Talantix для титана: как CRM-система настроила подбор на производстве
⏱ 12 минут полезного чтения
Успешным опытом подбора персонала в промышленном городе Березники Пермского края поделилась HR-команда ведущего титанового производства «АВИСМА» (входит в «Корпорацию ВСМПО-АВИСМА»). Рекрутеры завода используют отечественную облачную систему для рекрутмента Talantix, которая позволила качественно изменить подбор на предприятии.
Уникальное производство — особенные профессии
«АВИСМА» — химико-металлургическая промплощадка единственного в России производителя титана и титановых сплавов «Корпорации ВСМПО-АВИСМА». На заводе в Березниках локализован выпуск губчатого титана.
Продукция корпорации применяется в аэрокосмической отрасли и морском судостроении, в энергетике, нефтегазовой промышленности, строительстве. А ещё титан может спасать жизни — этот биосовместимый материал применяют в нейрохирургии, кардиологии, протезировании и эстетической медицине.
На предприятии трудится 5 000 сотрудников, из них коллектив бэк-офиса составляет лишь 500 человек, основная часть персонала — это работники производственной линии. За поиск, обучение и адаптацию сотрудников отвечают разные команды. В компании созданы бюро по подбору, работе с персоналом, кадровому учёту, развитию кадров, а также молодёжная организация. Все они входят в Дирекцию по управлению персоналом. HR-команда завода — это 20 сотрудников Дирекции. За направление подбора отвечает Станислав Балыш. Он и два рекрутера ведут поиск по всем открытым позициям на предприятии.
Химико-металлургическому производству «АВИСМА» постоянно требуются сотрудники разных направлений:
- опытные инженеры — металлурги, химики-технологи, а также руководители ключевых направлений производства;
- рабочие узкоспециализированных профессий, которые относятся к вредным в России;
- сотрудники по ремонту оборудования;
- эксперты по финансовому и экономическому планированию, логистике и т. п. (такие вакансии открываются реже).
Если для позиций бэк-офиса и белых воротничков процесс подбора выстроен как у многих компаний, то на этапе подбора сотрудников на ключевые производственные участки у «АВИСМА» есть свои особенности.
Команда по подбору персонала ведёт кандидата от этапа поиска до трудоустройства (на все процедуры отведено 10 дней). Рекрутеры находят соискателя, проводят телефонное интервью, сразу направляют на собеседование в цех, к мастерам участков.
На предприятии для кандидатов на технологические позиции есть обязательное тестирование. Соискателей проверяют на усидчивость, внимательность, быстроту реакции и другие качества, необходимые для ответственной работы в сложных условиях производства.
И только те, кто подошёл по всем критериям, отправляются на медкомиссию. Заключение врачей требуется для оценки здоровья соискателя — может ли он работать на опасном производственном объекте. Обследование организует и оплачивает завод.
«ВСМПО-АВИСМА» — производство для России уникальное, поэтому некоторые профессии (например, выбивщик титановой губки, электролизник расплавленных солей) востребованы только на этом заводе и требуют от сотрудников дополнительной квалификации, которую не дают в учебных заведениях. Поэтому, если у кандидата есть полное среднее (11 классов) или среднее профессиональное образование, его обучают на предприятии.
Но ситуация на рынке труда такова, что кандидатов на производственные вакансии мало. Нехватка синих воротничков — актуальный тренд для российской промышленности в целом. И Пермский край не исключение. Рабочие в этом регионе, по данным hh.ru, входят в тройку самых востребованных сотрудников. При этом число резюме в сегменте «Производство» в 2022 году от месяца к месяцу снижается: по статистике за май, количество активных соискателей уменьшилось на 15%, если сравнивать с весной-2021.
В городе Березники с населением чуть более 150 тысяч человек работают 5 больших заводов, включая промплощадку «Корпорации ВСМПО-АВИСМА». Так что работодателям приходится конкурировать за рабочих и специалистов на производство.
На это накладывается ещё одна особенность производственной сферы — высокая текучесть персонала. На производство в «АВИСМА» в месяц могут принять 60–80 человек. Но при этом также 30 человек могут уйти — с испытательного срока, на пенсию, из-за релокации и т. д. Но, несмотря ни на какие форс-мажоры, минимум 60% ставок на заводе должны быть закрыты.
Поэтому на «АВИСМА» уделяют особое внимание обучению сотрудников, повышению квалификации. Выплачивают корпоративные стипендии при получении среднего профессионального и высшего образования. Для привлечения и удержания специалистов в корпорации развивают различные программы поддержки: корпоративный соцпакет (льготы, медицинское обслуживание, компенсация питания), адресная помощь работникам в сложных ситуациях, бесплатные занятия спортом и др. Привлекают соискателей с опытом из других городов и сёл Пермского края. Иногородних обеспечивают жильём. Таким образом, активно развивают бренд работодателя.
Задачи бизнеса и трансформация HR-процессов
2022 год поставил перед HR-командой «АВИСМА» ещё более серьёзные задачи. Предприятие увеличивает мощности по производству титана. Чтобы обеспечить компанию специалистами нужной квалификации, рекрутерам потребуется набрать 250 сотрудников более чем 20 специальностей и профессий. Основная доля — это персонал для производственных участков, лишь 20 позиций потребуется закрыть в бэк-офисе.
Таким образом, выросла нагрузка на эйчаров, и Станислав Балыш предложил прогрессивный и экономически обоснованный шаг — автоматизировать рекрутмент.
Внедрение нового цифрового решения закрыло бы пустующую нишу в ИТ-инфраструктуре предприятия — в компании уже работают российская система электронного документооборота и собственная автоматизированная система по управлению персоналом «Кадры». А вот рекрутмент до сих пор не был оцифрован.
3 веские причины для автоматизации рекрутмента на заводе:
- Резюме кандидатов по всем позициям, от грузчика до руководителя направления, поступали на электронную почту команды подбора. Их сортировка, оценка кандидатов происходили вручную и на разных компьютерах.
- Базу резюме вели на ПК в вордовских файлах или бумажных архивах. Такой подход неэффективный, долгий и, как следствие, дорогой.
- Невозможно отслеживать источники откликов, а значит, оценивать эффективность каналов подбора и стоимость найма.
«С выбором CRM-системы определились быстро: я проходил обучение на курсах „Цифровой рекрутмент“, изучал разное ПО для специалистов по подбору,
По словам Станислава Балыша, внедрение Talantix помогло бы снизить нагрузку на HR-команду. Это и стало главным аргументом для HR-руководства. Кстати, во время тестового периода CRM-системы директор по персоналу сама проверила, как работает программа, изучила её функционал, оценила скорость поступления откликов в систему.
Служба ИТ-безопасности предприятия быстро согласовала использование российского ПО. Все данные Talantix хранятся там же, где и данные самого hh.ru, — в дата-центрах, расположенных на территории РФ.
Как перестроили подбор на завод
Команда по подбору персонала в демопериоде Talantix протестировала сервис, опробовала весь арсенал опций и выбрала для себя инструменты, которые активно применяют на первом этапе и которые помогают настроить подбор на предприятии.
Шаг 1: собрали базу резюме в одном месте
Начали с того, что собрали в Talantix базу резюме со всех job-площадок и ПК, которые использует команда по подбору. Оценили, кстати, полезную функцию по работе с персональными данными: для кандидатов с hh.ru согласие на их обработку уже получено, а для тех, кто пришёл из других источников, можно запросить его отдельно прямо из системы. Подробнее о новшествах федерального закона о персональных данных и изменениях для рекрутеров читайте в нашей статье.
Шаг 2: проанализировали источники
Аналитика Talantix позволила пересмотреть источники откликов и оценить самые эффективные. По словам Станислава Балыша, по дашбордам в системе чётко видно, какие каналы работают, а на какие не стоит тратить бюджет. В результате отказались от размещения рекламы в местных газетах. При этом выяснили, что для привлечения производственного персонала отлично работают социальные сети и городские паблики VK (пример: «Все Березники»).
Источники кандидатов, которые работают
Для поиска рабочего персонала:
- ТВ — региональные рекламные блоки на федеральных каналах. Звонков много, доходит до 20 откликов в день.
- Радио.
- Городские паблики в соцсетях — аудитория социальных медиа активно откликается, рекрутеры «АВИСМА» получают в неделю 60–70 откликов. За короткий срок удалось нанять 15–20 человек на вакансии технологического персонала.
- Реферальная программа (акция «Приведи друга») — премия 11 000 рублей, поэтапная выплата после 3 и 6 месяцев работы нового сотрудника.
- Работа с техникумами, социальное партнёрство — программы профориентации, корпоративная стипендия для студентов; подъёмные для молодых сотрудников, отслуживших в армии (50 000 рублей).
Для поиска специалистов на производство и в бэк-офис:
- Job-сайты
- Рекомендации сотрудников.
- Собственная база резюме.
Шаг 3: расширили воронку кандидатов
Кандидатов по рабочим профессиям не хватает, к тому же большая часть отсеивается на разных этапах трудоустройства. Чтобы расширить воронку кандидатов, Станислав начал использовать новый для себя инструмент — посадочную страницу в Talantix (лендинг вакансии/анкеты). Руководитель подбора публикует рекламное объявление с описанием вакансии в городских пабликах VK. Аудитория таких сообществ большая — десятки тысяч человек. Кандидат заполняет анкету на посадочной странице, нажимает «Отправить» и сразу попадает в базу Talantix. Откликов много, воронку кандидатов расширили.
Дополнительная опция — создать QR-код. Молодёжь сканирует код из рекламного объявления и сразу попадает на посадочную страницу с вакансией и анкетой. Анкету просто заполнить и сразу отправить в HR-службу завода.
Шаг 4: организовали простые и быстрые коммуникации с кандидатами
При большом числе откликов на рабочие вакансии команде по подбору очень просто коммуницировать со всеми кандидатами в Talantix. Вся переписка с соискателем остаётся в истории. Из CRM-системы отправляют письма кандидатам на электронную почту или пишут сообщения в мессенджеры. Оценили рекрутеры и шаблоны ответов кандидату для разных этапов. Например, пишут образец приглашения на собеседование и отправляют сразу всем соискателям, откликнувшимся на вакансию. Если кандидат не подходит, стараются сохранить дружественный диалог с ним для работы над будущими позициями.
Кстати,Talantix помогает компании повысить индекс вежливости на hh.ru (сводный показатель работодателя, включающий в себя скорость ответов и процент просмотренных откликов на вакансии). Чем больше Индекс, тем выше вакансии компании в выдаче и тем эффективнее подбор.
Шаг 5: выстроили коммуникацию с нанимающими руководителями
До 10 числа каждого месяца руководители подразделений «АВИСМА» присылают в HR-службу свои заявки на подбор рабочего и офисного персонала. Пока рекрутеры работают по стандартной схеме и не перенесли заявки в Talantix — это будущая точка роста для команды по подбору в применении функционала системы. Но отчасти этот подход помогает распределить нагрузку между ресёчерами и привычен для нанимающих руководителей.
По заявкам внутренних заказчиков заводят вакансии в Talantix и начинают поиск сотрудников по базе резюме, внешним каналам. А вот этап согласования кандидатов с нанимающими начальниками уже перевели в CRM-систему, несколько руководителей обучили использовать ПО. Такой подход на данный момент удобен и рекрутерам, и внутренним заказчикам.
Как CRM-система стала драйвером HR-развития
Сегодня без автоматизации HR-процессов сложно построить эффективную работу любой компании, а особенно крупного бизнеса. Чтобы дела предприятия шли в гору, нужна максимальная результативность его сотрудников. Цифровизация подбора не только позволила команде Станислава Балыша проанализировать проблемные места в подборе персонала, оценить качество поиска сотрудников, но и помогает развиваться в профессии, стала драйвером HR-развития.
Раньше KPI рекрутмента в компании измеряли процентами от закрытия вакансий (минимум 60% позиций должно быть закрыто), но это не самый объективный инструмент оценки работы команды по подбору, и он не может выявить всех проблем, мешающих быстро и эффективно нанимать сотрудников. Когда в «АВИСМА» внедрили CRM-систему, убрали часть рутинных операций, взялись за аналитику — посмотрели, какие источники наиболее эффективны для быстрого закрытия вакансий и на какие каналы стоит тратить бюджет, на каких этапах происходят недоработки, начали отслеживать продуктивность каждого сотрудника.
4 важных изменения у команды подбора «АВИСМА» с Talantix:
- Оптимизировали бюджет на подбор, получив объективную картину по источникам.
- Структурировали взаимодействие с заказчиками и дисциплинировали их с точки зрения рассмотрения резюме кандидатов.
- Увидели проблемные места в работе специалистов по подбору: что стоит улучшить и на каком этапе, чтобы быстрее закрывать вакансии.
- Изучают новые цифровые решения для рекрутмента, получают новые HR-компетенции.
Фото предоставлены предприятием «АВИСМА»
↩ К другим статьям об автоматизации HR