Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды

Анализ рынка труда в сфере «Туризм, гостиницы и рестораны» показывает, что данный сектор на протяжении всего 2023 года нуждается в новых работниках и опытных специалистах. Кроме того, эксперты hh.ru посетили фестиваль ресторанного рынка MEGUSTRO и представили свежую отраслевую аналитику рынка. Подробности — в нашем обзоре.

С января по середину октября 2023 года российские работодатели разместили на hh.ru более 600 тысяч вакансий, связанных со сферой туризма, а также ресторанно-гостиничным бизнесом. Это превышает показатели прошлого года на 40%. Относительно данных 2021 года рынок труда в сфере общественного питания и туризма демонстрирует ещё более серьёзный рост спроса на работников. Если же брать показатели за последний месяц, то спрос на работников в HoReCa в целом по стране вырос на 47% относительно сентября 2022-го.

Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды

География спроса

В топ регионов с наибольшим приростом новых вакансий в общепите по сравнению с прошлым годом сейчас входят преимущественно регионы Севера и Сибири: Магаданская область (+123% новых вакансий год к году), Тамбовская область (+114%), Калмыкия (+97%), Курганская область (+91%), Приморье (+86%), Якутия (+81%), Алтай (+76%), Екатеринбург (+68%). Возможно, такой прирост связан с развитием внутреннего туризма в данных регионах.

А по наибольшей доле вакансий традиционно лидируют Москва (более 13 000, или 19% от всего объёма вакансий в отрасли за месяц), Санкт-Петербург (почти 7000, или 10%), Краснодар (более 4500, или 7%), Московская область (более 4400, или 6%), а также Свердловская область (более 2800, или 4%).

Самыми востребованными профессиями в общепите по итогам девяти месяцев 2023 года в России стали курьеры, администраторы, официанты и бармены, а также повара, кондитеры. Кроме того, в топ по востребованности входят кассиры, бухгалтеры, водители. Дефицит кадров сильнее всего проявляется в сферах с массовым наймом, к которым относится и HoReCa.

Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды

Конкуренция за кадры

Аналитика hh.ru показывает, что на сферу общепита и туризма осенью этого года приходится 5,2% вакансий от всего объёма предложений о работе. На эту долю вакансий приходится 4,7% резюме от всего объёма резюме соискателей. В среднем на одну вакансию в этой сфере откликаются около трёх человек. Подобный показатель говорит об острейшем дефиците. Чуть лучше ситуация обстоит в Москве — 4 резюме на вакансию, что всё равно ниже нормы для рынка труда.

Наиболее активно с начала года размещали вакансии и искали персонал в сферах, связанных с общепитом и гостиницами, по данным проекта «Люди в цифрах», «Пятёрочка», «Лента», «Магнит», группа компаний «Теремок», «Перекрёсток», «Бургер Кинг Россия», «Токио-City», «Ашан Ритейл Россия», японский ресторан «Тануки», сеть семейных пиццерий «Сицилия», iFCM Group, Mriya Resort & SPA, сеть кофеен «Шоколадница».

Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды
METRO многие годы создаёт экосистему для ресторанной индустрии, поэтому нам важно не просто поставлять продукты, но и помогать развивать профессионалов в этой области, формировать будущее поколение поваров. Нашей гастроакадемии Stanfood в этом году исполнилось 2 года. Более 2000 поваров повысили свою квалификацию на интенсивах по одному из направлений: пекарскому, поварскому, кондитерскому, бариста. Сейчас, когда отрасль испытывает острую нехватку квалифицированного персонала, особенно важно предлагать студентам то, что востребовано на рынке и даёт практические навыки.
Евгения Щербакова, руководитель дивизиона b2b-маркетинга METRO

Зарплаты и бонусы

За год работодатели из сферы «Туризм, гостиницы, рестораны» изменили условия труда для новых работников. В частности, компании стали более гибко подходить к формированию рабочего графика и форматов работы сотрудников. Так, бизнес на 52% увеличил число предложений о работе с частичной занятостью. Для соискателей также на 57% выросло число вакансий со сменным графиком. На 112% вырос объём удалёнки в отрасли. Подобные изменения могут быть среди прочего связаны с кадровым дефицитом, с которым столкнулись работодатели, и решениями компаний предлагать более мягкие и удобные форматы работы кандидатам.

Кроме того, компании из сферы общепита стали более лояльны к кандидатам без опыта: доля вакансий для начинающих специалистов любого возраста выросла на 75% за год.

По данным сервиса «Банк данных зарплат» hh.ru работодатели из туристической и ресторанной сферы чаще всего сейчас предлагают своим текущим и будущим работникам следующие бонусы и соцгарантии: ДМС (есть у 30% компаний по отрасли), доставка сотрудников до места работы (53%), оплата или компенсация питания (80%), оплата мобильной корпоративной связи (66%), компенсация спорта (есть у 13% компаний в отрасли).

При этом интересно, что в 51% случаев работодатели из области туризма и ресторанно-гостиничного дела планируют в этом году увеличить численность штатов своих компаний в среднем на 10% от текущей численности.

Зарплатный вопрос работодателями из сферы общепита периодически тоже поднимается: по данным сервиса «Банк данных зарплат», 40,1% компаний из отрасли уже проводили в этом году индексацию зарплат своих сотрудников. Ещё 20,1% планируют это сделать до конца года (рост на 8% от текущего уровня). Остальные компании будут рассматривать этот вопрос только по решению высшего руководства.

Медианная предлагаемая зарплата в сфере общепита в 2023 году достигает почти 40 000 ₽, что на 5800 ₽ больше, чем в 2022-м. Одни из самых высоких зарплат предлагают работодатели Москвы (70 000 ₽) и Санкт-Петербурга (65 000 ₽).

Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды
Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды

Запросы

При этом анализ рынка показывает, что соискательская активность оставляет желать лучшего: она не превышает показателей ни 2022-го, ни 2021 года.

Соискатели демонстрируют интерес к работе в сфере общепита и туризма, но при этом из-за обилия предложений теперь могут дольше перебирать вакансии и рассматривать предложения. Наиболее активно рассматривают предложения о работе и выходят на рынок труда соискатели из Москвы (24% резюме от всего объёма в отрасли за последнее время), Санкт-Петербурга (11%), Московской области (7%), Краснодарского края (5%) и Свердловской области (3%).

Между тем у соискателей, как правило, фигурируют следующие запросы:

  • В целом по стране ожидаемая зарплата выросла на 5000 ₽, до 50 000 ₽, а работодатели в среднем предлагают меньше — около 39 800 ₽. Зарплатный дисбаланс составляет более 10 000 ₽.
  • По ряду профессий зарплатные запросы кандидатов могут превышать 90 000 ₽ (шеф-повар, администратор, менеджер и др.), работодатели не всегда соответствуют таким аппетитам.
  • 42% соискателей в сфере общепита находятся в возрасте до 30 лет и большая часть (64%) из них хочет работать с гибким графиком или сменами.
  • 49% соискателей с опытом работы в общепите хотели бы сменить место работы, но их удерживает от выхода на рынок труда страх не найти место лучше текущего.
  • 37% соискателей в сфере жалуются на низкие зарплаты в вакансиях от работодателей из общепита.
  • Для 35% кандидатов очень важно понимать, что за компания интересуется его резюме и видеть в открытых источниках отзывы, а также другую информацию о потенциальном работодателе.

Тренды рынка труда

Трудоспособное население — дефицитный ресурс, и его привлечение происходит по рыночной цене в соответствии с законами экономики. Дефицит человеческих ресурсов — фундаментальная проблема рынка труда России, и некоторые профессии, особенно массовые, в частности профессия повара или технолога, находятся в остром дефиците у компаний. Более того, эти профессии входят в топ наиболее востребованных у компаний из сферы HoReCa. В связи с этим аналитики hh.ru отмечают:

  • Стоимость привлечения кандидатов будет расти.
  • Управление эффективностью процесса подбора персонала заключается в оптимальном управлении бюджетом через рациональное использование сервисов.
  • Необходима работа над HR-брендом для привлечения соискателей, а также фокус на удержание персонала внутри компании.

При этом мы наблюдаем, что настроения соискателей по итогам третьего квартала этого года вышли на позитивный уровень и стали лучше, чем во втором квартале 2023-го. Выход настроений работников в позитивную зону и рост уверенности идёт на фоне снижения их интереса к поиску или смене работы. Это подтверждает анализ поисковых запросов по фразам «Вакансии», «Ищу работу», «Найти работу», проведённый агентством «Риалвеб» по просьбе hh.ru.

Соискательский спрос на поиск работы, судя по ключевым словам, снизился в первом полугодии 2023-го на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число поисковых запросов о вакансиях и работе наиболее сильно снизилось в регионах Центральной России и Северо-Запада — 66% от уровня августа 2021-го, в регионах Сибири — 68% от уровня двухлетней давности, на Урале, Юге и Поволжье — немногим выше 70%. Единственными регионами, в которых поисковые запросы о работе сохраняются на уровне двухлетней давности, стали Северо-Кавказские — 108%. Таким образом, привлечение новых работников, тем более массовых и рабочих профессий, для бизнеса в ближайшие месяцы и даже годы будет становиться всё более сложным и трудоёмким.

__________
При использовании результатов данного исследования ссылка на источник (для электронных изданий — гиперссылка на hh.ru) обязательна.

К другим статьям
;