Аналитическое исследование «Продуктовая розница и рынок труда: до и после кризиса»

Компания HeadHunter совместно с компанией «Экспресс-Обзор», специализирующейся на исследовании рынков подготовили исследование, посвященное состоянию рынка труда в сфере продуктового ритейла.


На рынке продуктовой розницы влияние кризиса заметно в меньшей степени по сравнению с другими отраслями. Продукты питания относятся к категории товаров первой необходимости, снижение спроса на этом рынке возможно лишь до определенных пороговых значений. Крупные сетевые ритейлеры пересматривают стратегии развития с учетом новых возможностей, которые несет в себе рынок: снижают цены, увеличивают доли private label в продуктовом портфеле, продолжают региональную экспансию, и, как следствие, открывают новые вакансии. С другой стороны, уровень безработицы в России продолжает расти, а заработная плата – сокращаться. Предпосылкой для проведения исследования послужила гипотеза о том, что растущая конкуренция кандидатов позволяет игрокам нанимать более квалифицированных и, одновременно, более дешевых сотрудников.

Некоторые интересные моменты в исследовании:

Одной из наиболее актуальных вакансий является вакансия продавец-кассир, после кризиса ритейлеры рассчитывают получить более образованных сотрудников на эту позицию. Среди требований можно встретить умение работать с офисными программами, что раньше было менее распространено. Более того, ритейлеры стали активнее использовать такой канал коммуникации, как интернет (количество вакансий продавца и кассира, открытых в апреле 2009 года, превышает аналогичный показатель за 2008 год).


Позиция «директор магазина» трансформируется в «администратора магазина». Соответственно снизился уровень заработных плат. Более того, директор магазина/гипермаркета до кризиса выполнял преимущественно управленческие функции, а также занимался оптимизацией деятельности. Теперь обязанности директора сместились в сторону административно-исполнительских функций.


В крупнейших компаниях работа менеджера по закупкам сместилась в сторону контроля расчетов с поставщиками (в том числе, отслеживание дебиторской задолженности) и контроля цен. Интересно отметить, что часть функций докризисного менеджера по закупкам в некоторых компаниях перешла на категорийного менеджера, его функционал немного расширился за счет таких дополнительных функций как работа с браком и возвратом, а также заказ товара. Основные обязанности категорийного менеджера в компаниях-лидерах продуктового ритейла не изменились.

Содержание исследования:

  • основные тенденции, возможности и угрозы развития продуктовой розницы в новой экономической ситуации;
  • планы крупнейших продуктовых ритейлеров на 2009 год;
  • потребность крупнейших ритейлеров в персонале до и после кризиса (анализ вакансий, наиболее актуальных на рынке ритейла). Вакансии: продавец-кассир, категорийный менеджер/ менеджер по закупкам, управляющий магазином (Москва и Россия);
  • уровень заработных плат, требования, предъявляемые к опыту и функционалу сотрудников в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия/регионы), а также различия в функционале, требованиях и условиях по трем группам заработных плат: до первого квартиля, средней зарплате и зарплате, превышающей третий квартиль;
  • анализ аудитории соискателей в продуктовом ритейле – ожидания соискателей к зарплате, портреты соискателей в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия);
  • соответствие спроса и предложения по количеству резюме/вакансий, ожидаемым и предлагаемым заработным платам в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия).

Стоимость полного исследования (объем 33 стр.) - 10 000 рублей (в т.ч. НДС 18%).


Для того, чтобы получить полные результаты исследования, обратитесь к своему персональному менеджеру или сообщите нам по электронной почте sales@hh.ru.