Статьи

Вежливый отказ: как отказать соискателю без ущерба для бренда работодателя

Каноническая фраза «Мы вам перезвоним» вместо честного, обоснованного отказа не идет на пользу ни личной репутации рекрутера, ни бренду компании, которую он представляет. Руководитель Бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая считает, что отказать кандидату можно так, чтобы это не только не навредило имиджу работодателя, но даже пошло на пользу впечатлению, которое останется у соискателя.
Нина Осовицкая
Нина Осовицкая
руководитель Бренд-центра hh.ru

Получить отказ обидно и неприятно, а там, где есть негативные эмоции, есть и репутационные риски. Получив некорректный фидбэк или вообще не дождавшись ответа рекрутера, кандидат может выплеснуть гнев на сайте-отзовике, в социальных сетях, поделиться им со знакомыми и коллегами, подписчиками.

Деликатно преподнесенный отказ, наоборот, может оставить о компании хорошее впечатление: «Оффер не получил, но обратная связь была полезной. Спасибо».

Важная задача HR-специалиста — сделать отказ максимально комфортным, чтобы негативные эмоции не связывались с брендом работодателя или рекрутером, который общался с кандидатом.

Как правильно отказывать

Существует концепция Candidate Journey (путь кандидата) — это анализ того, где и как типичный кандидат чаще всего взаимодействует с вашей компанией, какие эмоции он при этом испытывает. Всё это формирует его впечатление о вас. Типичные точки пути кандидата — это:

— знакомство с вакансией (например, на hh.ru или на ярмарке вакансий),

— получение первой информации о компании на её персональной странице на hh.ru (мы знаем, что 86% кандидатов на hh.ru просматривают их),

— отклик на вакансию, собеседование и обратная связь после него, отказ или получение предложения о работе.

Отказ — одна из важнейших точек этого пути.

Отказывать кандидатам нужно без задержек и вежливо. Основное правило здесь такое: на каждом следующем этапе отбора (пути кандидата) отказ должен быть всё более содержательным и подробным.

Вежливый отказ: как отказать соискателю без ущерба для бренда работодателя

1. Отказ на отклик

Вы разбираете отклики на вакансию — и неподходящим кандидатам сразу отказываете. На hh.ru для этого достаточно нажать одну кнопку.

Если это массовая позиция и отказ приходит быстро после получения отклика, то он воспринимается кандидатами наименее болезненно. Человек еще не потратил много усилий и времени, не ездил на собеседование, поэтому тут уместно использовать шаблонный текст отказа.

Замечательно, если в этом стандартном тексте отказа у вас будет предложение оставаться с компанией на связи — следить за вашими новыми вакансиями или подписаться на ваши паблики в соцсетях. Даже если сегодня этот соискатель вам не подошел, он может оказаться лучшим кандидатом позднее — люди растут профессионально.

Но важно отвечать на каждый отклик, даже от неподходящего кандидата, и делать это как можно быстрее, чтобы не заставлять людей неделями ждать обратной связи. Количество таких ответов влияет на ваш Индекс вежливости, который видят другие соискатели. В зависимости от Индекса вежливости компания воспринимается как добросовестный работодатель или как работодатель, который пренебрежительно относится к коммуникациям с соискателями.

2. Отказ после собеседования

На этом этапе отказ потребует более глубокой проработки. Даже если интервью проходило в онлайн-формате, кандидат потратил свое время и силы, волновался. Это заслуживает подробной обратной связи. Если он в целом подходит по основным требованиям и его не выбрали просто потому, что другой кандидат оказался более подходящим, более опытным, с более точным набором навыков, которые нужны для этой позиции, можно так и объяснить. Это будет воспринято с пониманием.

Если кандидат был потенциально подходящим, но ему не хватило опыта или определенных навыков — обязательно расскажите, каких именно. Профессионал увидит в этом возможность для роста, повышения квалификации и будет вам благодарен за подсказку.

3. Отказ после серии интервью

Подбор на экспертную или топовую позицию длится долго, это трудозатратный процесс. Как правило, проводится несколько встреч, дается и оценивается тестовое задание, возможно, организуется ассессмент. На финишную прямую обычно выходят два или три кандидата.

Отказ после такого плотного взаимодействия лучше сопроводить подробным разговором, может быть, даже личной встречей, ведь вы прошли вместе большой путь.

Здесь важно не только выделить для кандидата зоны возможного развития, поделиться результатами работы ассессмент-центра, дать обратную связь по тестовому заданию, похвалить кандидата за его навыки, но и обязательно подчеркнуть, что он в числе сильнейших, раз добрался до финала. Для человека, потратившего много сил и времени, подтверждение его профессионализма и навыков будет служить своеобразным «возвратом инвестиций».

И, разумеется, с такими кандидатами стоит в дальнейшем поддерживать связь на случай появления подходящих для них вакансий. Именно на такой ноте и нужно расставаться — скажите, что с удовольствием включите его в кадровый резерв, если он не против.

Минимальная структура письма с отказом

Электронное письмо — самая распространенная форма отказа. Но если в процессе подбора общение происходило целиком в мессенджерах, то и отказать сообщением там тоже будет корректно. Всё зависит от того, как до этого строились коммуникации.

Вот что должно быть в сообщении с отказом:

1. Факт отказа. Возможные формулировки без деталей: «К сожалению, мы остановились на другом кандидате…», «Не готовы предложить Вам эту позицию», «Руководитель не готов продолжить общение» и так далее.

2. Благодарность за уделенное время.

3. Прощание на позитивной ноте. Варианты формулировки: «Вы вошли в число трех лучших кандидатов», «Вы показали себя с самой лучшей стороны, я получила большое удовольствие от знакомства с вами», «С вами приятно общаться». Предложите держать связь в будущем: «Если вы не возражаете, мы сохраним ваши данные и будем сообщать о появлении вакансий, которые могут вас заинтересовать». Если у вас, как у рекрутера, есть ощущение, что кандидат подходил на 100%, но он просто не понравился заказчику (на уровне личных впечатлений), вполне допустимо сообщить об этом кандидату, но в корректной форме: «Мне кажется, что вы идеальный кандидат, однако заказчик принял другое решение».

Помните: от того, как вы расстанетесь с этими кандидатами, будет зависеть и возможность вернуться к ним в дальнейшем (по нашим данным, у тех компаний, которые формируют внешний кадровый резерв, он на 75% состоит из специалистов, которые раньше откликались на вакансии компании, но по разным причинам не были приняты), и то, какое впечатление о вас они будут транслировать вовне. Историями красивых и уважительных отказов в публичном пространстве делятся так же, как историями резких и обидных отказов.

Вакансии дня