И чтец, и жнец: зачем маркетологам разбираться и в рекламе, и в виртуальной реальности?

Профессия маркетолога считается одной из самых высокооплачиваемых в стране. На данный момент только на нашем сайте размещено более 300 тысяч вакансий, примерно каждая восьмая из них — с оплатой от 100 тысяч рублей. Отдельные компании предлагают ведущему специалисту по продажам и продвижению до 500 тысяч рублей в месяц и более. На чем основан такой спрос и как рынок маркетинга меняется сегодня?
Юлия Дубенко
Юлия Дубенко
автор статей

⏱ Время прочтения — 5 минут

Тренд первый: расширение функционала.

Как показывают практика и анализ вакансий, сегодня профессия маркетолога перетягивает на себя ряд смежных направлений: связи с общественностью, реклама, брендинг. Маркетолог становится своего рода суперспециалистом, который отвечает не только за прямые продажи, но и:

  • за позиционирование компании;
  • присутствие в информационном поле и соцсетях;
  • коммуникацию внутри компании и с партнерами;
  • исследование рынка, маркетинговые кампании;
  • конфликтный менеджмент и урегулирование кризисных ситуаций.

Очевидно, что руководитель ждет от маркетолога адекватных знаний в каждой из этих областей и управления имиджем всей компании в целом. От такого специалиста хотят креативности, аналитического мышления и умения управлять процессами.

И чтец, и жнец: зачем маркетологам разбираться и в рекламе, и в виртуальной реальности?Меня радует, что рынок маркетинга сегодня такой живой, активно развивающийся. Появилось понимание, кто такой маркетолог, что это не просто специалист, который должен привлекать клиентов, потому что подогнать человека под такое узкое описание непросто, а сотрудник с четкой специализацией и набором инструментов.
Юлия Родочинская, магистр маркетинга, основатель агентства и школы Julia Marketing

Тренд второй: разделение на очень узкие digital-специализации

Вбирая в себя более широкие понятия (как связи с общественностью), маркетинг стал заметно делиться изнутри — продажи, маркетинг социальных сетей, управление проектами, продуктовый маркетинг, инфлюэнс-маркетинг и многие другие направления.

Специализаций стало огромное количество, и я вижу в этом хорошую тенденцию. Потому что не может один человек быть хорошим во всем. Классно, когда есть узкая направленность, а зачастую и ниша, в которой он работает. Например, сейчас не просто отделился маркетинг социальных сетей в целом, в нем появились узкие ниши, такие как «бьюти-маркетинг» (продвижение салонов и специалистов по красоте. — Прим. автора), работа в сфере недвижимости, работа только с экспертными блогами, или еще уже — только в теме фитнеса или питания, к примеру. Это дает людям более глубокое знание о нише и о маркетинге в целом в этом направлении.
Юлия Родочинская

Тренд третий: SMM-специалисты ушли в прошлое

За 2021 год российский рынок интернет-торговли вырос более чем на 30%. Благодаря пандемии полностью изменилось потребительское поведение россиян. Как показывают опросы, порядка 86% покупателей хотя бы раз в месяц заказывают что-то в интернете. 52% россиян от 16 до 55 лет делают покупки онлайн минимум два раза в год.

Количество запросов на маркетплейсах превысило количество запросов в поисковых сервисах. Потому «умение продавать в интернете» — одна из самых востребованных сегодня компетенций.

Спрос на интернет-маркетологов вырос колоссально, и сам рынок стал более профессиональным. Если, например, в 2014 году люди в принципе не понимали, что реально можно продавать что-то через социальные сети, то уже в 2018-м появился запрос: «кто этот волшебник, дайте мне его». Интересно, что и специалист тогда отвечал: «да, я умею всё — писать посты, делать визуал, настраивать таргет». В 2019 году и тех и других постигло разочарование: одни сменили десять специалистов, но так и не нашли толкового, другие поняли, что делать всё одному человеку невозможно. В 2020 году кривая вновь пошла вверх. Заказчик понял, что в маркетинг надо вкладываться — и только тогда он работает. А специалисты перестали быть универсалами, начали создавать агентства, где каждый отвечает узко за одно направление. Именно так рынок выглядит сегодня — с четким разделением функционала. SMM-специалисты ушли в прошлое, им на смену пришли копирайтер, таргетолог, администратор директа, специалист по визуалу, сторизмейкер. И каждый из них сегодня востребован в одинаковой степени.
Юлия Родочинская

Тренд четвертый: спрос на интернет-маркетологов превышает предложение

Если проанализировать рынок маркетинга за последние год, то спрос на ряд digital-специальностей вырос на 200 и более процентов. Однако назвать конкуренцию крайне высокой не получится.

Спрос сегодня превышает предложение. Люди массово пошли продавать в интернет, (количество только русскоязычной аудитории «Инстаграма» — больше 70 миллионов человек), но далеко не все знают, как правильно это делать. Больше того, в основной массе квалификация специалистов низкая. Одна из причин в том, что, окончив университет, человек считает, что знаний ему достаточно. Но это не так — он обладает базой, но не в курсе нюансов ниш. Тот же «Инстаграм» меняется постоянно, и, чтобы эффективно работать в нем, нужно предугадывать эти изменения. Это настолько живой рынок, что если ты выпал на месяц-два, потом нужно будет учиться чуть ли не с начала. Другой момент — обилие разного рода сомнительных курсов. Это, наверное, проблема не только маркетинга, но в нашей сфере она ощущается особенно сильно. Вчера человек еще учил фейсбилдингу, а сегодня уже объясняет другим за деньги, как продавать в интернете. Это моя профессиональная боль, если честно, и я вижу свою миссию в том, чтобы вернуть уважение профессии.
Юлия Родочинская

С другой стороны, возможности онлайн-образования, также выросшие благодаря переходу всего и вся в интернет, позволяют легко переквалифицироваться из обычного дизайнера в специалиста по визуалу для соцсетей, из журналиста — в копирайтера продающих текстов.

Тренд пятый: владение актуальными навыками

Работодатели ждут от маркетолога владения не только ожидаемыми soft и hard, но и digital skills — цифровыми навыками. Даже если ты сам не создаешь креативы для таргета или видеоролики для своих клиентов, ты должен понимать, как работает этот механизм, чтобы адекватно поставить задачу специалисту. Да просто достойно презентовать свой продукт с помощью современных способов. С другой стороны, безусловным трендом развития соцсетей становится создание метавселенной, а значит, надо понимать технологии VR, принципы работы с алгоритмами, большими данными.

Конечно, в приоритете при подборе в команду hard skills — знание социальных сетей, способов продвижения и так далее, в зависимости от специализации. Из мягких навыков лично для меня важны скорость и амбициозность. В социальных сетях время как будто идет быстрее, чем обычно. Мы с командой иногда шутим, что наша работа — это несущийся поезд, который к тому же еще и горит. И тут надо быть готовым работать не просто быстро, а в любое время. Когда у нас запуски, мы можем работать и в выходные, и после 12 ночи. Потом пойдем в отпуск на несколько дней, но, когда есть срочные задачи, человек должен быть готов выполнить их быстро.
Юлия Родочинская

Тренд шестой: маркетолог — это миссия

Маркетинг — одно из самых емких направлений рынка труда сегодня. В нем легко найти себя людям с разным характером и разными навыками. Склонность к математике? Маркетинг любит аналитику. К написанию текстов? –Идите в копирайтинг, в творчество. И стратегическую работу? –Стратеги нужны в любой компании. Сейчас активно развивается блогинг как самостоятельная отрасль. И можно даже зарабатывать на жизнь, будучи помощником блогера, вести социальные сети из любой точки страны и мира и получать очень достойное вознаграждение.

Я оцениваю маркетинг как социальную миссию: у человека есть проблема, и маркетолог может ее решить. Если бы не было маркетинга, создавались бы никому не нужные продукты. Тем, кто хочет работать в этой сфере, нужно понимать, что работать по накатанной тут не получится. Каждый день что-то новое, каждый день ты просыпаешься и засыпаешь с мыслью — а как бы сделать еще лучше? Всегда нужно творить, придумывать. Это вдохновляет.
Юлия Родочинская

Если вы готовитесь к собеседованию на позицию маркетолога, Юлия Родочинская советует сосредоточиться на резюме и яркой и нестандартной самопрезентации.

Плох тот маркетолог, кто не может продать себя. Надо зажечь с первой минуты!
Юлия Родочинская, магистр маркетинга, основатель агентства и школы Julia Marketing

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
;