Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значения
В основе skill-based-подхода лежит идея о том, что компанию или отдельно взятую команду можно собирать по принципу конструктора, выбирая специалистов с теми навыками и компетенциями, которые необходимы бизнесу в настоящий момент для решения конкретной задачи. Подобное легче представить в «конкретных» сферах, например в производстве или строительстве. Другое дело — сфера медицины, которая, с одной стороны, всегда отличалась консервативными подходами, с другой — именно здесь сегодня появляется большое количество новых технологий, инструментов и подходов «на стыке». Как признают эксперты, в медицинской отрасли, хоть и медленно, но меняется подход к обучению и развитию сотрудников, что в условиях растущего дефицита персонала можно считать добрым знаком.
Подход, основанный на навыках, применим в области медицины и важен в первую очередь из-за его акцента на практике и постоянном развитии навыков и компетенций. Хотя нельзя отрицать, что он вступает в противоречие с главным стереотипом в этой сфере: чем больше опыт, тем компетентнее специалист. Получается, со временем новые знания неизбежно замещаются оберегом в виде стажа. Но ветер перемен уже дует в нужную сторону.
Навыки и компетенции против стажа
Суть skill-based-подхода в том, что человек фокусируется на практическом применении знаний, на решении конкретных проблем. И хоть медицина — та самая сфера, в которой не обойтись без диплома, и «корочка» конкретного вуза может цениться больше, чем что-либо другое, одной теории недостаточно. Хирургам, медсёстрам, анестезиологам и другим медспециалистам требуются специальные навыки для проведения операций, интенсивной терапии и конкретных медицинских процедур. Обучение на основе навыков имеет решающее значение для обеспечения нужного качества работы в этих областях, поскольку цена ошибки очень велика. Но на деле получить нужные навыки бывает непросто.
Зачастую студенты медицинских вузов жалуются, что их не подпускают к пациентам и не дают возможности работать самостоятельно. В результате выпускники приходят на первую работу, понимают, что опыта у них недостаточно, обращаются к старшим коллегам за помощью, а те, в свою очередь, нередко отказывают, потому что видят в новичках конкурентов. Как следствие, растущий уровень стресса, частые ошибки и необходимость где-то опять добирать знания.
Несмотря на то что, кажется, проблема недообученности затрагивает исключительно начинающих врачей, всё не так очевидно. Принято считать, чем старше, а значит, и опытнее врач, тем больше ему можно доверять. Однако, многочисленные исследования этот стандарт опровергают. На деле оказывается, что навыки в медицине играют такую же важную роль, как в других отраслях, отодвигая стаж на дальний план.
В Испании, чтобы проследить связь между опытом рентгенологов и точностью интерпретации маммограмм, учёные провели
К тем же результатам пришли и в Лондоне, когда
Наконец, практика некоторых российских компаний, связанных с медициной, тоже указывает на отсутствие взаимосвязи между профессионализмом врача и его стажем работы. К примеру, в компании «Третье Мнение» врачи-рентгенологи помогают разрабатывать системы поддержки принятия врачебных решений, а также продуктов, в основе которых лежит искусственный интеллект.
Отсутствие корреляции между опытом и качеством работы отмечает и основательница MammoVision — проекта обучения врачей маммографии и МРТ молочных желёз. Кроме того, молодым специалистам не доверяют в силу возраста.
Решением проблемы практической недообученности может стать имитация рабочего места для новичка. То есть специалисту дают задание, например, разобрать снимки, описать их, а потом по итогам он получает качественную обратную связь. Теория, совмещённая с практикой, в ускоренном режиме позволяет подготовить квалифицированных специалистов. И возраст здесь совсем ни при чём, куда важнее регулярная актуализация навыков и развитие компетенций.
Непрерывное обучение
Роботизированная хирургия, телемедицина, инструменты анализа данных, искусственный интеллект — это и многое другое движет сегодня отрасль медицины вперёд, сфера активно развивается вместе с технологическими достижениями.
По идее, такая динамика подталкивает и специалистов не стоять на месте — постоянно находиться в поисках новых возможностей для обучения и отработки полученных знаний на практике. Принцип «узнал — применил — получил результат» — один из ключевых в подходе skill-based. Но, как и в других отраслях, возникает закономерный вопрос: кто отвечает за актуализацию навыков у специалистов — государство, работодатель или сам медицинский работник? Если в большинстве сфер — в производстве, строительстве, сельском хозяйстве и других — ответ удалось найти относительно быстро: кому больше нужно, тот и учит, то в медицине всё не так однозначно.
Государство сделало попытку разобраться с апскилингом, введя с 2016 года в России НМО — систему непрерывного медицинского образования. Её цель — обновлять навыки и знания, восполнять пробелы в различных областях у медиков. Медицинские специалисты в течение пяти лет должны набрать определённое количество баллов за посещение различных образовательных мероприятий, курсов, лекций и ведение активной исследовательской деятельности. Однако только
Согласно skill-based-подходу, профессионализм человека определяется теми навыками и компетенциями, которыми он владеет. Но чтобы понять, что существующей базы достаточно, нужно оценить, насколько успешно человек применяет свои навыки в реальных сценариях. Подобная оценка должна проводиться не каждые пять лет, а гораздо чаще. Специалист, готовый учиться, адаптироваться и развивать свои навыки, на практике оказывается более профессиональным, именно поэтому большинство медицинских работников, которые делают ставку на развитие карьеры, сегодня приходят к идее самостоятельного непрерывного и персонализированного обучения.
С другой стороны, в связи с бешенной популярностью всевозможных онлайн-курсов и марафонов эксперты отмечают и другой тренд — неосмысленное потребление информации. Специалисты в погоне за новыми знаниями набирают огромное количество курсов, в спешке пытаются пройти всё и сразу, и в результате вместо повышения квалификации получают обратный результат и дополнительный стресс.
Школ и программ сейчас действительно очень много, но человеку в первую очередь стоит выстроить траекторию собственного карьерного развития, а потом постепенно собирать нужный скилсет «по кубикам», не забывая о практической применимости новых знаний. Что важно — речь идёт не только о профессиональных навыках, но и о гибких — софт-скилах, о которых, говоря о медицинских профессиях, очень часто забывают.
Компетенции нового времени
Важность гибких навыков (и не только в медицине) всё ещё недооценивают. Вместе с тем именно софт-скилы отвечают за то, насколько эффективно медицинский работник будет взаимодействовать с пациентами и насколько качественную помощь предоставлять. Без коммуникативных навыков, эмпатии и активного слушания современному медику не обойтись. Плюс софт-скилы отвечают за ту самую способность учиться быстро, качественно и эффективно и адаптироваться к новым реалиям. Грубо говоря, хард-скилы — про то, какие знания и навыки человек получит, а софт — как он ими распорядится.
Понятно, что оценивать мягкие навыки сложнее всего, но многие работодатели уже привычно используют формат кейсов на интервью и смотрят, как кандидат реагирует на каверзные вопросы, насколько он психологически устойчив, как он мыслит в критических ситуациях. Специалист может без заминки пройти все тесты, но при этом не обладать способностью работать в команде или проявлять эмпатию к пациентам.
Тесты и интервью, конечно, далеко не полный арсенал инструментов оценки медицинских работников, но оценить уровень квалификации некоторых специалистов на старте бывает просто невозможно.
Про оценку
Вопрос оценки навыков каждый работодатель решает сам, поскольку единой системы валидации навыков у медиков нет. То, насколько точно специалисты ставят диагнозы и описывают исследования, никто не проверяет. Для трудоустройства, если говорить о государственной медицине, даже новичку в большинстве случаев достаточно диплома установленного образца. Предполагается, что выбравший специализацию врач разбирается в этой области. Но проверок, что конкретно он умеет, а чему ещё учиться и учиться, никто не устраивает. С другой стороны, в разных регионах и медицинских учреждениях свои правила. Например, чтобы работать в московских поликлиниках, медики проходят специальное тестирование.
С настоящей врачебной практикой тестирование мало соотносится, и многие медики шутят: в реальной жизни ни у одного специалиста не будет трёх вариантов ответа. Российские реалии пока таковы, что оборудование для медицинских учреждений зачастую проверяют гораздо тщательнее, чем врачей. Подобная ситуация наблюдается во многих странах, но есть и исключения. Например, в Америке принята стандартизированная серия экзаменов (USMLE). Выпускники медицинских факультетов должны сдать все экзамены в несколько этапов, чтобы получить лицензию на практику. Оцениваются научные и клинические знания, навыки врачебной диагностики и лечения, софт-скилы — навыки взаимодействия с пациентами, готовность врача к самостоятельной практике — здесь разбирают кейсы, смотрят, как выпускник принимает решения и справляется с проблемами.
С другой стороны, есть профессии, в которых оценить степень профессионализма можно уже на первой встрече с кандидатом. Живой пример: для «Третьего Мнения» как для разработчика алгоритмов ИИ ключевой метрикой является точность, поэтому в качестве тестового задания врачу-рентгенологу дают несколько исследований, которые необходимо описать.
Кроме того, в России (особенно в частной медицине) по-прежнему сильна роль так называемого сарафанного радио, когда врачи могут порекомендовать проверенного коллегу, но это уже не про skill-based.
Вширь или вглубь
Разговор о развитии навыков в медицине был бы неполным без обсуждения того, чему именно сегодня стоит учиться. Если за рубежом более популярно выбирать узкое направление, скажем, лечение мочекаменной болезни в урологии, то в России ценится широкий подход, когда врач должен разбираться в смежных областях (урология и гинекология, хирургия и рентгенология, дерматология и венерология и так далее). У широкого профилирования есть как свои плюсы — при нынешнем дефиците кадров в стране такой врач может закрыть сразу несколько потребностей лечебного заведения, так и минусы — специалисту не всегда удаётся глубоко проработать конкретную сферу, а значит и освоить важные для профессионального успеха навыки.
Но у узких специалистов тоже есть свои «боли».
Плюс — в медицине, как и в любой другой сфере, можно выгореть. Учитывая объём работы и сложности, с которыми порой сталкиваются медицинские работники при взаимодействии с разными пациентами, специалисты задаются вопросом: а что дальше? И здесь опять же помогает skill-based с его возможностью переучиться и сменить вектор. Есть разные варианты. Например, получить первичную переподготовку или пойти ещё дальше. Кого-то в стремлении меняться и менять свою жизнь, что отрадно, поддерживают работодатели.
Даже у тех, кто в детстве мечтал стал врачом, а в итоге получил диплом, скажем, юриста или экономиста, есть возможность приблизить мечту. С развитием интернета отрасль медицины становится ближе. Есть примеры, когда работодатели, понимая задачи бизнеса, помогают нужным им специалистам освоить околомедицинские специальности (медицинский журналист, проджект- и продакт-менеджер, Data Scientist в медицине и так далее) без многолетнего обучения в вузе. Главное, как показывает skill-based-подход, — желание и практика.
↩ К другим статьям