Как организовать корпоративные курсы иностранного языка: советы преподавателей
Мы привыкли считать, что, если компания успешная, в ней заботятся о сотрудниках. На самом деле все наоборот: бизнес развивается и растет только тогда, когда развиваются и растут люди в нем. Хорошие компании часто предлагают сотрудникам поднять уровень владения языком за их счет, даже если в их планы не входит выход на международный рынок.

Казалось бы, ситуация выгодна для обеих сторон: люди учатся и повышают свою стоимость на рынке, компания получает лояльных и продвинутых сотрудников. Но, что удивительно, корпоративные курсы иностранного языка могут оказаться провальными: люди перестанут ходить, результат окажется ниже ожидаемого, и компания потратит слишком много сил и денег впустую.
Как же не убить мотивацию сотрудников? Мы попросили Татьяну Полубуткину, руководителя по работе с корпоративными клиентами в сети школ иностранных языков , входящей в международную структуру школ International House, рассказать, как правильно организовать языковые курсы на работе.
Как выбрать школу?
Школ иностранных языков в Москве очень много. Если вы хотите изучать английский, то вам придется рассмотреть десятки и даже сотни предложений.
Есть несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе в первую очередь.
- Репутация. Она складывается из опыта и отзывов клиентов, так что вы не прогадаете, если обратитесь в хорошо известную школу.
- Сертификаты. Высокое качество образования обычно подтверждают международные сертификаты. Например, в случае с BKC-IH это сертификат Авторизованного центра по приему Кембриджских экзаменов.
- Готовность школы настроить курс под специфику бизнеса. В каждой компании свои особенности: важно, чтобы в школе это понимали.
- Профессиональные преподаватели. Международные сертификаты CELTA и DELTA — это гарантия подготовки преподавателей и знания методики.
- Опыт работы с компаниями из вашей сферы.
- «Плюшки» в виде бесплатных разговорных клубов или летних уроков под открытым небом — для тех, кто не любит засиживаться в офисе.
Нам нужна самая современная методика обучения! Какую выбрать?
В России насчитывают около двух десятков различных методик преподавания языка. Самая популярная — коммуникативная — обеспечивает полное погружение в новую языковую среду. С самого первого занятия преподаватель и ученики говорят только на новом языке, без исключений.
Звучит страшновато, особенно если приходится учить язык с нуля: представьте себе первый урок китайского или арабского! Но однажды вы уже проходили через это: так учат свой первый язык дети. Обычно чем младше ребенок, тем проще с ним общаются взрослые. «Это кошечка! Мяу-мяу!» — примерно так же будет звучать и ваш первый разговор с учителем.
В процессе обучения диалоги и ролевые игры между учениками и преподавателем усложняются. Обсуждение просмотренных фильмов, разговоры на приятные темы — все это заставляет активно пользоваться языком.
Это весело, но как выучить профессиональную лексику?
Со школы мы привыкли, что без грамматики и словаря язык не выучить. На самом деле это необходимо, только если вы собираетесь писать и переводить. Учить говорить нужно в процессе живого общения. «Презентовать язык не сложно, сложно заставить его использовать», — говорит преподаватель школы Ольга Фомина. На уроке вам все равно будут давать новые слова и конструкции, просто не для зубрежки, а в формате обычного разговора.
Чего точно не стоит делать, так это пытаться объяснить школе, как ей обучать ваших коллег. Такое нередко случается и, к сожалению, приводит к плохому результату. Доверьтесь профессионалам.
Как подобрать курс?
Здесь все зависит от цели. По статистике, самый популярный курс у корпоративных клиентов — общий курс иностранного языка. Далеко не всегда это английский: к примеру, производители и ретейлеры спортивной одежды любят учить немецкий или итальянский. Компании дают возможность сотрудникам поднять уровень владения языком, даже если он им совершенно не нужен в работе: общее развитие и лояльность персонала дорогого стоят.
Если требуются специальные знания (экономический или юридический язык), ищите преподавателей, у которых они есть. К примеру, в BKC-IH работают специалисты из разных сфер, прошедшие строгие преподавательские курсы. И если фармацевтической компании потребуется обучить сотрудников медицинскому английскому, то к ней придет говорящий на языке специалист-медик.
Если язык нужен для общения с деловыми партнерами, но уроки будут посещать специалисты разного профиля, то разумнее взять курс бизнес-языка. Хорошая школа всегда сможет подогнать его под вашу специфику.
Можно ли гарантировать, что сотрудники будут ходить на курсы?
Отрицательно влияют две вещи: отсутствие мотивации и слишком строгий контроль. Если на курсах ведется строжайший учет посещаемости, а сидящий за соседним стулом начальник не спускает с вас глаз — это не очень-то комфортная обстановка для усвоения знаний.

Корпоративные курсы — отличная возможность для сотрудника выучить язык. Но неплохо бы подкрепить его желание внешней мотивацией. Хорошо работают системы бонусов и премий. Повышение при достижении нового языкового уровня или шанс отправиться в командировку — все это создает атмосферу здоровой конкуренции среди сотрудников. Конкуренция в компании сплачивает коллектив, и тех, кто в процессе «отваливается», практически не бывает.
Кто должен платить за курсы?
Отсутствие мотивации — то, что угрожает мотивации с другой стороны. Как показывает практика, ученики, которые оплачивают часть стоимости занятий, подходят к обучению ответственней, чем те, кто не платит ничего. В последнем случае посещение нередко ограничивается одним-двумя занятиями.
Часто работодатель соглашается заплатить все 100% стоимости, но при определенных условиях — сдаче экзамена на хорошем уровне или безукоризненной посещаемости. Это дополнительная мотивация не только закончить курс, но и сделать это хорошо.
Как разбить персонал на группы?
Задача организации группы лежит на школе и преподавателе. Для коммуникативной методики важно, чтобы ученики в группе владели языком на одном уровне, иначе им сложно будет построить разговор. Поэтому группы набираются только после предварительного тестирования. Хорошая и открытая группа, в которой нет конфликтов — это часть не только итогового успеха, но и мотивации к посещению занятий.
А если в компании мало сотрудников?
Если в компании едва набирается людей на одну группу, при этом у всех из них разный уровень владения языком, то можно выбрать другую форму обучения. В BKC-IH есть формат разговорного клуба, когда ученики собираются и общаются на предложенные темы, поддерживая и развивая языковой навык. Среди топ-менеджеров популярны индивидуальные занятия: не каждый руководитель готов признать, что его уровень знаний может оказаться ниже уровня подчиненных.
Как не переплатить?
Исключите из программы все лишнее. Составьте список требований к программе и разошлите его в несколько школ: сравнив ответы, вы поймете, кто гарантирует результат за приемлемую сумму. Помните, что хорошее обучение не может стоить дешево: выбирая курсы только по принципу «нам бы подешевле», есть большой риск потратить деньги впустую, оставшись без результата.