Статьи

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью

Полный гайд для рекрутера по работе с коллегами, заказчиками и клиентами. Часть четвертая: как подготовить всех участников найма к личной встрече.

⏱ Время прочтения — 7 минут

Мы продолжаем серию статей по итогам вебинара «Работа рекрутера и заказчика: закрываем вакансии быстро и без стресса», который в марте hh.ru провел совместно с Talantix. Уже разобрались: что важно знать до начала подбора, почему заявка — это обязательный этап и что в ней должно быть, как найти и согласовать «своего»

кандидата. Сегодня узнаем, как провести идеальное интервью — вначале подготовить кандидата и заказчика, а потом собрать обратную связь.

Обсуждаем тему с экспертами подбора:

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью

Как подготовить заказчика к интервью?

Бывает, что рекрутер проделал огромную работу — потратил не один день на поиски, в результате нашел отличного кандидата и сумел «продать» ему вакансию. И тут после интервью с заказчиком кандидат сник и сомневается, хочет ли принимать оффер. Чтобы такого не было, обязательно готовьте руководителя к интервью.

Цель такой подготовки — настроить заказчика на продуктивное общение с кандидатом и минимизировать неожиданности с обеих сторон. Вот что вы можете сделать:

  1. Объяснить руководителю, почему именно этот кандидат и что его наем даст компании. Очень важно это делать, если ваши выводы не очевидны и если соискатель не соответствует всем прописанным в заявке формальным требованиям, но имеет несомненные плюсы как специалист.
  2. Заранее проговорить возможные «нестыковки» — в опыте, зарплатных ожиданиях, внешнем виде.
  3. Убедиться, что у руководителя есть резюме кандидата с вашими комментариями и что он с ними ознакомился.
  4. Проверить логистические моменты, уточнить время и место. Если на интервью будет несколько участников, определить их последовательность, роли и полномочия.

Время от времени проводите обучающие тренинги для руководителей:

  • как презентовать компанию, продукт и вакансию;
  • как общаться с соискателями;
  • как создать доброжелательную атмосферу и почему это важно;
  • какие книги по теме почитать.

Такие тренинги помогут самому руководителю, позитивно повлияют на HR-бренд работодателя и сделают наем в компании еще эффективней.

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью
Инна Васильева, ведущий менеджер по персоналу в «Санфрут»

Мы организуем отдельные тренинги для руководителей, как проводить собеседование и взаимодействовать с соискателями, советуем, что почитать по теме. Так руководитель понимает, что у собеседования есть этапы, какие именно, и это помогает ему собеседовать лучше. Хорошая практика — перед массовым интервью предварительно отправить руководителю бланки с подготовленными вопросами и единой шкалой оценки кандидата.

Как подготовить кандидата к интервью?

Чтобы интервью прошло без неприятных сюрпризов, важно подготовить не только руководителя, но и самого кандидата. Для этого вы сами должны знать в деталях, как будет строиться разговор. В рекрутерской практике есть истории, когда заказчик не предупредил, что на интервью будет не только он, а еще три директора. На такую неожиданность кандидат отреагировал плохо и отказался работать в компании.

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью
Марина Хадина, директор департамента HR-автоматизации hh.ru и руководитель Talantix

«Некоторые работодатели считают, что неожиданность на собеседовании — это способ проверить стрессоустойчивость кандидата. Но ведь стрессоустойчивость можно проверить и по-другому. Мы в hh.ru считаем, что устраивать такую нагрузку прямо во время интервью — это негуманно и нездорово с точки зрения бренда работодателя».

Что может сделать рекрутер:

  1. Рассказать, как всё будет проходить: в каком формате, сколько будет участников, что будет важно, а что нет.
  2. Подсказать, как лучше презентовать свой опыт в соответствии с требованиями вакансии, особенно если есть «нестыковки». Дать советы по поводу стиля проведения встречи.
  3. Подготовить кандидата так, чтобы он был готов задавать вопросы, объяснять свою мотивацию и зарплатные ожидания, обсуждать условия работы.
  4. Даже если в компании свободный стиль одежды, на собеседовании должен быть минимальный дресс-код, это нужно проговорить, как и напомнить о выключенном звуке мобильного.
  5. Договориться созвониться сразу после интервью.

Совет: Предложите кандидату самому позвонить вам после встречи. Если у рекрутера большая загрузка и много кандидатов, он может забыть перезвонить, а так разговор обязательно состоится.

Как собрать обратную связь у кандидата?

После интервью важно собрать обратную связь — это поможет прояснить картину по вакансии и станет хорошим материалом для будущих поисков.

Три главных вопроса для кандидата:

  1. Справится ли кандидат с будущей работой?
  2. Хочет ли он получить эту работу?
  3. Если ему сделают оффер, примет ли он его?

Какая информация пригодится для дальнейших поисков:

  1. Новая информация о вакансии.
  2. Новая информация о компенсации.
  3. Фидбек о том, как проходит интервью.

Развернутый список вопросов для кандидата:

  1. Как прошло интервью? Сколько времени оно продолжалось?
  2. Какое впечатление на вас произвел руководитель?
  3. Как вам описывали позицию? Что руководитель ждет от сотрудников на этой позиции?
  4. Какие вопросы вам задавали?
  5. Был ли во время интервью вопрос, который вызвал у вас затруднения? Как вы на него ответили?
  6. Есть ли что-то, что вызывает сомнения по поводу позиции?
  7. Если вы рассматриваете сейчас и другие предложения, то какое место среди них занимает данная вакансия?
  8. Чем закончилась встреча?
  9. Вы обсуждали вопросы компенсации?
  10. Если ли у вас сейчас в жизни обстоятельства, которые могут помешать или замедлить принятие решения по вакансии?
  11. Если кандидат говорит, что готов принять предложение, но при определенных условиях, обсудите с ним детали и примите совместное решение о дальнейших шагах.

Важно, чтобы кандидат с самого начала видел в рекрутере помощника — для этого старайтесь проявить открытость и доброжелательность. Даже если соискатель не подошел — обязательно дайте ему подробную обратную связь: почему не подошел, какие навыки нужно прокачать. Элементы карьерного консультирования — достойная благодарность за потраченное кандидатом время.

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью
Один из способов собрать обратную связь — отправка опроса после интервью. В Talantix такую рассылку можно сделать автоматической.

Обратная связь — важная составляющая вашего бренда. Особенно это важно для узких сфер (медицина, разработка), есть большой шанс, что вы еще пересечетесь с кандидатом или он расскажет о вас своим друзьям и коллегам.

Совет: Если о компании есть негативные отзывы и кандидаты по этой причине отказываются от сотрудничества, пора что-то предпринимать. Если жалобы серьезные, например невыплата заработной платы, обязательно решите этот вопрос. Если негатив на уровне восприятия, перекройте его позитивным фидбэком — попросите команду, с которой давно вместе, оставить хорошие отзывы.

Как получить обратную связь от руководителя?

Чтобы собрать полную картину происходящего, расспросите об интервью не только кандидата, но и заказчика.

Три главных вопроса для руководителя:

  1. Соответствует ли профессиональный уровень кандидата требованиям?
  2. Подходит ли личностный портрет кандидата, соответствует ли он корпоративным ценностям компании, впишется ли кандидат в команду?
  3. Насколько кандидат мотивирован занимать данную позицию?

Если кандидат не подошел или руководитель сомневается и хочет продолжить поиски, то:

  1. Как меняются требования в контексте проведенного собеседования?
  2. Что меняется в процессе подбора?

Развернутый список вопросов для кандидата:

  1. Как вы думаете, справится ли кандидат с этой работой? Какие его слабые и сильные стороны?
  2. Как вы считаете, впишется ли он личностно в коллектив?
  3. На что обратить внимание при сборе рекомендаций, какую информацию перепроверить?
  4. Если это не первый кандидат, представленный руководителю, попросите их сравнить. Кто произвел наилучшее впечатление и почему? Какое место занимает данный кандидат в списке претендентов?
  5. Какие дальнейшие шаги по данному кандидату? Если руководитель хочет взять паузу, уточните, до какого срока и какую обратную связь дать кандидату.
  6. Если нужно организовать встречу кандидата с другими представителями компании, уточните, когда и с кем. Согласуйте порядок взаимодействия между всеми участниками процесса.
  7. Если кандидат не примет предложение, будем ли мы рассматривать другого кандидата?

Совет: Если обратная связь руководителя «не наш кандидат, ищем дальше», обязательно расспросите о причинах. «Не подходит» — это не аргумент, объясните, что вам нужно скорректировать заявку, чтобы найти «нашего», а это не сделать без детальной обратной связи.

Этап интервью пройден — вы делаете оффер кандидату мечты или продолжаете поиск с новыми картами на руках. Кажется, вся воронка позади, но это не так: в следующем материале разберем еще один важный аспект — оптимизацию поиска. Посмотрим, как воронка помогает подбирать людей быстрее и эффективнее.

А начать оптимизировать воронку подбора вы можете уже прямо сейчас — работайте в CRM Talantix бесплатно первые 14 дней. С нас — любая помощь по внедрению и настройке системы под ваши задачи.

Вернуться в начало

Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать до начала подбора
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать о заявке на подбор
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать, чтобы найти и согласовать того самого

Читать дальше

Работа рекрутера и заказчика: как нанимать людей быстрее

Вакансии дня