Произошла ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу.
⏱ Время прочтения — 9 минут
Сегодня в России в ювелирной сфере занято порядка 160 000 человек, действуют 4500 заводов, 20 000 магазинов и около 5300 мастерских по ремонту изделий (по данным российской Гильдии ювелиров).
Если вы представляете себе современного ювелира эдаким мастером из старинной сказки, который вручную собирает золотые цепочки, паяет что-то в огромных очках, свесившись над заваленным деталями столом, то вы очень ошибаетесь. Современная ювелирная сфера — технологичная, динамично развивающаяся и очень емкая в плане занятости.
Какие специалисты сегодня больше всего востребованы в отрасли
Дизайнер
Начинается всё с идеи, и за нее отвечает именно дизайнер. Один из трендов развития рынка — запрос на эксклюзивные, уникальные украшения, которые создаются по запросу клиента. Порой это может быть некая картинка с комментарием «хочу такое же», а порой и просто абстрактное описание — чтобы в основе композиции, например, лежал тюльпан. Иногда нет и его — просто: «вот вам камни, вот старое украшение, сделайте мне современное, актуальное».
Поэтому ювелирный дизайнер должен разбираться не только в законах композиции, но и моде, трендах, стилях, обладать навыками психолога и высокой эмпатией, чтобы чувствовать клиента и создать вместе с ним именно то, что он хочет. Плюс — владеть знаниями по физике и технологии изготовления ювелирных изделий. В этом отличительная особенность дизайнеров-ювелиров.
Если украшение заказывается в ювелирной студии, то первичный дизайн согласовывается с заказчиком. По его пожеланиям можно что-то изменить или дополнить. На крупных заводах, как правило, разрабатывается сразу целая коллекция в одной стилистике или сезонном варианте. Мировые ювелирные бренды и производители ювелирных часов сегодня идут на то, чтобы делать своего рода конструктор из элементов: два-три вида застежки, оформления, элемента декора, а покупатель «собирает» из них финальный вариант украшения.
3D-моделлер (или 3D-дизайнер)
Задача 3D-моделировщика — перевести красивую идею дизайнера в 3D-макет. Он должен быть точным, идеальным прототипом будущего изделия. По этой модели потом будет сделана восковая заготовка на ЧПУ-станке либо на 3D-принтере.
Оператор ЧПУ-станка
Так как станок определяет только числовые коды и не «понимает» 3D-модель, задача оператора — перевести одно в другое. В небольших студиях такую работу часто отдают на аутсорсинг, как и отливку изделий в целом. Для этого необходимы компетенции ювелира-литейщика.
Мастер ювелирного дела, ювелир-универсал
Вот тут и вступает в игру тот самый волшебник, который своими руками создает сокровища. Ювелир-универсал, как правило, — специалист, который разбирается в литье, пайке, обработке и закрепке камней. На больших предприятиях все эти специализации разделены, каждый выполняет свою узкую задачу. В небольших студиях и ателье, как правило, ювелир знает особенности каждого из направлений.
Мастер-ювелир проводит сборку изделия, шлифует и полирует изделие, закрепляет камни, доводит его до совершенства, после этого украшение отправляется к клиенту.
Геммолог
Специалисты по драгоценным ювелирным камням — очень редкие профессионалы на ювелирном рынке. Это люди, которые знают минералогические особенности камней, могут подтвердить подлинность камня, оценить его, выдать экспертное заключение.
Геммологу необходимы знания в сфере геологии, химии, физики, истории, искусства, ИТ-технологий и ювелирного дела. Часто практикующие ювелиры, работающие с драгоценными камнями, дополнительно получают эту специализацию.
Маркетолог, специалист по продвижению
Создать даже самое потрясающее ювелирное украшение — полдела. Надо его продать. А конкуренция на рынке сегодня очень высокая.
И в такой среде умение презентовать себя, продвигать свои продукты — отдельная важнейшая задача. Грамотно выстроенные маркетинговые кампании, позиционирование на рынке, понимание своей целевой аудитории, использование современных инструментов продвижения — всё это необходимо как небольшой студии, так и федеральной сети. Человек, который сможет выстроить такую работу, в ювелирной сфере на вес золота — такой вот каламбур.
Специалист по продажам ювелирных изделий
Пожалуй, это последняя узкая профессия, которую можно выделить на ювелирном рынке. И здесь также требуются особые компетенции.
Где в России обучиться ювелирному делу
Сегодня в России есть целый ряд образовательных учреждений, которые обучают ювелиров. Ведущие из них — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Государственный университет технологии и дизайна в Санкт-Петербурге, МГТУ имени А. Н. Косыгина, колледж декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже, Международная ювелирная школа (International Jewellery School) в Санкт-Петербурге. Геммологов обучают в Московском государственном университете.
Как построить свою ювелирную студию с нуля
История Юрия и Антона Кудриных (отец и сын из Оренбурга) — один из ярких примеров трансформации ювелирной сферы. Юрий Евгеньевич отучился на врача и начал работать в скорой помощи. Это были 1990-е, платили мало, а иногда и не платили вовсе. Приходилось искать подработки. Друзья позвали в мастерскую — делать простые цепочки, украшения по каталогу. Там он проработал больше 20 лет. Антон начал помогать отцу с детства. Во время учебы в университете уже работал на точке по ремонту ювелирных изделий на местном рынке.
Через какое-то время расширили ассортимент, вышли на изготовление изделий более высокого качества и более высокой стоимости. Клиентов набирали практически с нуля. Работало сарафанное радио: один клиент приводил другого, тот — третьего.
Постепенно появлялась команда, постоянные заказчики. Часть людей сегодня работает непосредственно в студии, часть — удаленно. В регионе с кадрами очень и очень сложно. Благо онлайн позволяет сотрудничать с ведущими специалистами из разных городов.
Сегодня ювелирная студия Кудриных специализируется на создании эксклюзивных изделий с цветными драгоценными камнями.
По мнению Юрия и Антона Кудриных, сегодня, чтобы развивать свою студию, необходимо постоянно расти самому — проходить обучение, посещать выставки, общаться с единомышленниками, мониторить рынок. Тогда можно будет масштабироваться и строить бизнес профессионально.
Каких специалистов не хватает в ювелирном ретейле
Ювелирный рынок сегодня столкнулся с рядом вызовов. Серьезно поменялось законодательство, которое должно сделать его, с одной стороны, более прозрачным, с другой — добавило административных и управленческих задач.
Изменились потребительские настроения. Пандемия ударила по карману покупателей, и ювелирная сфера отреагировала на это больно. Возросла конкуренция между онлайном и офлайном.
Ювелирная отрасль сегодня дает большое количество возможностей — создавать, продавать, продвигать. А главное — творить настоящие произведения искусства своими руками.