Сфера судостроения в России: с начала года требуется более 10 000 работников
⏱ Время прочтения — 6 минут
Потребности работодателей растут с каждым кварталом
Прирост числа вакансий в сфере судостроения с января по сентябрь 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 128%. Наибольший спрос месяц к месяцу прошлого года среди работодателей в изучаемой сфере был зафиксирован в мае этого года — 135% прироста к маю 2020-го. При этом если летом работодатели несколько снижали активность поиска и набора персонала, то уже с началом делового сезона в сентябре текущего года мы фиксируем увеличение потребности в сотрудниках самых разных специализаций: +10% по сравнению с количеством августовских вакансий и +103% прироста по сравнению с сентябрем 2020-го.
География вакансий в сфере судостроения достаточно разнообразна. Так, по итогам III квартала лидерами по спросу на работников и числу вакансий всё также остаются петербургские работодатели (каждая третья вакансия), на втором месте, как и ранее, — Приморский край (9%), на третьем — Нижегородская область. При этом в топ регионов, в которых активнее других искали судостроителей, вошли сразу три представителя из СЗФО: Мурманская, Архангельская и Калининградская области — в каждой по 2% вакансий от общего числа по стране.
В свою очередь, за III квартал соискатели разместили более 4500 резюме в сфере судостроения, что на 2% меньше, чем кварталом ранее. В пересчете «спрос — предложение» на рынке труда Петербурга фиксируется достаточно низкая конкуренция за рабочие места со стороны соискателей: лишь 1,8 резюме на вакансию, что существенно ниже нормы (5−6 резюме). В среднем по России уровень конкуренции в сфере судостроения еще ниже: 1,2 резюме на вакансию. В данном случае работодатели испытывают серьезный кадровый голод.
Востребованные специалисты: от рабочего до экономиста
Между тем активней других ищут работу в судостроении жители Петербурга: более 2000 резюме или 45% от всего объема в III квартале. На втором месте по активности и желанию работать в судовой отрасли — жители Москвы (более 200 резюме или 7%), на третьем — соискатели из Нижегородской области (5%). В данном случае мы видим, как географическая потребность работодателей совпадает с активностью соискателей. Также в топ-10 по числу резюме вошли Приморский край (4%), Астраханская область (4%), по 3% резюме разместили соискатели из Калининградской, Ленинградской и Московской областей, по 2% в Архангельской области и Крыму.
Интересно также, что в регионах СЗФО соотношение вакансий и резюме в сфере судостроения наиболее гармонично в Калининградской области (6% резюме на 5% вакансий), а также в Петербурге. Подробнее на диаграмме ниже.
По итогам III квартала в топ-20 по востребованности у работодателей из сферы судостроения вошли: инженеры-конструкторы (10% от общего числа вакансий), сварщики, технологи, слесари, ведущие инженеры, токари, сборщики и др. Подробнее на диаграмме ниже. Около 2% вакансий приходится также на таких специалистов для судостроения как диспетчер, метролог, шлифовщик, гибщик, комплектовщик, специалист по техобслуживанию и проверщик судов.
Зарплаты поднимают
Что же касается заработных плат, то медианная зарплата по итогам III квартала в сфере судостроения составляет почти 57 800 рублей, что на 1% больше, чем в третьем квартале 2020-го, и на 12% больше, чем в аналогичном периоде 2019-го. В разрезе популярных специальностей наибольшая разница заметна в ожиданиях инженеров, рабочих, технологов, мастеров и трубопроводчиков: как правило, эти работники запрашивают зарплату выше, чем предлагается в вакансиях.
Потребности и запросы соискателей
Исследования hh.ru показывают, что среди представителей рабочих профессий растет потребность в повышении квалификации и переобучении за счет работодателя. Так, большая часть респондентов (66%) в ходе опроса, проведенного в III квартале 2021 года, отметили, что хотели бы пройти курсы повышения квалификации по нынешней профессии:
42% — за счет работодателя,
13% — за счет государства (например, курсы от Службы занятости),
11% — за свой счет.
Что же касается уровня образования, на данный момент 77% имеют высшее образование, 4% продолжают учиться в вузах, у 15% соискателей в судостроении есть среднее специальное образование.
Еще 63% опрошенных всё чаще задумываются о смене профессии и в особенности на фоне того, что 40% представителей производственной сферы не считают свою специализацию престижной. Еще 44% уже планируют не просто смену места работы, но и сферы деятельности. Основными причинами для смены профессии являются: отсутствие карьерных перспектив — 48%, низкая зарплата — 44%, надоела старая профессия — 29%.
Вахтовый метод работы в судостроении остается достаточно популярным как у работодателей, так и у соискателей. Так, по итогам квартала на вахтовые вакансии приходится 14% от общего объема, или почти 600 предложений о работе, что на 41% больше, чем годом ранее. В свою очередь, соискатели тоже поддерживают интерес к такому формату работы — более 640 резюме от вахтовиков в судостроении, что составляет 15% от общей массы резюме. Наиболее заинтересованы в вахте по линии судостроения петербуржцы (каждое третье резюме), жители Астраханской области (11%), москвичи (6%), жители Приморского края (6%), а также Калининградской и Архангельской областей (по 4% в каждом регионе). Интересно, что работодатели в вакансиях с вахтовым методом работы предлагают, как правило, зарплаты выше, чем в других: 92 000 рублей в вахтовых вакансиях против 57 800 в обычных.
Рейтинг высокооплачиваемых вакансий в сфере судостроения
- Групповой механик / суперинтендант (судоремонт)
Владивосток
от 183 000 руб. до вычета налогов - Механик-гидравлик по ремонту кран-манипуляторов
Санкт-Петербург
до 200 000 руб. на руки - Сварщик
Санкт-Петербург
от 150 000 руб. до вычета налогов - Экономист
Мурманск
от 150 000 руб. на руки - Главный технолог проекта
Большой Камень (Приморский край)
от 150 000 руб. на руки - Инженер по подбору оборудования СВиК в судостроении
Санкт-Петербург
от 90 000 до 200 000 руб. на руки - Трубопроводчик судовой
Санкт-Петербург
от 150 000 руб. на руки - Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Калининград
от 150 000 руб. на руки - Групповой механик по технологическому оборудованию Baade (рыба)
Владивосток
до 228 285 руб. до вычета налогов - Сервисный инженер
Санкт-Петербург
от 120 000 руб. до вычета налогов - Начальник отдела охраны труда
Приморский край
от 130 000 руб. на руки - Электросварщик 4−5-го разряда
Находка
от 120 000 руб. на руки
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫