Эффективность и продуктивность сотрудников — как измерять и улучшать
⏱ 9 минут полезного чтения
Руководители HR-служб крупных уральских компаний приняли участие в круглом столе, организованный изданием DK.RU. Говорили об эффективности сотрудников и о том, как её измерить. Не оставили без внимания и тему мотивации работников.
В мероприятии приняли участие:
— Ольга Чебыкина, управляющий партнёр «HR-Лидер», председатель Комитета по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Уральской ТПП;
— Анна Осипова, руководитель пресс-службы hh.ru Урал;
— Ольга Рудь, директор по развитию клиентских программ корпоративного университета ТМК2U;
— Наталья Тимганова, директор по персоналу ИТ-компании «НАГ»;
— Андрей Тух, заместитель HRD, руководитель корпоративного университета, компания «Контур».
«Пришёл, сделал свое маленькое дельце и ушёл. Это не про эффективность»
В начале мероприятия спикеры рассказали о системах, разработанных в их компаниях для выявления эффективных сотрудников, и отметили, что представители HR-департаментов должны чётко различать два понятия: эффективный сотрудник и продуктивный.
Для того чтобы разграничить понятия «эффективность» и «продуктивность», hh.ru Урал проводит специальные вебинары для малого и среднего бизнеса, на которых рассказывает о главных принципах работы эффективных команд.
Наталья Тимганова пошла в своем рассказе дальше. Спикер рассказала, какая система выявления эффективных сотрудников существует в её компании и какие поведенческие характеристики свойственны неэффективным сотрудникам.
Начнём с портрета эффективного сотрудника. Это тот, кто выполняет задачи точно в срок и с соответствующим качеством. При этом он тратит на это оптимальные ресурсы и обладает определёнными компетенциями. Очень важный момент: сотрудник, хорошо работающий в одной компании, может совершенно противоположным образом проявить себя в другой. Это не значит, что он изменился — изменилась среда вокруг него. Неэффективный работник отличается следующим:
- много и усердно работает, всегда занят;
- берёт работу домой и на выходные;
- постоянно задерживается;
- героически выполняет задачи смежных подразделений;
- делает всё сам, ведь сложно найти того, кто справится с этой задачей лучше;
- не ходит в отпуск, а то всё рухнет;
- незаменим в своей деятельности, ведь он уникален, другие не справятся просто с этой работой также хорошо; работает даже во время больничного;
- нет хобби, личной жизни, работа отнимает всё свободное время, но «кто, если не он».
В компании «НАГ» работает целая система оценки эффективности сотрудников. Во-первых, оценивают выработку на одного сотрудника в рублях. Во-вторых, работу по KPI, и, в-третьих — соответствие основным приоритетам должности и подразделения.
Как достигается эффективность сотрудником? По мнению Натальи Тимгановой, она складывается из семи основных показателей. Если их соединить, сотрудник неизбежно станет эффективным, — шутит спикер.
- Эффективность системы управления в компании в целом и в его подразделении в частности.
- Материальная и нематериальная мотивация.
- Отлаженность бизнес-процессов.
- Развитие сотрудников,/обучение.
- Чёткие показатели (дашборды).
- Понятная траектория карьерного роста и ожидания руководителя.
- Рабочая модель компетенций.
Для того чтобы забирать к себе лучших из лучших, компании должны серьёзно постараться. Они могут работать над эффективностью будущих кадров, включаясь в образовательные процессы профильных вузов, уверен Андрей Тух.
Ольга Рудь в начале выступления подчеркнула: приятно осознавать, что коллеги из HR-служб думают в едином направлении и понимают, что построение эффективных команд — это целый набор действий, связанных в единую систему.
Деньги? Отлично! Но и слово доброе не забывайте
Новое поколение сотрудников компаний ставит во главу угла несколько мотивационных факторов. Во-первых, конечно, деньги. Во-вторых, возможность горизонтального роста. Карьерные перспективы, располагающиеся в горизонтальной плоскости, стали очень важны для сотрудников. Некоторым даже интереснее работать в так называемом диагональном треке, т. е. набирать горизонтальные компетенции за счёт участия в проектной деятельности и при этом расти вертикально, отмечает Андрей Тух.
Наталья Тимганова уверена: чтобы эффективный сотрудник был заинтересован в своей работе, работодатель вместе с HR-службой должны включить в систему мотивации несколько важных параметров:
- Уровень дохода (заработная плата) должен соответствовать рынку.
- Признание его заслуг и ценности его труда.
- Возможность развиваться.
- Забота.
Самая действенная мотивация персонала, особенно эффективных сотрудников, исходит от руководителя подразделения, уверена Ольга Рудь.
Ещё один важный момент, который помогает удержать в компании сотрудников предприятий ТМК, — насыщенная корпоративная жизнь. Внутри предприятий проводятся профессиональные конкурсы, причём как для руководителей, так и для рабочих. Лучшие получают не только признание, но и возможность поучаствовать в главном корпоративном мероприятии ТМК — форуме «Горизонты», который ежегодно проводится в Сочи.
Одно дело, какую систему мотивации эффективных сотрудников считают правильной работодатели. Другое — что думают сами работники. По словам Анны Осиповой, 90% соискателей ориентированы, в первую очередь, на деньги. Причём, отмечает спикер, сотрудникам стала важна прозрачность системы мотивации. Им важно понимать, за что и в каком объёме они получают деньги.
На втором месте по степени значимости — возможность развития и повышения квалификации. На третьем — наличие у компании возможности оформить полис ДМС. Последний в списке, но очень важный мотивационный фактор — признание.
Самое сложное в разработке системы мотивации — не придумать её, а сделать действительно системой, уверена Ольга Чебыкина. Причём системой, которой были бы довольны все сотрудники — как бы фантастично эти ни звучало. Важно также принять тот факт, что далеко не каждому сотруднику, даже эффективному, необходимо развитие карьеры.
___________
По материалам издания