Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значения

Кого мы представляем, когда слышим словосочетание «опытный врач»? Наверняка рисуется образ человека средних лет, в белом халате, который без тени улыбки на лице внимательно смотрит на пациента сквозь очки. Но что, если за профессионализм отвечают не столько стаж работы и стереотипные атрибуты опыта, сколько практика и желание человека обучаться новому? Оценивать, обучать и развивать таланты медиков можно по тем же принципам, что и в ИТ или в производстве. Всё дело в подходе. В skill-based-подходе.
Ирина Жильникова
Ирина Жильникова
автор статей

В основе skill-based-подхода лежит идея о том, что компанию или отдельно взятую команду можно собирать по принципу конструктора, выбирая специалистов с теми навыками и компетенциями, которые необходимы бизнесу в настоящий момент для решения конкретной задачи. Подобное легче представить в «конкретных» сферах, например в производстве или строительстве. Другое дело — сфера медицины, которая, с одной стороны, всегда отличалась консервативными подходами, с другой — именно здесь сегодня появляется большое количество новых технологий, инструментов и подходов «на стыке». Как признают эксперты, в медицинской отрасли, хоть и медленно, но меняется подход к обучению и развитию сотрудников, что в условиях растущего дефицита персонала можно считать добрым знаком.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияРабочей силы на рынке труда сейчас в принципе мало, и медицина не исключение. Острый дефицит врачей в стране подтолкнул государство к тому, чтобы расширить пул талантов за счёт дообучения медицинских сестёр. В текущий скилсет медсестёр добавляют часть хард-скилов врачей, и на рынок выходят востребованные работники. То есть они не берут, скажем, маркетологов, а обучают ближайших по скилсету специалистов и тем самым замещают их навыками существующие пробелы. Это skill-based-подход в чистом виде, который, что интересно, реализуется сейчас в России на законодательном уровне.
Марина Дорохова, руководитель направления «Навыки» на hh.ru

Подход, основанный на навыках, применим в области медицины и важен в первую очередь из-за его акцента на практике и постоянном развитии навыков и компетенций. Хотя нельзя отрицать, что он вступает в противоречие с главным стереотипом в этой сфере: чем больше опыт, тем компетентнее специалист. Получается, со временем новые знания неизбежно замещаются оберегом в виде стажа. Но ветер перемен уже дует в нужную сторону.

Навыки и компетенции против стажа

Суть skill-based-подхода в том, что человек фокусируется на практическом применении знаний, на решении конкретных проблем. И хоть медицина — та самая сфера, в которой не обойтись без диплома, и «корочка» конкретного вуза может цениться больше, чем что-либо другое, одной теории недостаточно. Хирургам, медсёстрам, анестезиологам и другим медспециалистам требуются специальные навыки для проведения операций, интенсивной терапии и конкретных медицинских процедур. Обучение на основе навыков имеет решающее значение для обеспечения нужного качества работы в этих областях, поскольку цена ошибки очень велика. Но на деле получить нужные навыки бывает непросто.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияУ нас в России общая рентгенология. Врач должен разбираться и в рентгене, и в компьютерной, и в магнитно-резонансной томографии, но если он проходил ординатуру там, где попрактиковаться удалось только на рентгене, он будет иметь только этот навык. Устроиться на работу туда, где требуется уметь читать всё остальное, он не сможет, потому что у него недостаточно практического опыта, а обучать на месте некому. Значит, такому кандидату нужно самостоятельно закрывать пробелы.
Алина Калиниченко, студентка V курса Института клинической медицины

Зачастую студенты медицинских вузов жалуются, что их не подпускают к пациентам и не дают возможности работать самостоятельно. В результате выпускники приходят на первую работу, понимают, что опыта у них недостаточно, обращаются к старшим коллегам за помощью, а те, в свою очередь, нередко отказывают, потому что видят в новичках конкурентов. Как следствие, растущий уровень стресса, частые ошибки и необходимость где-то опять добирать знания.

Несмотря на то что, кажется, проблема недообученности затрагивает исключительно начинающих врачей, всё не так очевидно. Принято считать, чем старше, а значит, и опытнее врач, тем больше ему можно доверять. Однако, многочисленные исследования этот стандарт опровергают. На деле оказывается, что навыки в медицине играют такую же важную роль, как в других отраслях, отодвигая стаж на дальний план.

В Испании, чтобы проследить связь между опытом рентгенологов и точностью интерпретации маммограмм, учёные провели исследование, в котором приняли участие 30 женщин с гистологически подтверждённым раком молочной железы и 170 женщин без рака молочной железы. Их маммограммы отдали рентгенологам с разным опытом. Что примечательно, одна часть специалистов интерпретировала маммограммы в разных объёмах регулярно, а другая — нет. Разумеется, врачи-рентгенологи, которые на практике постоянно читали маммограммы, имели лучшие показатели по сравнению с их коллегами, которые почти не занимались интерпретацией маммограмм. Однако интересно другое: количество никак не сказалось на качестве работы. То есть учёные не получили доказательств того, что врачи с большим стажем или количеством пациентов сделали меньше ошибок в сравнении с коллегами, которые тоже занимались интерпретацией маммограмм, но в меньшем объёме или не столь длительное время.

К тем же результатам пришли и в Лондоне, когда изучали точность прочтения маммограмм с 1996 по 2001 год. Исследование показало — никакой связи между точностью интерпретаций и годами выслуги нет, меньше ошибок совершали те врачи, которые в принципе чаще работали с маммограммами. Опыт влиял исключительно на производительность специалиста, а не на его профессиональную успешность.

Наконец, практика некоторых российских компаний, связанных с медициной, тоже указывает на отсутствие взаимосвязи между профессионализмом врача и его стажем работы. К примеру, в компании «Третье Мнение» врачи-рентгенологи помогают разрабатывать системы поддержки принятия врачебных решений, а также продуктов, в основе которых лежит искусственный интеллект.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияМы нанимаем врачей-рентгенологов для разметки исследований больше трёх лет и поняли, что количество лет опыта — это не показатель качества работы специалиста. Врач с 20 годами опыта может не заметить и половины патологий, а молодой врач, у которого всего пара лет опыта, но он много читал и проходил дополнительные курсы, будет гораздо точнее.
Наталья Пестова, директор по продуктам компании «Третье Мнение»

Отсутствие корреляции между опытом и качеством работы отмечает и основательница MammoVision — проекта обучения врачей маммографии и МРТ молочных желёз. Кроме того, молодым специалистам не доверяют в силу возраста.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияКо мне приходят пациенты и говорят: «Нам сказали, вы самый лучший специалист, почему вы такая молодая?» И приходится себе в глазах пациента доказывать, что ты, несмотря на возраст, профессионал и во всём разбираешься. Через обучение в нашем проекте приходит большое количество людей, и я вижу, как молодым специалистам интересно разбираться в сложных случаях, они не уснут, пока не докопаются до истины, пока не перечитают все «интернеты», книжки. Как по мне, есть два разделения, и это не про опыт или возраст: есть те, кто не хочет ничего делать, и те, кто учатся.
Мария Трофимова, врач онколог-маммолог в клинике Hadassah, автор и основатель школы маммологической визуализации MammoVision

Решением проблемы практической недообученности может стать имитация рабочего места для новичка. То есть специалисту дают задание, например, разобрать снимки, описать их, а потом по итогам он получает качественную обратную связь. Теория, совмещённая с практикой, в ускоренном режиме позволяет подготовить квалифицированных специалистов. И возраст здесь совсем ни при чём, куда важнее регулярная актуализация навыков и развитие компетенций.

Непрерывное обучение

Роботизированная хирургия, телемедицина, инструменты анализа данных, искусственный интеллект — это и многое другое движет сегодня отрасль медицины вперёд, сфера активно развивается вместе с технологическими достижениями.

По идее, такая динамика подталкивает и специалистов не стоять на месте — постоянно находиться в поисках новых возможностей для обучения и отработки полученных знаний на практике. Принцип «узнал — применил — получил результат» — один из ключевых в подходе skill-based. Но, как и в других отраслях, возникает закономерный вопрос: кто отвечает за актуализацию навыков у специалистов — государство, работодатель или сам медицинский работник? Если в большинстве сфер — в производстве, строительстве, сельском хозяйстве и других — ответ удалось найти относительно быстро: кому больше нужно, тот и учит, то в медицине всё не так однозначно.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияПо-моему, работодатель очень заинтересован как раз в том, чтобы у него работали высококлассные специалисты, которые проходят через курсы, тренинги как внутри компании, так и за её пределами. И кстати, обучение — это ведь не только отработка новых навыков. Мы практикуем то, что уже знакомо медсёстрам, но обновление знаний необходимо. Выходят новые положения, стандарты, и мы понимаем, что нужно ещё раз провести обучение. Нельзя научить один раз и на всю жизнь, медицина не стоит на месте.
Раксана Бацманова, руководитель сестринского департамента Европейского медицинского центра в Орловском переулке, медицинская сестра NASA, руководитель секции медицинских сестер Международного конгресса АСТАОР

Государство сделало попытку разобраться с апскилингом, введя с 2016 года в России НМО — систему непрерывного медицинского образования. Её цель — обновлять навыки и знания, восполнять пробелы в различных областях у медиков. Медицинские специалисты в течение пяти лет должны набрать определённое количество баллов за посещение различных образовательных мероприятий, курсов, лекций и ведение активной исследовательской деятельности. Однако только пятая часть врачей проходят курсы непрерывного образования ради получения знаний. Подобный подход не помогает устранить пробелы, даже если они есть, в навыках опытного врача. Авторы дискуссии в журнале «Клиническая медицина» отмечают, что у специалиста, обладающего большим стажем в диагностике и лечении заболеваний по своей специальности, одновременно могут быть отдельные ошибочные тактические и технические подходы. Они, скорее, возникают, когда врача изначально научили неправильно. Подобные ошибки остаются незамеченными и неосознанными, со временем становясь частью опыта.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияВ чём различие между врачом с большим стажем и врачом с небольшим опытом, кто постоянно расширяет свои знания, актуализирует их? Второй сильнее боится сделать ошибку, у него больше мотивации изучить что-то новое и понять, что тот метод лечения, который он выбрал, точно будет работать.
Алина Калиниченко, студентка V курса Института клинической медицины

Согласно skill-based-подходу, профессионализм человека определяется теми навыками и компетенциями, которыми он владеет. Но чтобы понять, что существующей базы достаточно, нужно оценить, насколько успешно человек применяет свои навыки в реальных сценариях. Подобная оценка должна проводиться не каждые пять лет, а гораздо чаще. Специалист, готовый учиться, адаптироваться и развивать свои навыки, на практике оказывается более профессиональным, именно поэтому большинство медицинских работников, которые делают ставку на развитие карьеры, сегодня приходят к идее самостоятельного непрерывного и персонализированного обучения.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияСтоять на месте — это путь в никуда. Если ты не не читаешь о чём-то новом хотя бы еженедельно, не общаешься с коллегами, то ты отстаёшь, потому что мир идёт вперёд. Тренд на обучение есть, поскольку в интернете сейчас можно найти всё, что угодно, но всё зависит от самого человека. Специалистам старой закалки чаще всего это неинтересно, им хочется прийти, отработать, уйти и с собой домой ничего не забирать.
Мария Трофимова, врач онколог-маммолог в клинике Hadassah, автор и основатель школы маммологической визуализации MammoVision

С другой стороны, в связи с бешенной популярностью всевозможных онлайн-курсов и марафонов эксперты отмечают и другой тренд — неосмысленное потребление информации. Специалисты в погоне за новыми знаниями набирают огромное количество курсов, в спешке пытаются пройти всё и сразу, и в результате вместо повышения квалификации получают обратный результат и дополнительный стресс.

Школ и программ сейчас действительно очень много, но человеку в первую очередь стоит выстроить траекторию собственного карьерного развития, а потом постепенно собирать нужный скилсет «по кубикам», не забывая о практической применимости новых знаний. Что важно — речь идёт не только о профессиональных навыках, но и о гибких — софт-скилах, о которых, говоря о медицинских профессиях, очень часто забывают.

Компетенции нового времени

Важность гибких навыков (и не только в медицине) всё ещё недооценивают. Вместе с тем именно софт-скилы отвечают за то, насколько эффективно медицинский работник будет взаимодействовать с пациентами и насколько качественную помощь предоставлять. Без коммуникативных навыков, эмпатии и активного слушания современному медику не обойтись. Плюс софт-скилы отвечают за ту самую способность учиться быстро, качественно и эффективно и адаптироваться к новым реалиям. Грубо говоря, хард-скилы — про то, какие знания и навыки человек получит, а софт — как он ими распорядится.

Понятно, что оценивать мягкие навыки сложнее всего, но многие работодатели уже привычно используют формат кейсов на интервью и смотрят, как кандидат реагирует на каверзные вопросы, насколько он психологически устойчив, как он мыслит в критических ситуациях. Специалист может без заминки пройти все тесты, но при этом не обладать способностью работать в команде или проявлять эмпатию к пациентам.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияМы для себя подбираем тех кандидатов, чьи компетенции нам подходят. Безусловно, это образование — без него в медицине нельзя, также мы смотрим на полученные аккредитации и сертификаты, на опыт работы. Навыки мы можем проверить на этапе интервью. Кроме того, я всегда обращаю внимание на то, как человек ведёт себя, ведь он будет работать с людьми, которым нужно повышенное внимание, оцениваю его навыки общения, умение расположить к себе, объяснить что-то пациенту — это важно.
Раксана Бацманова, руководитель сестринского департамента Европейского медицинского центра в Орловском переулке, медицинская сестра NASA, руководитель секции медицинских сестер Международного конгресса АСТАОР

Тесты и интервью, конечно, далеко не полный арсенал инструментов оценки медицинских работников, но оценить уровень квалификации некоторых специалистов на старте бывает просто невозможно.

Про оценку

Вопрос оценки навыков каждый работодатель решает сам, поскольку единой системы валидации навыков у медиков нет. То, насколько точно специалисты ставят диагнозы и описывают исследования, никто не проверяет. Для трудоустройства, если говорить о государственной медицине, даже новичку в большинстве случаев достаточно диплома установленного образца. Предполагается, что выбравший специализацию врач разбирается в этой области. Но проверок, что конкретно он умеет, а чему ещё учиться и учиться, никто не устраивает. С другой стороны, в разных регионах и медицинских учреждениях свои правила. Например, чтобы работать в московских поликлиниках, медики проходят специальное тестирование.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияЯ была автором части тестов по маммографии. Там вопросы с градацией от простых к сложным. Но тестирование не всегда позволяет качественно оценить знания и навыки врача. Я не сторонник тестов, потому что есть теория вероятности, есть удача, когда человек может выбрать что-то наугад. Если тест пройден на определённое количество процентов, человека берут на работу, однако, что в реальности скрывается за этими результатами, — большой вопрос.
Мария Трофимова, врач онколог-маммолог в клинике Hadassah, автор и основатель школы маммологической визуализации MammoVision

С настоящей врачебной практикой тестирование мало соотносится, и многие медики шутят: в реальной жизни ни у одного специалиста не будет трёх вариантов ответа. Российские реалии пока таковы, что оборудование для медицинских учреждений зачастую проверяют гораздо тщательнее, чем врачей. Подобная ситуация наблюдается во многих странах, но есть и исключения. Например, в Америке принята стандартизированная серия экзаменов (USMLE). Выпускники медицинских факультетов должны сдать все экзамены в несколько этапов, чтобы получить лицензию на практику. Оцениваются научные и клинические знания, навыки врачебной диагностики и лечения, софт-скилы — навыки взаимодействия с пациентами, готовность врача к самостоятельной практике — здесь разбирают кейсы, смотрят, как выпускник принимает решения и справляется с проблемами.

С другой стороны, есть профессии, в которых оценить степень профессионализма можно уже на первой встрече с кандидатом. Живой пример: для «Третьего Мнения» как для разработчика алгоритмов ИИ ключевой метрикой является точность, поэтому в качестве тестового задания врачу-рентгенологу дают несколько исследований, которые необходимо описать.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияПри онбординге врачей мы ввели обязательную систему ассесмента. В качестве тестового задания мы даём врачам от 10 до 70 исследований и просим выделить патологии, если они есть, и указать, какие именно это патологии. Мы нанимаем только тех врачей, которые успешно проходят тестирование и точно размечают исследования. Таким образом, мы получили объективный инструмент оценки навыков врачей.
Наталья Пестова, директор по продуктам компании «Третье Мнение»

Кроме того, в России (особенно в частной медицине) по-прежнему сильна роль так называемого сарафанного радио, когда врачи могут порекомендовать проверенного коллегу, но это уже не про skill-based.

Вширь или вглубь

Разговор о развитии навыков в медицине был бы неполным без обсуждения того, чему именно сегодня стоит учиться. Если за рубежом более популярно выбирать узкое направление, скажем, лечение мочекаменной болезни в урологии, то в России ценится широкий подход, когда врач должен разбираться в смежных областях (урология и гинекология, хирургия и рентгенология, дерматология и венерология и так далее). У широкого профилирования есть как свои плюсы — при нынешнем дефиците кадров в стране такой врач может закрыть сразу несколько потребностей лечебного заведения, так и минусы — специалисту не всегда удаётся глубоко проработать конкретную сферу, а значит и освоить важные для профессионального успеха навыки.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияВ диагностике рака молочной железы, например, самым эффективным признан мультимодальный подход. Он предполагает, что всестороннее обследование пациентки — маммографию, УЗИ, МРТ и при необходимости биопсию, проводит один врач, узко специализирующийся на молочной железе. Это снижает асимметрию информации между разными врачами и повышает точность диагностики.
Наталья Пестова, директор по продуктам компании «Третье Мнение»

Но у узких специалистов тоже есть свои «боли».

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияВ бесплатной медицине действительно нужны в основном универсалы — те, кто «прикроет». В частных клиниках наблюдается другая ситуация, но, подчеркну, не везде. Всё больше появляется врачей, которые борются за свою репутацию, они чаще уходят в узкую направленность, чтобы стать суперспециалистом в своей области. Другой вопрос, если ты «заузился», найти работу сложнее. Многие рентгенологи приходят на учёбу, они влюбляются в маммографию, им очень интересно, но найти работу, специализируясь на одних молочных железах, им очень сложно.
Мария Трофимова, врач онколог-маммолог в клинике Hadassah, автор и основатель школы маммологической визуализации MammoVision

Плюс — в медицине, как и в любой другой сфере, можно выгореть. Учитывая объём работы и сложности, с которыми порой сталкиваются медицинские работники при взаимодействии с разными пациентами, специалисты задаются вопросом: а что дальше? И здесь опять же помогает skill-based с его возможностью переучиться и сменить вектор. Есть разные варианты. Например, получить первичную переподготовку или пойти ещё дальше. Кого-то в стремлении меняться и менять свою жизнь, что отрадно, поддерживают работодатели.

Skill-based в медицине: когда стаж не имеет значенияВ медицине важна практика. Сейчас очень много курсов, и нужно понимать, на какие отправлять своих сотрудников. Нам же нужна не просто «корочка», а чтобы человек получил те навыки и компетенции, которые нам нужны. Для этого и создаются собственные центры обучения, чтобы была гарантия, что людей научат тому, что сегодня нужно. Я вижу, как много вопросов задают медицинские сестры: они спрашивают, что можно почитать, у кого поучиться, изучают иностранную литературу в оригинале. Люди вступают в профессиональные сообщества, чтобы получить больше информации и не остаться один на один со своей проблемой на рабочих местах. Это очень ценно.
Раксана Бацманова, руководитель сестринского департамента Европейского медицинского центра в Орловском переулке, медицинская сестра NASA, руководитель секции медицинских сестер Международного конгресса АСТАОР

Даже у тех, кто в детстве мечтал стал врачом, а в итоге получил диплом, скажем, юриста или экономиста, есть возможность приблизить мечту. С развитием интернета отрасль медицины становится ближе. Есть примеры, когда работодатели, понимая задачи бизнеса, помогают нужным им специалистам освоить околомедицинские специальности (медицинский журналист, проджект- и продакт-менеджер, Data Scientist в медицине и так далее) без многолетнего обучения в вузе. Главное, как показывает skill-based-подход, — желание и практика.

К другим статьям