СтатьиПартнерский материал

Сотрудник с критическим заболеванием: советы HR-специалистам

Существуют темы, о которых люди предпочитают не думать, не говорить и не слышать. Онкология — одна из них. Нередко, столкнувшись с этим заболеванием, человек ощущает страх и растерянность — это абсолютно нормальная реакция. На его плечи свалилось много сложных задач: как сообщить об этом близким, что теперь делать с работой, где взять деньги на лечение, как выбрать доктора и так далее.
Сотрудник с критическим заболеванием: советы HR-специалистам
Елена Солопова, CEO международного провайдера медицинского страхования Madanes в РФ

⏱ Время прочтения — 6 минут

Когда у сотрудника диагностировали рак, то руководству может быть трудно понять как на это реагировать и как лучше всего действовать, чтобы предоставить нужную помощь и поддержку. В целом, борьба с раком представляет собой широкий спектр диагнозов, методов лечения, побочных эффектов и процессов выздоровления. Но в то же время, это, бесспорно, очень личный опыт, с которым каждый справляется так, как считает нужным. Некоторые люди могут быть очень открыты в вопросе состояния их здоровья, другие, наоборот — предпочтут быть осторожными и скрытыми, оставляя эту информацию конфиденциальной.

В целом, говорить об онкологии тяжело, особенно на работе. Человек с нежеланием идет к руководству и коллегам, чтобы сообщить о своем диагнозе, в ожидании реакции на это известие: будут ли к нему относиться иначе, начнут дискриминировать либо вообще уволят, чтобы не обременять себя ненужными заботами?

Представители руководства или сами работодатели нисколько не обязаны вникать во все подробности состояния здоровья своих сотрудников, однако есть вещи, которые нужно знать, исследовать и организовать, чтобы при необходимости оказать надлежащую поддержку.

Часто первыми, кто узнает о тяжелом заболевании работника и сталкиваются с необходимостью заниматься организацией его лечения, становятся сотрудники отдела кадров. Поскольку именно они могут помочь в будущем с внутрикорпоративной коммуникацией, страховкой, больничными и другими важными вопросами. В таком случае HR-специалисту стоит начать с открытого разговора с сотрудником, во время которого нужно уточнить некоторые важные моменты дальнейшего взаимодействия с заболевшим. Обратить внимание стоит на следующие аспекты:

Более того, многие HR-специалисты нередко сталкиваются с просьбами сотрудников помочь им возместить расходы или вместе найти решение какого-то сложного медицинского вопроса. Лучшее, что могут сделать в компании в таком случае — это обратиться за помощью в страховую компанию, которая окажет заболевшему полное сопровождение в ходе лечения, проконсультирует его во всех важных вопросах и окажет необходимый ассистанс. Такой ход является правильным по многим причинам. Однако о страховании сотрудников нужно подумать заранее, поскольку, когда человек уже заболел — оформить страховой полис не выйдет.

Как могут помочь страховые компании?

Существует разный порядок работы страховых компаний. Одни гарантируют финансовую компенсацию всех медицинских расходов при наступлении страхового случая. Другие же выступают своего рода администраторами процесса лечения. Располагая готовой внутренней инфраструктурой, они напрямую сотрудничают с профильными медицинскими учреждениями, доставляют дорогостоящие препараты и организовывают консультации с профильными специалистами в течение дней, а иногда — даже часов.

Такие компании имеют ресурсы, в том числе финансовые, которые делают процесс лечения более гладким, помогают избежать побочных эффектов и в целом значительно сокращают срок лечения за счет применения более дорогих и, часто, более современных технологий.

Кроме прочего, страховая компания часто является незаменимым помощником для застрахованного. Благодаря огромному опыту, зная и понимая все тонкости организации процесса, они могут проконтролировать качество оказания той или иной услуги. Они точно знают стоимости лекарств и процедур на этом рынке, могут порекомендовать клинику или специалиста для любого случая и обеспечивают менеджмент высшего уровня.

Очевидно, что непрофессионалу трудно будет разобраться в таких тонкостях. Недавно мы подсчитали, сколько времени тратят наши специалисты, работая с одним кейсом, в котором все идет по плану. При всем нашем опыте и наличии ресурсов, этот показатель составил 30 дней восьмичасовой беспрерывной работы. А сколько же времени тратят на непрофильную деятельность HR-специалисты, разбираясь с подобными задачами при отсутствии соответствующих навыков?

Лечение рака в условиях пандемии

Помимо прочего, не стоит забывать с каким испытанием сейчас столкнулся весь мир — COVID-19 не проходит бесследно для людей, болеющих раком.

В таких особых условиях, как пандемия, очень сложно получить доступ к качественному лечению, когда многие врачи недоступны из-за транспортных ограничений, а плановые операции и процедуры отложили на неопределенный срок. Также это очень ощутимо отразилось и на обеспечении пациентов лекарственными средствами. В таких условиях человек попросту рискует своим временем, которого у него может быть не так уж и много.

Примером служит кейс компании Madanes*, когда за помощью обратилась пациентка из Краснодара с прогнозом на выживаемость в два месяца. Ее заболевание требовало погранично-экспериментального метода лечения, что предполагало собой ожидание почти в 9 месяцев. В результате, специалистам страховой компании, несмотря на локдаун, удалось перевезти ее в федеральный центр, провести там сдерживающую терапию и дотянуть до введения препарата, параллельно работая над получением лицензии для этого медикамента.

Большой плюс страховых компаний состоит как раз в том, что благодаря внутренней инфраструктуре, они могут просчитывать действия на несколько шагов вперед, предоставляя доступ к широкому пулу специалистов, учреждений и медикаментов в кратчайшие сроки, учитывая существующие ограничения.

Не лечением единым

Победив онкологическое заболевание, человеку может быть трудно вернуться к привычному ритму жизни. Не стоит ожидать, что сотрудник, закончив терапию, сразу войдет в рабочий режим. Особенно, если проводилось какое-то травматичное или тяжелое лечение. Ввиду этого, современная передовая онкомедицина давно уходит от задачи только лишь вылечить человека. На самом деле, главная ее цель — сохранить (или улучшить) качество жизни пациента.

Профилактика осложнений, реабилитация в ходе и после лечения — также важные составляющие процесса полного выздоровления. И речь идет не только о физической составляющей, но еще и о психологической. Несмотря на то, что культура обращения за психологической помощью у нас плохо развита, все-таки стоит уделить внимание работе с психологом, который поможет принять и осознать новую реальность не только пациенту, но и его близким, а также рабочему окружению.

Страховые компании преуспели и тут — теперь консультация и помощь психолога входит в страховые пакеты. Более того, у Madanes* был интересный опыт организации геймифицированных сеансов для одноклассников пациентки. Они испытывали трудности в коммуникации с девочкой-подростком, которая была в процессе онкологического лечения. Видя, что они не знают, как корректно общаться с ней, а ей тяжело без их поддержки, компания решила провести такие “образовательные” мероприятия.

Подытоживая, могу сказать, что ценность страхования в корпоративном секторе — неоценима. Мы помогаем не только (и не столько) возместить дорогостоящую стоимость лечения онкозаболевания, сколько обеспечиваем ее оперативную организацию в лучших клиниках с профильными специалистами, помогая человеку гораздо легче пройти этот сложный период и вернуться к полноценной жизни и работе после болезни.

______
* Услуги не являются услугами страхования. Компания Madanes выступает провайдером онкострахования: разрабатывает индивидуальные программы для компаний, соответствующих внутренней КСО-стратегии, предоставляет услуги подбора клиник и необходимых специалистов, администрирует организацию процесса лечения критических заболеваний сотрудников.

Назад к статьям для HR-специалистов
Вакансии дня