Дар или проклятие: всё о работниках-перфекционистах
Распознать перфекциониста
Самое главное — осознать, что перфекционизм — это не способ привлечь к себе внимание или выделиться. Это психотип, который формируется у человека с детства, когда ребёнку различными способами внушают, что он должен держать самую высокую планку, чтобы доказать собственную значимость. Иначе это можно назвать синдромом отличника. Он закладывается на этапе общения с родителями или другими значимыми взрослыми и, как правило, остаётся частью личности и в зрелом возрасте. Такие люди растут и живут с установкой: всё или ничего. Логично, что и в работе они будут ориентироваться на такие ценности.
Если у вас в команде есть такие подчинённые, вы, вероятнее всего, понимаете особенности взаимодействия. Но как быть, если вы только нанимаете человека на работу и хотите знать заранее, есть ли у него предрасположенность к перфекционизму. Психолог и эмоционально-образный терапевт Евгения говорит, что понять это можно уже при первом разговоре. Она дала несколько советов:
Скорее всего, человеку будет сложно это сделать, потому что перфекционисты склонны обесценивать свой успех. Они мыслят так: ну да, это было, но это не то, чем стоит гордиться, и всё это недостаточно хорошо. На этом этапе руководитель уже может понять, что перед ним перфекционист, который списывает со счетов весь свой хороший опыт.
Перфекционисты обычно стараются просчитать всё наперёд, всё контролировать. Они пытаются охватить большой объём заданий разом, в то время как стоило бы, наоборот, разложить его на небольшие выполнимые задачи. Существует такое выражение «есть слона по частям» — для тревожных сотрудников со строгим внутренним взрослым это лучшая схема работы.
Люди, склонные к перфекционизму, часто употребляют слова по типу «должен, обязан». Возникает ощущение какого-то контролёра, который над ними стоит. Советую послушать, как человек рассказывает про себя, и тогда можно уловить в нём эту тонкость.
Когда человек приходит на руководящую должность, ему может быть трудно поручать или перепоручать что-то другим. Ему сложно довериться людям, все кажутся недостаточно надёжными. Проявляется такое явное желание держать всё в своих руках. Задав вопрос о делегировании, вы поймёте, насколько легко человеку выстраивать отношения в коллективе. Важно понять это на берегу, ведь, если потом руководитель будет всю работу отдела тащить на себе, он начнёт «задыхаться», а его подчинённые не научатся правильно выполнять свои обязанности.
Почему сотрудник-перфекционист — это всё же хорошо?
Люди с таким складом характера ответственнее относятся к работе и ставят её в приоритет. Именно гиперответственность делает из них щепетильных исполнителей, которые не упустят ни одной детали. Они не станут отвлекаться на личные дела в рабочее время или задерживаться на кофе-брейке дольше положенного времени, не будут тратить драгоценные часы на смол-толки с коллегами, а лучше подольше посидят над проектом.
А что ещё можно оценить по достоинству, приняв на работу бескомпромиссного идеалиста?
• Его мастерство. Можно не сомневаться, что перфекционисты — неслучайные люди в профессии. Как правило, они изучили её досконально и могут считаться гуру в своём деле. Может быть, они и не хотели бы так глубоко погружаться, но иначе не умеют. По большому счёту таким можно поручить дело и не вмешиваться в процесс до самого финала — они будут только рады. А результат вас с большой вероятностью не разочарует.
• Его работоспособность. Эти ребята не будут жаловаться на усталость, отсутствие вдохновения или неподходящую атмосферу для работы. Они выносливы и упорны, поэтому готовы отдать работе столько сил и времени, сколько нужно. И даже больше. Перфекционисты пойдут до конца, какие бы факторы ни мешали им.
• Его усидчивость и терпение. Для сотрудников этого типа нет понятия «сделать по-быстренькому». Они не экономят на времени и не закроют какой бы то ни было файл, пока не проверят его от точки до точки. Точно так же для них не существует и мелочей — каждый пункт в работе важен и достоин пристального внимания.
Перфекционисты не признают лёгких путей и всегда выкладываются на полную, выполняя задачу от А до Я самостоятельно, какой бы они ни была.
• Его потребность постоянно развиваться. Мало того что перфекционисты постоянно ставят под сомнение качество своей работы, доводя его до высшей степени безупречности, они ещё непреклонно уверены, что знают недостаточно. Эта неуспокоенность и жажда новой информации держат их в тонусе, заставляя изучать профессиональную литературу, проходить профильные курсы и получать дополнительное образование другими способами.
• Качество его работы. Пожалуй, главное, что может вас привлечь в таком кандидате или сотруднике. Справедливо заметить, что всё, упомянутое выше, делается как раз ради этого финального аккорда.
Что может пойти не так?
Так или иначе, перфекционизм всё же невротическое состояние и характерно для людей с повышенной тревожностью и зацикленностью на контроле. Это не очень хорошая новость для работодателей, так как, кроме явных преимуществ таких сотрудников, придётся столкнуться с их своеобразными качествами.
Очевидно, перфекционисты редко бывают довольны результатом своих усилий. А если и бывают, то с оговорками и замечаниями в духе «Если бы времени было больше и я бы ещё немного постарался, тогда вышло бы точно на 5+». Со временем всех это может начать раздражать. Тем более если нужен быстрый итог и придираться к микроскопическим недостаткам времени нет. Парадокс тут вот в чём: даже если вы искренне высоко оцените работу сотрудника, идеалисту с нотками маниакальности этого будет недостаточно.
Плохо и то, что сам сотрудник никак не может ощутить удовлетворённость, радость и облегчение от проделанного труда. Нет чувства завершённости, а значит, есть риск перегореть и скатиться в профессиональный кризис.
Чего ещё стоит опасаться, работая с перфекционистом в команде или нанимая его?
Они часто боятся браться за новые проекты и направления в работе. Да, с одной стороны, эти люди постоянно оттачивают свои навыки и набираются знаний, а с другой стороны, не решаются применить это. Потому что не любят рисковать и хотят делать только то, в чём набили руку. А если они не отказываются от незнакомой задачи, то прокрастинируют столько, сколько могут. Перфекционисты опасаются, что не получится с первого раза, поэтому не хотят даже начинать.
Они готовы перечеркнуть всю работу из-за неточности, которую видят только они сами. Их непримиримость не позволяет сдать такую работу «с браком» начальству. И неважно, что придётся убить ещё целый день на исправление. Хорошо, если на это есть время. А если сроки поджимают?
Я также занимаюсь компьютерной графикой. Очень много случаев было, когда я замечал микроскопические дефекты в конечном результате и внутренний перфекционист говорил мне немедленно откатывать проект на несколько шагов назад и переделывать, ради пары «съехавших» пикселей, которые никто и никогда не заметил бы. Потраченного времени всё же жалко в таких случаях, особенно если это всего лишь разовый проект, который будет актуален всего полдня, а твои старания посчитали излишними. Но иначе я не умею.
Николай, системный администратор, программист
Перфекционистам нужна похвала. Много и часто. Не из тщеславия, а скорее для того, чтобы заглушить внутреннего критика, который твердит, что человек мало старался и выложился не на все сто. Есть тут что-то и от синдрома самозванца, когда собственный успех кажется случайностью. Если хотите держать таких подчинённых в тонусе, «эмоциональные поглаживания» придётся выдавать часто.
Отойти от принципов для них не проблема. Перфекционисты твёрдо верят в стандарты качества и не признают компромиссов в этом вопросе. Это настолько важно, что они могут уволиться из компании, если её руководство не разделяет такой подход и готово на полумеры, лишь бы оставаться на рынке и не терять потребителя.
Они не любят работать в режиме форс-мажоров или ограниченного времени. Жаждущие идеальности во всём люди не терпят спешки и суеты. Они привыкли следовать поговорке про «семь раз отмерь» и принимать взвешенные решения. Прежде чем приступать к проекту или даже небольшой задаче, они прикинут все возможные перспективы и оценят потенциальные последствия своих шагов. Вот тогда и можно что-то предпринимать. Но такая размеренность в некоторых сферах — роскошь. Иногда делать выбор и работать приходится в режиме гонки, и тут перфекционисты могут буквально застыть на месте — в страхе неверно поступить.
Эти сотрудники с трудом воспринимают критику. Они, хотя и часто сомневаются сами в себе, к замечаниям со стороны относятся весьма болезненно. Во-первых, потому что в глубине души всё же верят в свою экспертность, во-вторых, они предпочитают замечать ошибки самостоятельно и тут же их исправлять. А уронить свою эталонность в глазах работодателя или коллег — близко к трагедии.
Жить с перфекционистом и не тужить
Всё вышесказанное не означает, что таких сотрудников надо бояться как огня и отказывать им в работе. Все мы обладаем своим психотипом, складом характера и прочно проросшими в нас паттернами. Самое лучшее, что вы можете сделать, — понять и принять это как факт. А чтобы работа с подчинёнными-идеалистами была продуктивной, Евгения, психолог и эмоционально-образный терапевт, даёт почти пошаговую инструкцию:
Ставьте перед перфекционистами досягаемые цели и задачи с учётом реально выполнимых критериев. Чтобы сотрудник точно понимал, что нужно делать и по каким пунктам результат будет засчитываться как хороший. Это избавит их от тревоги и сомнений, точно ли всё в порядке, получилось ли у них выполнить ваше поручение.
Обязательно обозначайте промежуточные сроки работы. Некоторые особенно придирчивые к себе сотрудники могут всё же не укладываться в график — им кажется, что всё нужно делать безукоризненно, поэтому итог работы для них никак не наступает. Нужно помочь им завершать начатое и обозначать точки проверки работы.
Следите, чтобы в течение рабочего дня человек не забывал отдыхать и брать небольшие тайм-ауты. Они могут забывать об этом или сознательно игнорировать перерывы, стараясь использовать всё возможное время для дела.
Если критикуете, это должно быть конструктивно. А ещё важно отмечать успехи, указывая на конкретные удачные решения сотрудника в проекте. Не перехваливать из позиции поощряющего взрослого или родителя, а подчёркивать хорошие ходы объективно и заслуженно.
Как видите, перфекционист в команде — это не награда и не приговор, а просто ещё один сотрудник, равный другим. Да, к нему всё же необходим персональный подход. Но смысл в том, что в эпоху осознанности и открытости работодателей такое отношение нужно любому человеку, который работает в вашей компании. Это часть новой этики, где главной ценностью бизнеса становятся люди. И если сейчас ваша задачка на усложнение — это перфекционист в коллективе, используйте это как возможность прокачать свои сильные управленческие и коммуникативные стороны.
↩ К другим статьям