Статьи

Пересматриваем сериал «Игра престолов» как пособие по HR-брендингу

Литература, кино и даже сериалы вдохновляют нас на рабочие свершения, дают почву для размышления, а зачастую и идеи, которые мы можем использовать в своей работе. Аналогии, связанные с HR-брендингом, можно найти практически везде, где есть хоть какая-то организация, а уж в таком масштабном проекте, как «Игра престолов», и подавно. Фанаты сериала из Бренд-центра HeadHunter нашли пять полезных уроков, которым учит HR-менеджеров «Игра престолов».

1. Ценности — платформа, на которой все держится

У каждой компании свои идеология, ценности, ценностное предложение для рынка. Это отражается на всех, кто контактирует с ней: сотрудниках, соискателях, партнерах, провайдерах, заказчиках и так далее.

В сериале: не нужно проводить долгие исследования, чтобы увидеть ценностное предложение каждой династии «Игры престолов». Старки — это верность, честь, прямота, храбрость. В этом их сила, за это их можно любить и уважать. Ланнистеры — приверженность семье, стремление к власти, в том числе умение хитростью добиваться результата. Таргариены неоднозначные персонажи, но основное у них — жажда власти, уверенность в своей правоте, которая помогает идти вперед, ну и, что скрывать, все это их приводит к сумасшествию. На протяжении всего сериала герои умирали за свои убеждения, продиктованные их династией.

2. Меняется среда или компания — меняется корпоративная культура

Корпоративная культура, ценности компании — гибкая сущность. Она меняется при смене руководства или изменении среды, а при слиянии компаний — тем более. В таком случае формируется либо сплав корпоративной культуры, либо насаждается культура компании-поглотителя.

В ходе этих процессов HR-менеджер столкнется с адаптацией и внедрением изменений в текущую корпоративную культуру компании. Если происходит смена собственников или руководства, могут произойти изменения в EVP (ценностном предложении).

В сериале: ярким примером стала история Дейенерис Таргариен, очень поучительным для HR-брендинга. С малых лет жизнь в изгнании в чужой стране, потом продажа в брак в обмен на армию, а затем — освобождение рабов, приобретение армии безупречных и объединения с севером. На первый взгляд, Дейнерис смогла удержать и объединить всех на пути достижения цели. Но очень важно за всеми этими слияниями и поглощениями не сойти с ума и не потерять ориентиров, ведь HR — это про людей и для людей, а все мы знаем, чем закончился фильм.

3. HR-слоган помогает запомниться кандидатам

HR-слоган — краткая и емкая фраза, в которой отражены ценностное предложение и отличие компании от других. «Быстрее, выше, сильнее» — в этом случае плохой вариант.

Слоган помогает соискателям, во-первых, запомнить и держать на слуху отличие компании. Простые фразы запоминаются лучше, чем длинный текст. Во-вторых, он помогает выделиться среди других компаний на рынке и понять, что подходит лично вам — по смыслу, формулировкам, эмоциям.

HR-слоган помогает соискателям запомнить вашу компанию.

В сериале: оценивая девизы династий, можно составить эмоциональное впечатление о династии.

У Старков вместо девиза, характеризующего семейство, — предостережение для остальных: «Зима близко».

У Грейджои главный девиз «Мы не сеем» отсылает к деятельности дома: никакого честного труда, только пиратство. Интересным дополнением к девизу стало «Что мертво, умереть не может» — с одной стороны, это жесткая характеристика людей с железных островов, которым ничто уже не страшно. С другой стороны, целых три персонажа из этого дома дожили до последних трех серий.

У Таргариенов девиз — «Пламя и кровь». Двойной смысл слогана, с одной стороны, подчеркивает связь человека с драконом, с другой — описывает характер людей из этого дома (они оставляют за собой лишь пламя и кровь, что ярко продемонстрировано в последней серии).

4. Не безумный креатив, а четкое отражение ценностного предложения компании

При разработке креативной концепции HR-бренда нужно исходить из сути ценностного предложения и особенностей целевой аудитории. Пусть будет только один образ, но четко считывающийся и понятный для аудитории.

В сериале: у каждого дома свой герб, отражающий символическое значение идеологии и смысл ценностей дома. У Старков — волк. У Ланнистеров — лев, у Таргариенов — дракон. Образы выбраны не случайно, они отражают характер дома и соответствуют слогану.

Мотивация сотрудников напрямую связана с ценностным предложением компании

То, что мотивирует сотрудников приходить на работу и работать эффективно, должно войти в основу ценностного предложения работодателя (EVP). Чтобы определить мотивацию именно ваших сотрудников, в первую очередь нужно провести глубинное интервью с ними. Зарплата, рабочее место и так далее — всего лишь базовые «гигиенические» факторы, похожие у всех работодателей. А вот то, что по-настоящему удерживает и мотивирует людей вкладывать свои усилия в работу, скорее всего, отличает вашу компанию от других.

В сериале: методы мотивации напрямую отражают ценности и определяют, как именно работают сотрудники. Ланнистеры держат всех в страхе и управляют методами кнута, Старки основываются на доверии, поддержке и лояльности. Таргариены — уникальный пример доверия и страха, ложного ощущения справедливости, которые позволили им получить неподдельную преданность своей армии.

Хотите настоящих примеров HR-брендинга в жизни, а не аналогий из сериала? Их можно посмотреть в портфолио Бренд-центра HeadHuner.

Вакансии дня

Комментарии