МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемы

Цифровая экосистема МТС бережет атмосферу стартапа: открытость, влияние каждого сотрудника на продукт и возможность быстро увидеть результаты своей работы. А еще здесь можно быстро развиваться, занимаясь сложными задачами на современном технологическом стеке.

МТС — экосистема цифровых сервисов и телеком-оператор. Около 8 000 специалистов ИТ-команды занимаются решениями в области Big Data, облачных сервисов, IoT, AI и кибербезопасности и развивают десятки цифровых проектов. Как работается в компании, расскажут сотрудники двух из них:

  • KION — сервиса для просмотра ТВ, сериалов и фильмов на любых девайсах;
  • МТС Travel — сервиса бронирования отелей по России и за рубежом.

Баланс лучшего

Даже самые крупные цифровые проекты МТС похожи на стартап принципами работы команд: открытостью, значимостью каждой роли, влиянием сотрудников на продукт, возможностью предлагать изменения и ориентацией на результат (меньше встреч — больше дела).

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыПроцессы в командах не забетонированы, у нас нет правила «делать как сказано». Команды и руководители открыты к идеям по развитию и улучшению процессов, избавлению от устаревших решений. В таких условиях складывается классная среда — ощущение динамики, творческой энергии и горящих глаз, когда все люди в команде хотят сделать классно.
Екатерина Бахолдина, project manager, МТС Travel

 

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыКоманда сама выбирает инструменты для реализации продуктовых целей, сильно влияет на развитие продукта. Скажем, стек МТС Travel был определен именно совместными решениями продуктовой команды.
Алексей Копейчик, СТО направления Media, МТС Travel

При этом МТС интереснее многих стартапов. Это одна из крупнейших диджитал-, медиа- и телеком-компаний в России, и при всей гибкости проекты здесь неизмеримо крупнее: каждый сотрудник работает над продуктом, которым пользуются миллионы. А еще большая компания гарантирует людям стабильность. «Стартап, в котором ты крепко стоишь на ногах» — так называет компанию Алексей Копейчик.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемы

Задачи ИТ-команды

Задачи отличаются от продукта к продукту, но их объединяют общие факторы, например: работа с большими масштабами и высокой нагрузкой системы, значительный личный вклад и возможность сразу видеть результат своих действий на проде.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыВ крупной технологической компании много возможностей: поработать с большими данными и высоконагруженными системами (7,6 млн пользователей) и на своем опыте изучить соответствующие решения. Например, «тыкву» — так мы назвали геораспределенный многоуровневый кэш. Фронтенд персонализируется на основе данных о пользователе. Но, если вдруг бэк почему-то их не отдает, фронт берет информацию из заранее сохраненного кэша. В ситуации, когда может не ответить нужный кластер или дата-центр в Москве, есть выход: изолированная копия кэша в другом региональном кластере. Да, в этом случае не будет персонализации, зато пользователь даже не успеет заметить, что что-то пошло не так. Другой пример: скалирование на несколько подов, реализованное через Kubernetes-архитектуру: когда нагрузка растет, количество версий приложения увеличивается, и мы держим нагрузку.
Нам, людям, которые создают продукт своими руками, важно видеть результаты труда. В МТС мы разрабатываем B2C-продукт и видим свои релизы: сделали новый фильтр, улучшили витрину — это сразу отражается на платформе, в оценках сторов, в продуктовых метриках. Притом у нас низкий time to market, и цикл «задача — работа — результат» очень динамичный.
Алексей Горшков, tech lead, KION (МТС Медиа)

 

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыПро низкий TTM — это точно. Наш рекорд — релиз фичи от идеи до прода за 2,5 часа. Так мы сделали фичу для срочной акции: проморолик, который пользователь видел при определенных условиях перехода из поиска.
Алексей Жиряков, tech lead, KION (МТС Медиа)

 

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыОбычно я занимаюсь автоматизацией, внедрением новых фич, ETL-процессами. Из недавнего: модернизировали парсер подписчиков для проброса в ClickHouse, добавляли в лог мониторинга проверку количества ответов свыше N мс, фильтр и т.д.
Самые интересные и сложные задачи — внедрение чего-то нового. Скажем, при создании геймификации в KION нужно было продумать схему хранения данных, создать DAG для выгрузки и агрегации данных пользователей по событиям и ручку для получения этих данных клиентами. Было непросто, но мы побрейнштормили, протестировали варианты и справились.
Анастасия Еременко, middle developer (backend), KION

 

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыОдна из самых интересных моих задач — разработка микросервиса для определения геолокации пользователя по IP-адресу и связанных с ней фич в продукте. Сложно было организовать хранение большого объема геоданных так, чтобы быстро получать искомые значения при высокой нагруженности сервиса. В итоге придумали структуру данных с несколькими таблицами в MongoDB, благодаря которым для определения города пользователя необходимо выполнить всего один быстрый запрос.
Геннадий Осипов, senior developer (backend), KION
МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемы

Актуальный стек и никакого легаси

Технологический стек тоже зависит от конкретного продукта, но в целом по МТС он актуальный. Например, в основе стека МТС Travel — Go и Next.js, а KION — Java, Kotlin, Angular, Go и Python.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыМы пишем бэк на Python, и я считаю это преимуществом. Последние версии Python позволяют легко и быстро строить сложные надежные приложения. В остальном у нас классический современный стек: FastAPI, Kafka, MongoDB и немного PostgreSQL, Redis и т.д.
Алексей Жиряков, tech lead, KION (МТС Медиа)

Стек динамический: если для новой фичи нужна новая технология, которая используется и в других командах, — она внедряется. Например, В МТС переход на свежую, более производительную версию Python выполняется вскоре после его выхода.

Еще один плюс — актуальная кодовая база. KION запустили в 2021 году, Travel — в 2022-м, поэтому устаревшего кода практически нет. «Да и в целом у нас не принято хранить легаси, — говорит Алексей Горшков. — Мы переписываем устаревший код с использованием новых технологий, чтобы его было проще поддерживать и модицифировать».

Рабочие процессы

Рабочие процессы хорошо отлажены и выстроены по гибким методологиям. Например, у команды Алексея Горшкова это классический скрам, а команда Алексея Жирякова предпочитает канбан. Общие принципы — свобода решений, качество кода и продуктовое мышление.

Каждую новую бизнес-задачу команда оценивает не только с технической стороны, но и по критерию «для чего это делается». Когда понятно, в чем именно нуждается бизнес, команда может предложить идеи, технические улучшения и быстрее достичь результата. Системному аналитику выделяется время на хорошую проработку документации — это облегчает жизнь всей команде. Написанный код проходит код-ревью, покрывается автотестами и ручным тестированием.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыГотовые задачи ложатся в общий бэклог. Каждый берет самую приоритетную из тех, что способен выполнить. Причем можно взять задачку по основному профилю, а можно — по работе с большими данными, с Kafka и т.д. Это помогает разнообразить рабочий процесс и прокачать другие навыки, так что скучать некогда.
Алексей Жиряков, tech lead, KION (МТС Медиа)

На всех этапах разработки участники продуктовой команды могут предлагать свои идеи и проверять гипотезы. В реализации крупных фич участвует продакт, а небольшие — команда тестирует и запускает сама, без лишних согласований. Само собой, в такую команду хорошо вливаются сотрудники, у которых компетенции сочетаются с ответственностью, проактивностью и продуктовым мышлением.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыГотовность идти до конца не потому, что так сказали, а потому, что ты сам хочешь сделать максимально хорошо — это и есть продуктовое мышление. Оно помогает нам проходить через все сложности и релизить классные продукты.
Екатерина Бахолдина, project manager, МТС Travel

В компании сложилась культура активной и прозрачной коммуникации: проходят собрания с топ-менеджерами, регулярные очные встречи с руководителями. Общению по техническим вопросам помогают гильдии (Java, Kotlin, QA, архитекторов, DevOps и др.), которые проводят профильные воркшопы и встречи. Но главное — туда можно в любой момент прийти с вопросом и получить помощь по сложной задаче.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемы

Все пути открыты

В МТС можно очень быстро расти и в профессиональном, и в карьерном плане. Главное — большое желание развиваться. Тогда возможно все: например, за полгода вырасти из джуна-разработчика до мидл-специалиста, а Алексей Копейчик за год прошел от тимлида до CTO направления.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыЧтобы быстро расти, желательно не только хорошо выполнять поставленные задачи, но и смотреть за пределы своей области. К примеру, ты хочешь стать лидом. Почему бы не попросить своего тимлида передать тебе часть обязанностей, чтобы примерить роль? Еще можно поговорить с ним о том, к какой цели хочешь прийти и как это сделать. В этом не откажет ни тимлид, ни вышестоящие менеджеры.
Алексей Копейчик, СТО направления Media, МТС Travel

Горизонтальные переходы тоже возможны — экосистемность открывает широкий выбор продуктов и сервисов, к команде которых можно присоединиться. Если сотруднику интересно поработать над другим продуктом, он может обратиться к специальному менеджеру по ротации. Тот поможет найти вакансию в нужной команде и бесшовно пройти процесс перемещения.

Определившись с целями на будущее, сотрудник вместе с руководителем может составить индивидуальный план развития. Например, включить в него получение необходимых навыков в корпоративном университете МТС и на внешних курсах. Или участвовать в конференциях: как в отраслевых, так и профильных.

Работать — комфортно

Сотрудники МТС выбирают комфортный для себя формат работы: несколько дней в неделю трудятся удаленно, оставшуюся часть — в офисе, так как гибридный график самый популярный. У компании несколько офисных пространств в Москве и множество — в регионах.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемыМы внимательно относимся к балансу работы и жизни. Чтобы предотвратить выгорание, у нас под запретом сообщения в нерабочее время. Каждый член нашей команды очень важен, и мы создаем условия, чтобы хорошо работать и хорошо отдыхать, не думая о работе.
Алексей Жиряков, Tech Lead, KION (МТС Медиа)

С первого же месяца работы сотрудникам доступен ДМС со стоматологией и страхованием жизни. Соцпакет включает поддержку спортивных программ, корпоративные скидки, служебную мобильную связь, матпомощь в сложных жизненных обстоятельствах и другое. Есть программа поддержки well-being с консультациями юристов, экспертов по финансам и ЗОЖ, а также психологов (Добросервис).

В свободное время в офисах играют в настолки, проходят квизы, устраивают тематические вечеринки, на выездных мероприятиях для сотрудников еще интереснее.

Присоединяйтесь!

МТС — это возможности для роста, амбициозные задачи и проекты, где можно реализовать свой потенциал, и отзывчивая дружная команда. Это влияние на продукт и отслеживание результата своей работы на проде, где им пользуются миллионы клиентов. Это опыт работы со сложными высоконагруженными системами и современный стек технологий. Это стабильность, масштаб и ресурсы огромной цифровой экосистемы с атмосферой стартапа в каждом отдельном продукте.

Чтобы развивать существующие сервисы и запускать новые, в МТС открыто до 600 ИТ-вакансий одновременно: для разработчиков, аналитиков, DevOps, QA, UX/UI, продакт- и проджект-менеджеров. Одна из них — точно ваша.

МТС: взять лучшее от стартапа и экосистемы