этой системе?
Мой главный совет — не сдаваться слишком быстро. Не опускайте руки, если первые десять, двадцать раз не получится. Я занимаюсь этим полтора года, и почти каждый день что-то не складывается, как того хотелось бы. Каждый раз думаю: когда же я буду в хорошем настроении целый день? Наверное, никогда! Потому что сегодня у тебя сотрудник заболел, завтра что-то с клиентом случилось, послезавтра еще что-то такое. Если воспринимать всё это как поражения и сплошные неудачи, тогда, конечно, можно сразу закрываться. Но не сдавайтесь быстро.