Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»

В «новой реальности», когда условия меняются крайне быстро, кадры остаются главным ресурсом и ценностью для компаний. В такой ситуации связь HR и бизнеса ещё теснее, а инструменты автоматизации подбора, в том числе CRM-системы, становятся особенно актуальными, считают аналитики hh.ru.

⏱ Время прочтения — 8 минут

Как показала пандемия, российский бизнес продемонстрировал высокую адаптивность, восстановившись быстрее, чем предполагали эксперты. В этом ключе интересен опыт региональных компаний, которые, чтобы сохранить клиентов, смогли перестроить бизнес-процессы. Например, региональный ретейл пересматривает не только работу клиентского блока (расширяет ассортимент, развивает сеть магазинов, улучшает сервис и повышает качество обслуживания), но и бэк-функции, в том числе кадровую политику, работу HR-службы.

Например, красноярский ретейлер «Вираж» начал бизнес с небольшого магазинчика инструмента в начале 1990-х и вырос до сети супермаркетов технических товаров и сервисных центров в Красноярске и Краснодаре, интернет-магазина со складом и пунктом выдачи в Москве. В 2020 году компания изменила курс, чтобы оставаться конкурентным работодателем и продолжать развивать бизнес.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»

Антикризисный HR-план на пандемию

Трансформацию HR-процессов в компании начали во время пандемии с обновления HR-команды. Анна Свищева, руководитель кадровой службы, в начале 2021 года как раз начала работу в «Вираже».

Она вспоминает, что в то время наём сотрудников в компании был организован традиционно: кандидаты приходили на собеседование, заполняли анкеты вручную, резюме хранились в папках на столе. Линейные руководители не участвовали в процессе подбора: например, они не использовали заявки на подбор, могли просто сказать рекрутеру, что нужен такой-то сотрудник. Новая HR-команда «Виража» решила изменить формат подбора персонала.

Первый этап — перестройку процесса подбора — начали с аудита:

Второй этап — переход с аналогового формата работы на CRM-систему для рекрутмента. В 2021 году для растущего бизнеса со сложной структурой подбора без специального ПО вряд ли получилось бы настроить качественный рекрутмент. С CRM, кстати, определились быстро — выбрали систему Talantix от hh.ru.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»Talantix мы внедрили достаточно быстро, и руководство удалось убедить легко, так как я знакома с этой CRM-системой с 2018 года, использовала её на других местах работы и знала все её преимущества. Главные аргументы за на тот момент — критически важно было систематизировать и оцифровать накопленную базу кандидатов, поддерживать её в актуальном состоянии, внедрить в кадровой службе принцип взаимозаменяемости сотрудников, наладить контакт с кандидатами и повысить эффективность и качество подбора.
Анна Свищева, руководитель кадровой службы ГК «Вираж»

Третий этап — формирование культуры командной работы по подбору у линейных руководителей. Переход на систему HR-автоматизации для кадровой службы поставил новую задачу — перестроить работу по поиску сотрудников с начальниками подразделений.

Команда Анны получает заявки на подбор от 50 линейных руководителей компании. К новой CRM-системе пока подключены не все, но многие из тех, кто работает с новой программой, выбрали проактивную позицию в процессе подбора сотрудников. Например, руководители команды маркетинга, направления электронной коммерции, ИТ-подразделения, отдела юридической поддержки сами просматривают резюме тех, кто откликнулся на их вакансии, по выбранным параметрам — ключевым навыкам, опыту работы. В таком случае рекрутеры только назначают встречу с соискателем и проводят собеседование.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»Таким образом, по некоторым вакансиям часть действий на этапе первичного разбора резюме отошла линейным руководителям. Их взгляд как специалистов в своей области нам очень помогает найти нужного кандидата. Особенно это важно, когда позиция непростая или требования к соискателям специфичные, нужно тщательно проверить каждого кандидата. Мы работаем в тандеме с заказчиками, благодаря этому обработка резюме идет быстро, а вакансии закрываются в срок.
Анна Свищева, руководитель кадровой службы ГК «Вираж»

Проверка на прочность

Настоящим вызовом для HR-команды в самом начале пандемии стало открытие гипермаркета универсальных товаров в Красноярске весной 2020-го. Это совпало с введением жёсткого локдауна в марте и апреле.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»Мы должны были очень быстро укомплектовать штат нового гипермаркета. Скажу, что на тот момент была масса людей, жаждущих работать, — немногие компании могли позволить себе функционировать полноценно. Мы выиграли на том, что в нашем ассортименте — непродовольственные товары первой необходимости: запчасти, ручной инструмент, электрика, сантехника и другие вещи, необходимые в быту.
Анна Свищева, руководитель кадровой службы ГК «Вираж»

На эту торговую точку не только набирали новых сотрудников, но и переводили опытный персонал из других магазинов сети, поэтому нужно было срочно найти замену. Эту задачу успешно выполнили в 2021 году: помогли уже выстроенная к тому времени система подбора и налаженные HR-процессы в компании. Коллектив «Вираж Гипер» — 130 человек.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»

Пандемийные 2020–2021 годы изменили кадровый рынок для ретейлеров. Как отметила Анна Свищева, по некоторым позициям синих воротничков на job-сайтах кандидаты кончились, менеджеры по персоналу просмотрели всех соискателей, выросла конкуренция за персонал. Сказались и демографическая яма 1990-х, и отток мигрантов, и новые форматы работы и сферы, которые оттянули на себя часть персонала. В это время «Виражу» удалось достаточно успешно набирать сотрудников на самые разные должности — от неквалифицированного персонала, рабочих и продавцов до белых воротничков (программистов, руководителей).

В 2021 году у компании было открыто ежемесячно 22–30 вакансий, в 2022 году потребность в персонале чуть снизилась — до 13 позиций в месяц. Набор продавцов шёл постоянно: кадрами нужно обеспечивать все торговые точки Красноярска, нанимать сотрудников в торговую точку Краснодара.

Источники кандидатов ГК «Вираж»

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»

Кроме актуальных вакансий на сайте, есть форма «Кадровый резерв». Нажав «Заполнить заявку», соискатель также переходит на страницу Talantix, может ввести свои данные в форму и попасть в базу кандидатов компании.

Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»
Как внедрить CRM для подбора в ретейле: опыт красноярской сети «Вираж»Рекрутер не может держать в голове и в Excel-табличках большие объёмы информации — неминуемо потеряется нужное резюме. Автоматизация подбора позволит сэкономить вам много времени: искусственный интеллект Talantix помогает в разборе кандидатов и выдаёт нужных соискателей. Причем критерии подбора выбираете вы. Порадовало, что скоро появится возможность автоматического обновления всех резюме на hh.ru — значит, в нашей базе кандидатов будут всегда актуальные данные соискателей с самыми последними изменениями.
Анна Свищева, руководитель кадровой службы ГК «Вираж»

Внедрение CRM-системы позволило рекрутерам компании объективно посмотреть на подбор персонала, оценить его скорость по тем или иным вакансиям, накопить данные, чтобы вывести для себя прогнозные сроки найма сотрудников. Например, 7–14 дней, если нужно найти сотрудника под срочную замену; 14–20 дней, если сотрудник уходит с двухнедельной отработкой и есть комфортные сроки найти другого человека. От 21 дня в среднем — поиск персонала в рамках запланированного расширения штата.

8 плюсов CRM-системы

Анна Свищева, поработав с Talantix, выделила ряд преимуществ, которые помогают кадровому департаменту ускорить процесс подбора и сделать его более эффективным.

К другим статьям
;