Статьи

Инструменты маркетинга, которые помогут вам получить желанную работу

У маркетологов масса полезных инструментов, благодаря которым они продвигают на рынке продукты — товары, услуги. Некоторые из них можно с успехом использовать для продвижения своего опыта на кадровом рынке, чтобы получить лучшее предложение о работе, ведь здесь действуют точно такие же законы, как на любом другом экономическом рынке.

Анализ рынка

Чтобы понять, как продвигать товар или услугу, нужно хорошо ориентироваться в условиях рынка: каковы спрос и предложение на аналогичные продукты, каков уровень конкуренции, какая средняя цена на них сложилась, какие потребности у потребителей (что они ждут от продукта, чего им не хватает в аналогичных продуктах, которые есть на рынке).

При низком спросе трудно сбывать свой продукт — надо искать нишу, где он будет востребован, или переориентироваться на выпуск более востребованного продукта.

При высокой конкуренции гораздо труднее продать свой продукт, нужно больше усилий, чтобы выделиться на фоне других и убедить потребителя, что у вас лучший товар.

Попытка предложить свой продукт по более высокой цене, чем сложилась на рынке, приведет к тому, что его никто не купит, — зачем, если можно приобрести дешевле? Либо придется сильно постараться, чтобы убедить в его эксклюзивности. Но и найти потребителей для эксклюзивного и дорогого продукта сложнее.

Понимание потребностей потенциальных покупателей дает подсказку, каким должен быть ваш продукт и как улучшить, чтобы получить преимущество среди конкурентов.

На рынке труда действуют те же законы, только «товаром» выступают профессиональная компетенция и опыт.

Уровень конкуренции — это соотношение активных резюме, размещенных на hh.ru, и количества вакансий. Нормой считается, когда резюме в 5–6 раз больше, чем вакансий. Если этот показатель выше, то конкуренция за рабочее место высокая, для поиска работы нужно много усилий. Если меньше — конкуренция пониженная, найти работу в этой сфере проще.

Этот показатель называется hh.индекс. Вы можете посмотреть его актуальное значение в вашей профобласти и вашем регионе в разделе статистики рынка труда. Там же вы увидите такой показатель, как динамика вакансий в профобластях — он показывает рост или падение спроса на специалистов в конкретных профобластях.

Разобраться в уровне зарплат можно, проведя небольшое исследование: изучите вакансии по вашей специальности в вашем регионе. Только обязательно обращайте внимание также на набор требований, которые предъявляются к кандидатам, чтобы ориентироваться на зарплаты специалистов именно вашего уровня. Делайте это время от времени, ведь ситуация на рынке труда меняется.

Изучая вакансии, вы также поймете потребности работодателей — каких навыков они ждут от кандидатов, какие новые ожидания появляются от специалистов вашего уровня. Расширяйте свою компетенцию, как только замечаете новые тенденции (новые требования и ожидания).

SNW-анализ

SNW — это аббревиатура английских слов:

  • S — strength (сила);
  • N — neutral (нейтральность);
  • W — weakness (слабость).

Маркетологи анализируют по этим параметрам сильные и слабые стороны компании или ее продукта, а также то, в чем они не отличаются от конкурентов ни в лучшую, ни в худшую сторону (нейтральные качества).

Попробуйте разложить свои профессиональные опыт и навыки по таким же критериям. Проще всего сделать это в таблице, собрав по 3–5 основных своих качеств для каждого столбца (но чем больше их будет, тем полнее получится анализ):

Инструменты маркетинга, которые помогут вам получить желанную работу

Как разобраться, какие качества отнести в тот или иной столбец? Маркетологи сравнивают с конкурентами, а для этого проводят анализ конкурентной среды. Вы тоже можете это сделать, если сравните свой опыт и профессиональные навыки с теми, которыми обычно обладают другие специалисты вашего профиля и уровня.

Для ориентира используйте набор требований (практических навыков), которые чаще всего встречаются в вакансиях для вашей специальности.

В вашем резюме должны присутствовать и нейтральные качества (ведь это те навыки, которые обязательно должны быть у любого специалиста вашего уровня), и ваши сильные стороны, но акцент нужно сделать именно на сильных сторонах — это ваши преимущества перед конкурентами. В сопроводительном письме, когда вы откликаетесь на вакансию, тоже не стесняйтесь перечислить свои сильные стороны. Иначе как работодатель узнает о них, если вы их не «прорекламируете»?

Слабые стороны — это то, над чем вам стоит поработать, чтобы повысить шансы на хорошую должность. Может быть, давно пора освоить новые компьютерные программы, с которыми вы еще не знакомы, пройти курс повышения квалификации, получить профильное образование, если у вас его нет, «прокачать» навыки общения.

Как оценить себя на фоне других объективно, а не на глазок? Замечательно, если в вашей компании периодически проводят профоценку и принято давать честную обратную связь друг другу — используйте эти сведения. Если такой практики нет, сами попросите поделиться мнением тех коллег, профессионализму и честности которых доверяете. Еще один способ — разведка «боем»: периодически откликайтесь на вакансии, даже если в настоящий момент не ищете новую работу, ходите на собеседования и пробуйте свои силы в тестовых заданиях, а потом не стесняйтесь попросить работодателя об обратной связи. Вежливая просьба с объяснением, что вам это очень важно для понимания вашего профессионального уровня и зон роста (это и есть ваши слабости), обычно не остается без ответа.

Бенчмаркинг

Этот инструмент похож на SNW-анализ, только основные характеристики товара или процессов в компании сравниваются не со средними данными о конкурентах в целом, а с показателями конкретных самых сильных конкурентов. На них ориентируются как на эталон.

Вспомните двух-трех самых крутых специалистов в вашей профессиональной сфере, которыми очень дорожат работодатели, — но тех, с которыми вы хорошо знакомы (иначе вы не сможете оценить их уровень). Например, если в ваш отдел недавно «схантили» специалиста из другой компании, это верный признак того, что его считают блестящим профессионалом. Понаблюдайте за тем, как он работает, как общается с коллегами, руководством и клиентами, и сравните его деловые качества со своими. В чем вы ему уступаете, в чем — на таком же уровне, а в чем — даже сильнее?

Может быть, сейчас вам кажется, что всё и так очевидно. Но поверьте, как только вы постараетесь разложить свои впечатления на четкие критерии в формате таблицы, вы заметите многое, что раньше упускали из виду. И даже получите некоторые инсайты.

SWOT-анализ

Этот инструмент тоже в чем-то похож на SNW-анализ, но он шире, потому что с его помощью анализируют еще и внешнюю среду — возможности и угрозы. Вот как расшифровывается эта аббревиатура:

  • S — strengths (сильные стороны, преимущества);
  • W — weaknesses (слабые стороны, недостатки);
  • O — opportunities (возможности);
  • T — threats (угрозы, риски).

SWOT-анализ маркетологи в основном применяют для планирования, чтобы понять возможности для роста, вовремя рассмотреть риски и принимать решения с учетом этих факторов.

Вы можете с помощью этого инструмента оценить, например, свои карьерные перспективы на ближайшие 2–3 года:

  • распишите самые основные свои сильные и слабые стороны;
  • подумайте, в каких направлениях вы могли бы профессионально развиваться (например, это может быть переход в более престижную компанию на аналогичную должность или повышение на текущей работе, уход на фриланс или открытие своего дела, переход в смежную профессию или смена деловой роли в рамках вашей профессии);
  • подумайте о возможных угрозах (например, в вашей профобласти растет конкуренция, спрос на вашу специальность падает, в вашей сфере экономический спад из-за кризиса и есть риск сокращений, вы приближаетесь к возрастному рубежу, после которого искать новую работу становится труднее).

Это поможет сориентироваться и составить карьерный план.

А еще с помощью этого инструмента можно оценить, например, свои перспективы на конкретном месте работы, чтобы принять решение, оставаться здесь или увольняться. И он отлично подходит, когда надо разобраться в своих впечатлениях от нового места, которое вам предлагают. Когда разложите по полочкам всё, что узнали об этой работе на собеседовании, вы поймете, стоит ли соглашаться.

Для этого нарисуйте вот такую таблицу и впишите в каждый столбец по 3–5 ключевых показателей, которые касаются нынешнего или предлагаемого места работы:

Инструменты маркетинга, которые помогут вам получить желанную работу

Как видите, все эти инструменты довольно просты. Но они отлично помогают систематизировать информацию и благодаря этому оценить свои профессиональные возможности и перспективы, а еще — представить себя в выгодном свете в резюме и на собеседовании.

Другие статьи про развитие карьеры

Вакансии дня