Прямые работодатели против кадровых агентств
Исследование подготовлено на основе анализа 1 407 726 вакансий, размещенных на сайтах hh.ru, rabota.mail.ru и career.ru в 2008 – 2011 гг., и онлайн-опроса, проведенного в период с 21 по 28 ноября 2011 г. (количество опрошенных составило 10 195 человек) Основные выводы:1. Прямые работодатели размещают вакансии активнее, чем кадровые агентства. По итогам 3 квартала 2011 года количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 53% выше, чем в 1 квартале 2008 года. А вот вакансий, которые были размещены кадровыми агентствами, оказалось на 28% меньше по сравнению с аналогичным периодом. 2. Последние три года на рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами. На их долю в 3 квартале 2011 года пришлось 9%, тогда как в 1 квартале 2008 года — 18%. 3. Уровень предлагаемых зарплат в вакансиях, которые размещают кадровые агентства, во всех проф.сферах выше, чем в вакансиях, размещенных прямыми работодателями. Это является следствием того, что через агентства чаще ищут более опытных и, как следствие, более высокооплачиваемых специалистов. 4. Наибольшее различие в предлагаемых зарплатах отмечается в сфере «Банки/Инвестиции/Лизинг». В среднем зарплаты в вакансиях от кадровых агентств в этой области в 1,5 раза выше, чем зарплаты, которые встречаются в вакансиях от прямых работодателей. 5. Наименьшее различие в зарплатах наблюдается в сфере «Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты»: уровень предлагаемых кадровыми агентствами зарплат всего на 6% выше, чем заявляемый прямыми работодателями. 6. Самым популярным кадровым агентством по количеству вакансий является «Кадровый центр ЮНИТИ» (8% всех размещенных кадровыми агентствами вакансий). 7. Среди тех, кто когда-либо искал работу самостоятельно, 57% отметили, что откликаются на вакансии, которые размещает только прямой работодатель на специальных работных сайтах. На вакансии только от кадрового агентства откликаются всего 8% опрошенных. 8. Основными недостатками вакансий, которые размещают кадровые агентства, являются отсутствие информации о непосредственном работодателе (64%) и слишком длинная цепочка взаимодействия с кадровым агентством (49%). 9. Среди недостатков вакансий, которые размещают только прямые работодатели, 32% опрошенных отметили небольшое количество размещенных вакансий. Динамика вакансий на рынке трудаПрямые работодатели размещают вакансии гораздо активнее, нежели кадровые агентства. Об этом говорит динамика роста: по итогам 3 квартала 2011 года количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 53% больше, чем в 1 квартале 2008 года. А вот вакансии, которые были размещены кадровыми агентствами, за тот же период показали отрицательную динамику – падение составило 28%. Стоит отметить, что количество вакансий, размещенных кадровыми агентствами, на протяжении последних трех лет ниже, чем в 1 квартале 2008 года. В то же время спрос со стороны прямых работодателей превысил докризисный уровень более года назад, во 2 квартале 2010 года. Наибольший «провал» количества вакансий, которые разместили прямые работодатели, был отмечен в 1 квартале 2009 года, когда спрос упал вдвое. Падение вакансий от кадровых агентств было более глубоким — на 72% во 2 квартале 2009 года. Если сравнивать динамику вакансий для прямых работодателей в Москве и Санкт-Петербурге, то в целом она очень схожа. До 1 квартала 2009 года количество вакансий в Санкт-Петербурге прирастало немного быстрее, чем в Москве. Начиная со 2 квартала 2009 года наблюдалась обратная ситуация. В случае с вакансиями от кадровых агентств также отмечается схожая динамика по Москве и Санкт-Петербургу, но при этом в Северной столице динамика выше, и в отличие от Москвы она была положительной до 4 квартала 2008 года. Структура вакансий на рынке трудаНа долю вакансий, которые размещают кадровые агентства, в 3 квартале 2011 года приходилось всего 9%, а на долю вакансий от прямых работодателей – соответственно 91%. В 1 квартале 2008 года доля вакансий от кадровых агентств составляла 18%. Таким образом, последние три года на рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами, вакансиями, которые предлагают прямые работодатели. Структура вакансий по сферам деятельности и у прямых работодателей, и у кадровых агентств схожая. На первом месте по количеству стоит сфера «Продажи» — на нее пришлось по 16% всех вакансий и у тех, и у других. На втором месте — «Информационные технологии/Телекоммуникации» (15% у прямых работодателей и 13% у кадровых агентств). На третьем месте в структуре вакансий среди прямых работодателей — «Административный персонал» (8%), а среди вакансий для кадровых агентств — «Бухгалтерия/Финансы предприятия» (9%). Самые малочисленные сферы — «Некоммерческие организации», «Добыча сырья», «Домашний персонал», «Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты» и «Наука/Образование» — не более 1%.
Если рассматривать структуру вакансий в разрезе одной проф.области, то можно сказать, что кадровые агентства склонны размещать вакансии в таких сферах, как «Добыча сырья» (41% всех вакансий), «Высший менеджмент» (34%) и «Медицина/Фармацевтика» (25%). В структуре размещенных вакансий по опыту работы кадровые агентства имеют больший вес среди вакансий с опытом более 6 лет — на них приходится почти четверть от общего количества. Прямые работодатели чаще склонны искать сотрудников с небольшим опытом работы. Можно сделать вывод, что кадровые агентства ориентированы больше на поиск людей на руководящие должности с уже наработанной базой навыков и знаний. Но при этом во всех категориях по опыту работы все равно доминируют вакансии прямых работодателей. В структуре вакансий по типу занятости практически во всех категориях большинство вакансий размещают прямые работодатели. Кадровые агентства наиболее активны в размещении вакансий с полной занятостью и проектной/временной работой (по 12% от общего количества вакансий в каждой группе), менее активны — в размещении вакансий с частичной занятостью и стажировками (не более 5%). Различия в зарплате и ее прозрачность в профессиональных сферахУровень зарплат в вакансиях, которые размещают кадровые агентства, во всех проф.сферах выше, чем в вакансиях, размещенных прямыми работодателями. Наибольшее различие отмечается в сфере «Банки/Инвестиции/Лизинг». В среднем зарплаты в вакансиях от кадровых агентств здесь в 1,5 раза выше, чем зарплаты, которые встречаются в вакансиях от прямых работодателей. Зарплаты в сфере «Юристы» у кадровых агентств в 1,3 раза выше, чем у вакансий, которые размещают прямые работодатели. Наименьшее различие — в сфере «Спортивные клубы/Фитнес/Салон красоты»: уровень предлагаемых кадровыми агентствами зарплат всего на 6% выше заявленного у прямых работодателей. Самая прозрачная профсфера с точки зрения указанных зарплат в вакансиях кадровых агентств — «Туризм/Гостиницы/Рестораны» (в 78% всех вакансий указана заработная плата), а непрозрачная — «Добыча сырья» (лишь в каждой третьей вакансии указана предлагаемая зарплата). «Рабочий персонал» — наиболее прозрачная сфера в вакансиях, которые размещают прямые работодатели (84%), а «Высший менеджмент» — непрозрачная (27%).
Различия в зарплате и ее прозрачность на примере различных позицийЕсли рассматривать уровень предлагаемых зарплат на примере популярных позиций, то на позицию «Бухгалтер» в вакансиях кадровых агентств предлагаемая зарплата на 67% выше, чем в вакансиях от прямых работодателей, на позицию «Маркетолог» — на 62% выше, на позицию «Менеджер по персоналу» — на 59%, на позицию «Менеджер по продажам» — на 40%, а вот на позицию «Программист С++» — всего на 14%. В 82% всех вакансий «Менеджера по продажам», размещенных прямым работодателем, указана заработная плата. Среди вакансий, которые разместили кадровые агентства, самой прозрачной оказалась позиция «Программист С++». Самой непрозрачной оказалась позиция «Маркетолог». Топ-20 кадровых агентствНа топ-20 кадровых агентств приходится 55% всех размещенных вакансий на сайте hh.ru за период с 1 января по 24 октября 2011 г. Лидером среди них стал «Кадровый центр ЮНИТИ» (8,1% всех вакансий, размещенных кадровыми агентствами), на втором месте кадровый холдинг АНКОР (7,1%), на третьем – Kelly Services (5,3%). Прямые работодатели и кадровые агентства глазами соискателейСогласно данным онлайн-опроса, проведенного компанией Headhunter в период с 21 по 28 ноября 2011 г., 97% опрошенных когда-либо искали работу самостоятельно. Среди тех, кто когда-либо искал работу самостоятельно, 57% отметили, что откликаются на вакансии, которые размещает только прямой работодатель на специальных работных сайтах. На вакансии исключительно от кадровых агентств откликаются всего 8% опрошенных. Также популярным источником поиска работы оказались родственники, знакомые, друзья (46%) и непосредственно сайты компаний (45%). Основными недостатками вакансий, которые размещают кадровые агентства, являются отсутствие информации о непосредственном работодателе (64%) и слишком длинная цепочка взаимодействия с кадровым агентством (49%). Также соискатели отмечают, что им не нравится зачастую ошибочная оценка кандидата кадровым агентством (47%) и нечеткое описание вакансии (44%). Отсутствие недостатков вакансий от кадровых агентств отметили всего 3% опрошенных. Среди недостатков вакансий, которые размещают только прямые работодатели, 32% опрошенных отметили небольшое количество размещенных вакансий. По мнению 24% респондентов, недостатков у таких вакансий нет.
|
Tweet |
|
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:
Tweet |