Статьи

«Только не офис!»: как быть с желанием сотрудников остаться на удалёнке

Разбираем четыре самых распространенных страха перед возвращением в офис, а также даем советы, как реагировать на желание сотрудников остаться дома.

Автор: Марина Малашенко, HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip

⏱ Время прочтения — 8 минут

Переезд, смена работы, изменение графика или обновление команды: для многих людей такие перемены — это стресс. Весной и летом 2020 года всем нам пришлось столкнуться с новыми рабочими реалиями, а некоторые уже успели встретиться с переменами дважды. Первый раз ― массовый и неожиданный для всех переход на удаленную работу. Несмотря на то что многие сотрудники всегда хотели работать из дома и часто говорили об этом, готовы к этому оказались, увы, не все. У людей ушло от одной до четырех недель на то, чтобы полностью перестроиться, наладить режим, перестать скучать по офисной жизни и по коллегам.

Но только удалёнка стала частью нашей жизни, компании начали принимать решения о частичном или полном возвращении сотрудников в офисы. Эти перемены многие встречают негативно: после нескольких месяцев работы из дома возвращаться в общественный транспорт, в пробки и опенспейсы оказались готовы далеко не все.

Конечно, можно ударить кулаком по столу, настоять на своем и потерять при этом как минимум лояльность сотрудника, а как максимум ― его самого. Лучше попробовать услышать позицию каждого, разобраться в причинах нежелания или даже отказа выходить в офис, чтобы вместе отыскать подходящее всем решение.

В переходный период возвращения с удалёнки мы столкнулись с четырьмя основными причинами, по которым некоторые сотрудники были не готовы возвращаться в офис. Разберем их, а также варианты решения проблемы.

Причина 1: трудности в бытовых вопросах

Карантин был длительным, бытовые условия у всех разные, и за время удаленной работы сотрудники могли кардинально изменить свою жизнь, например:

  • переехать на малую родину (это могло быть связано с решением оптимизировать траты на дорогую аренду квартиры в городах, где расположены офисы);
  • переехать за город (причиной могло быть то, что работа из дома вместе со всеми членами семьи и домашними животными была не очень удобна; а после переезда, когда вся семья еще на даче, добираться до офиса стало очень долго);
  • стало не с кем оставить ребенка (из-за пандемии детские сады и лагеря не работали, и когда возникла необходимость вернуться в офис, сотрудник мог столкнуться с такой проблемой).

В некоторых компаниях апдейты по этому вопросы рассылались раз в одну или две недели, кто-то анонсировал сразу долгосрочные решения на несколько месяцев вперед. Все варианты хороши. Главное, чтобы у сотрудников была как минимум пара недель на изменение бытовых условий и организацию жизни таким образом, чтобы ежедневная работа из офиса стала вновь возможной.

Причина 2: изменился подход к работе

Нам всем хорошо известны плюсы и минусы работы в офисе. Работа из дома же для многих была в новинку. Однако, если сотрудник смог грамотно ее организовать, она могла вполне показаться сотруднику более комфортной: он, например, стал работать эффективнее и меньше отвлекаться, быстрее решать задачи и лучше структурировать и планировать рабочий процесс.

Кто-то обожает личное общение, деловые и неформальные беседы в течение рабочего дня, а для кого-то это только дополнительная нагрузка и отвлекающие факторы. На удаленке к сотруднику не могут подойти в любой момент, отвлечь и вырвать его из мыслительного процесса. Чтобы что-то обсудить, задать вопрос, нужно назначить встречу или дождаться ответа в мессенджере. Для любителей тишины такие ограничения по вторжению в их рабочее время оказались очень ценными.

С таким сотрудником нужно поговорить: напомнить, почему так важна командная работа и личное взаимодействие с коллегами в офисе. Ограждая себя от других и минимизируя общение, отдельно взятому человеку будет комфортно, но кто-то из коллег, возможно, не получит вовремя ответ на срочный вопрос или нужный совет. В результате может быть принято неправильное решение, потеряно время или допущены ошибки, которых можно было бы избежать. Ну и главное: общаясь лично, дискутируя и споря, мы находим лучшие решения, так рождаются новые идеи.

И если во время удаленной работы появились практики, с которыми согласна вся команда и которые помогают всем, переносите их в офлайн-реальность. Например, можно выбрать определенные часы, когда сотрудники отключают уведомления из почты и мессенджеров, чтобы в это время сконцентрироваться на каких-то сложных задачах и не отвлекаться.

Причина 3: страх перед вирусом

Пандемия в течение нескольких месяцев была главным информационным поводом новостей во всем мире. Переизбыток и разнообразие информации, слухов, предположений, мифов постоянно накаляли обстановку и держали людей в состоянии тревоги.

Кто-то принял для себя решение полностью изолироваться и следовать всем инструкциям и предписаниям, кто-то же никогда не воспринимал коронавирус как серьезную угрозу и всячески противился изменениям в своей привычной жизни. Но, работая из дома, каждый выбирал приемлемое для себя поведение самостоятельно. Необходимость выйти в офис и, как следствие, вновь оказаться в скоплении людей в общественном транспорте повергла некоторых людей в ужас. Отсюда — резкий отказ. Так реагируют чаще всего те, кто столкнулся со случаями тяжело протекающего заболевания у близких или знакомых. Для таких сотрудников необходимость выйти офис — серьезное испытание, с которым им нужно помочь справиться.

С сотрудниками, которые испытывают повышенный страх из-за выхода в офис, нужно разговаривать, показывать личным примером и примером коллег, помогать им найти максимально удобный и безопасный способ передвижения от дома к офису. Также может помочь корректировка рабочего графика, чтобы сотрудник мог избегать часов пик в транспорте.

Точно не стоит настаивать, выдвигать ультиматумы и выводить человека в офис силой. Ведь если он действительно испытывает страх и повышенную тревожность, он точно не сможет нормально работать. Но при этом нужно доносить: так не может быть всегда, нужно свыкаться с мыслью, что компания возвращается к обычному формату работы и жизни и рано или поздно каждому придется вновь ходить на работу в офис.

Причина 4: больше нет желания

Люди годами и даже десятилетиями живут в привычном режиме: дом ― работа ― дом. Кто-то разбавляет это спортом, встречами с друзьями, прогулками, походами в театр и т.п. Тратить до двух-трех часов в день на дорогу (а иногда и больше) в прежней картине мира многим казалось нормальным.

Карантин же показал, что может быть по-другому, и это время лучше подходит для более важных вещей: общения с близкими, прогулок с собаками, сна, обучения, хобби. Те, кто смогли наладить рабочий режим и не перерабатывать, поняли, что больше не хотят возвращаться в офис.

С таким сотрудником стоит обсудить вопросы, связанные с его дальнейшей карьерой и развитием. И если рядовому работнику может быть предоставлена удаленная позиция, то для руководителя, чья команда хотя бы частично уже работает из офиса, это уже невозможно. Обучение новичков, передача знаний, формирование культуры в компании и команде ― все это намного быстрее и эффективнее проходит при личном общении в офисе. Планирование работы, подведение итогов, многие собрания и брейнстормы тоже обычно проходят при личном присутствии всех членов команды.

Поэтому, если сотрудник хочет и дальше расти по карьерной и профессиональной лестнице, работу из офиса отменить полностью в таком случае не получится. Можно обсудить возможность переезда ближе к офису (в отдельных случаях возможна частичная компенсация расходов, связанных с организацией жилья, со стороны компании), более удобный график, который поможет регулировать life-work balance, или дать возможность сотруднику работать из дома несколько дней в неделю, когда его отсутствие не столь критично для команды.

Старые привычки

Если анализировать наш опыт, то выход в офисы большей части сотрудников занял у нас месяц. Небольшая доля коллег продолжала и дальше работать удаленно или ограничила посещение офисов парой раз в неделю еще некоторое время. Плавно и постепенно, преодолевая страхи, возвращая старые традиции и привычки, сотрудники возвращаются в офис.

Очень важно в этот период оказывать коллегам максимальную поддержку, силами HR-команды и руководителей подразделений создавать доброжелательную обстановку, возвращать в корпоративную жизнь все мероприятия, которые любили и которые радовали сотрудников до карантина.

Вам также может быть интересно видео РБК Pro

Как не давать манипулировать собой в бизнесе и жизни
Спикер: Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, телерадиоведущий, автор книг.

Ключевые темы:

  • Что такое манипуляция.
  • Реакция на манипуляцию.
  • Противодействие манипуляциям.

Смотреть видео

Запись доступна всем подписчикам РБК Pro.

Пользователям hh.ru — три месяца подписки на РБК Pro по цене одного.

Назад к статьям про управление персоналом
Вакансии дня