Статьи

«Принцип светофора»: как оценить, стоит ли откликаться на вакансию?

Драгоценное время поиска работы не хочется тратить на заведомо бесперспективные попытки — когда информация в вакансии искажена или вакансию разместили, не приняв окончательного решения об открытии позиции (просто исследуют рынок), либо когда в компании не определились с портретом кандидата, которого хотят найти. Существуют стоп-сигналы, которые позволяют вычислять подобные предложения.
Ирина Хоменко
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

Инна полтора месяца вела диалог с маркетинговым агентством по поводу вакансии финансового директора. Пять интервью, большое тестовое задание и проверка рекомендаций. Итог — отказ. «Мы приняли решение не торопиться с открытием позиции, давайте вернемся к обсуждению осенью этого года».

Сергей вышел на новую работу, казавшуюся интересной по описанию в вакансии, а вечером того же дня уволился. Причины — нет никаких инструкций и регламентов, ненормативная лексика на совещании, жалобы клиентов.

Елена думала, что устраивается в стабильную серьезную компанию, но в первый месяц работы выяснилось, что бизнес находится на грани банкротства, есть перебои с выплатой зарплаты, будущее туманно, старые сотрудники бегут, новички тоже не задерживаются.

Можно ли избежать подобных ситуаций еще на стадии знакомства с вакансией? Конечно, предсказать со стопроцентной вероятностью, что вас ждет у того или иного работодателя, невозможно, но некоторые тревожные признаки помогут минимизировать риск потери времени на бесперспективный отклик.

Список ожиданий и оценка предложения

Наталья Дубинникова, основатель и генеральный директор в кадровом агентстве Favourite Partners, рекомендует подходить осознанно и тщательно к поиску нового места работы, чтобы не разочароваться в первые же дни.

«Определитесь, какую работу вы хотите, — советует Наталья. — Имеются в виду не только суть работы, но и коллектив, корпоративная культура, в которую вы попадете. Опишите для себя идеальное место работы: задачи, тип руководителя, коллектив. Напишите, что вы категорически не приемлете: например, серая зарплата, жесткий график работы. Может быть, вы категорически против курящего босса, потому что у вас аллергия на табак, или вы не можете работать в коллективе с авторитарным стилем управления и формальным отношением друг к другу. Сравните вакансии, которые вы находите, с вашим «черным списком». Если будете отсекать то, что по большему количеству принципиально важных для вас пунктов не подходит, значительно сэкономите время».

Как проверить работодателя на наличие неподходящих вам признаков, если в вакансии пишут далеко не про всё, что имеет значение? Поищите информацию о компании в других источниках, посмотрите отзывы сотрудников. Такая проверка позволяет отсечь не только предложения, которые не подходят лично вам, но и в целом неблагонадежных работодателей. Времени эта проверка занимает немного, а вот сэкономить поможет и время, и нервы.

Как самостоятельно проверить благонадежность работодателя

  1. Проверьте отзывы о компании от ее сотрудников, а также клиентов. Наличие негативных отзывов — само по себе нормальное явление, не бывает идеальных мест работы, которые устраивают абсолютно всех. Важно количество негативных отзывов и то, насколько они конструктивные. Если речь идет о довольно крупной компании, обращайте внимание на то, в каком подразделении работал человек, написавший отзыв. Возможно, недостатки, о которых он упомянул, — проблема одного отдела и департамента.
  2. Проверьте в своих социальных сетях, нет ли у вас друзей и знакомых из этой компании. Что они могут сказать о ней?
  3. Если название компании не на слуху, постарайтесь узнать, сколько лет она на рынке и какая у нее репутация. Для начала проверьте компанию по ЕГРЮЛ — это делается бесплатно, за пару минут, достаточно знать официальное наименование или ИНН, ОГРН — что-то одно. На hh.ru всех работодателей, когда они регистрируются на сайте, проверяет внутренняя служба. Но, если вакансия попалась вам где-то в социальных сетях, мессенджерах и других непроверенных источниках, будет совсем не лишним удостовериться в реальности существования потенциального работодателя. И «пробейте» компанию по интернету, просто указав ее наименование в поисковике, — что о ней писали за последние год-три?
  4. Проверьте на сайте Государственной трудовой инспекции вашего региона, нет ли этой компании в списке недобросовестных работодателей — туда включают тех, кто допускает долги по зарплате. Вот, например, списки недобросовестных работодателей по Москве и по Санкт-Петербургу. А в Картотеке арбитражных дел можно проверить по наименованию компании, ее ИНН или ОГРН, какие у нее были судебные споры в арбитражных судах. Трудовые споры с работниками сюда не попадают, но можно увидеть споры компании с трудовой инспекцией.

Что касается текста самой вакансии, то прежде всего обратите внимание, насколько полно она описана. Задачи, требования, информация об условиях работы — всё это изложено четко и подробно? Туманные, слишком обобщенные и краткие описания — плохой признак.

Сравните предлагаемые условия с тем, что предлагают в среднем по рынку. Сказочно прекрасные условия зачастую обещают мошенники.

Присмотритесь, нет ли в вакансии типичных признаков недобросовестного предложения.

Стоп-сигналы в вакансии: «красный свет»

Эти признаки с высокой долей вероятности сигнализируют, что с вакансией что-то серьезно не так:

  1. Неадекватно привлекательные условия для стандартной позиции. Например: личный помощник, без опыта, свободный график, зарплата от 300 000 рулей. За такими анонсами прячутся сетевые компании, пирамиды и прочие места «сравнительно честных способов отъема денег у населения».
  2. В описании уровня дохода присутствует фраза «бонус без потолка» или указан слишком широкий диапазон премиальных выплат. Нередко за такими условиями прячется стремление компании сэкономить на зарплате сотрудников, с одной стороны, привлекая высокими бонусами, с другой — выставляя заведомо недостижимые планы (KPI).
  3. Много негативных отзывов о компании. Если часто пишут про одни и те же конкретные проблемы, упоминают похожие проявления пренебрежительного отношения к персоналу, а положительные отзывы никакой конкретики не содержат («Прекрасная компания! Отличный коллектив! Мое лучшее место работы»), то это серьезный повод насторожиться.
  4. В описании вакансий пропущен важный блок (например, нет внятного описания задач). Это означает, что вакансия подготовлена небрежно, второпях. Высок риск того, что будет хаос и в самих задачах, а процессы в компании неструктурированы.

Повод насторожиться: «желтый свет»

Заметили один из перечисленных ниже признаков? Значит, стоит разузнать о компании тщательнее, прежде чем откликаться на вакансию.

  1. Одним из требований к должности указана готовность к ненормированному рабочему дню, хотя характер работы этого не предполагает (должность не управленческая и не связана с услугами в условиях внезапных наплывов заказов). Переработками сейчас мало кого напугаешь, но важно понимать, в чем их причина, и четко отдавать себе отчет, готовы ли эти причины принять. Часто за предупреждением о ненормированном рабочем дне скрывается желание нанять одного сотрудника на функционал для двоих-троих. Другие возможные причины — хаос в рабочих процессах или «сложный» начальник, из-за которого вынуждены задерживаться все подчиненные. Если вы решили откликнуться на такую вакансию, ваша задача — постараться выяснить истинные причины во время общения с рекрутером.
  2. Требуется «супермен» или «многорукий многоног». Например, ищут управленца, но чтоб «работал руками» (скорее всего, окажется, что должность чисто номинально управленческая, а управлять на самом деле некем). Или из описания функционала ясно, что придется совмещать несколько участков работы. Возможно, у вас есть резон на это согласиться. Но постарайтесь смотреть в глаза реальности: как долго вы сможете выдержать такую нагрузку в ежедневном темпе? Предлагаемый уровень дохода перекрывает ваши неудобства?
  3. Вакансия привлекательная, но «висит» больше полугода, либо на протяжении длительного срока она то появляется, то снова исчезает. Причем ищут не какого-то уникально редкого специалиста (в таких ситуациях долгий поиск — нормальное явление). Обычно так бывает, когда работодатель никак не определится, открывать должность или нет, и просто присматривается к кандидатам. Или у руководителя завышенные ожидания, и он не может ни на ком остановиться либо расстается с людьми во время испытательного срока. Вариант, что люди сами сбегают, столкнувшись с крупными недостатками работодателя, тоже не исключен. Еще возможная причина: зарплата ниже рынка, а требования высокие. Достойные кандидаты находятся, но они отказываются от предложения. Во всех подобных случаях вы рискуете зря потратить время.
  4. Компания появилась совсем недавно — год с небольшим или и того меньше. Это ни в коем случае не означает, что все стартапы — зло, просто работа в начинающем бизнесе связана с определенными рисками. Важно адекватно их оценивать. Компания еще находится в поиске своего продукта, клиентов, инвесторов, места на рынке. Если стартап взлетит, то и работа у его истоков может стать началом быстрой карьеры и за короткий срок дать много ценного опыта. Но возможен и другой сценарий: кассовые разрывы, нехватка средств и рабочих рук, конфликты между основателями из-за неотстроенных процессов управления, текучесть кадров, как следствие — переработки с задержками зарплаты, стресс и быстрое выгорание.

Признаки вакансии, которая заслуживает внимания: «зеленый свет»

С большей долей вероятности перед вами продуманное предложение от вполне надежной компании, если:

  1. Описание функционала, задач и условий работы в вакансии структурировано и вполне подробно. Это значит, что потребность в найме нового сотрудника действительно есть, риск того, что по вакансии будет слишком долго приниматься решение, минимален.
  2. У компании оформлена страница работодателя на hh.ru, есть свой сайт с довольно подробной информацией об истории образования и деятельности компании. Поиск по дополнительным источникам не выдает никакой подозрительной информации. Если у компании яркая брендированная страница на hh.ru, она сделала здесь подробный рассказ о себе — это дополнительные признаки ей в плюс. Они означают, что компания работает над развитием своего работодательского образа и инвестирует средства в поиск персонала. Такому работодателю не безразлично, как к нему относятся сотрудники, и он заинтересован в том, чтобы люди оставались в компании надолго.
  3. Компания участвует в премиях и рейтингах для работодателей. Важно даже не столько место в рейтинге, сколько сам факт участия в нем — это показатель заботы о репутации, стремления соответствовать стандартам отрасли, в которой вы собираетесь работать, а также открытости компании. Например, для участия в рейтинге работодателей, который организует HeadHunter, компании должны раскрыть довольно много внутренней информации о своей работе с персоналом.
Вакансии дня